ХРЕСТОМАТИЯ
Пространственно-временные модели в искусстве кочевников Центральной Азии
Жуковская Н. Л. Пространство и время в мировоззрении монголов // Мифы, культы, обряды народов зарубежной Азии. М., 1986 (с. 118-135)
Пространство и время
— важнейшие категории культуры. Без них немыслимо рассмотрение проблем мифологии, религии, искусства, науки, ибо они образуют основную систему координат, в рамках которой возникают, функционируют и развиваются явления, характерные для этих форм сознания. Не менее важны они при рассмотрении этнических аспектов культуры, ибо каждый этнос отличается определенной спецификой в их осмыслении. И если уже давно стали устоявшимися понятия “мифологическое время и пространство”, “сакральное время и пространство”, то столь же правомерными нам кажутся словосочетания типа “пространство и время в охотничьих культурах”, “пространство и время в мире евразийских кочевников” и т.д.— понятия, в которых слились воедино этническая, экологическая и хозяйственно-культурная специфика ряда культурных ареалов.Монгольский материал, на котором построена эта статья, дает возможность проследить специфику всех упомянутых выше видов
—этническую (монголы и их ближайшие сородичи), экологическую (зона степей Евразии), хозяйственно-культурную (скотоводы-кочевники) —и определяемое ею понимание пространственно-временного континуума. И хотя существуют мифологическая и эмпирическая трактовки этого континуума (в составе последней можно выделить исторический и бытовой аспекты), хотя теоретически они представляют собой разные точки отсчета, к которым восходят две разные системы мировосприятия (мифо-поэтическая и рационально-логическая), непроходимой пропасти между ними нет. Полагаю, что реалии монгольской культуры проиллюстрируют это достаточно хорошо.Начнем с мифологических пространства и времени. Мифология
— универсальная идеология эпохи первобытности и пра-основа многих позднейших элементов и явлений в культуре человечества (1). Специфика мифологических пространства и времени суть специфика мифологии вообще как раннего этапа развития человеческого сознания, проявляющая себя во всем, что укладывается в ее рамки. Мифологические характеристики пространства следующие: его одухотворенность, конкретность (насыщенность материальными предметами), неразрывная слитность со временем, организованность, т. е. членение на составляющие, основанные на бинарной классификации (север — юг, правое — левое, верх — низ и др.). Взаимосвязанность пространства с числом (основа не только будущих оккультных учений, в частности нумерологии, но и наук— астрономии, геометрии); пространство идентично освоенной вселенной (космосу) и противостоит непространству (хаосу), т. е. всему, что не освоено, не осмыслено и соответственно не является территорией “первотворения”, на которой совершают свои поступки, деяния, акты творения первые боги, первые люди, культурные герои (2).Говоря о мифологическом времени, следует помнить, что прежде всего это правремя, время “первотворения”, т. е. появления на земле и на небе всего, что на них было с незапамятных времен (ландшафта, животных, растений, зверей
— всей природы и культуры); само оно неизмеримо, но служит точкой отсчета, с которой начинается то, что возникло потом; будучи неизмеримым линейно, оно тем не менее замкнуто в циклы, в которых постоянно воспроизводит (по образному выражению Е. М. Мелетинского — “топчется”, “кружится”) в календарных обрядах акт первотворения мироздания; благодаря реально повторяющимся календарным циклам время мифологическое и время эмпирическое как бы сосуществуют одновременно, не мешая и не противореча друг другу, поскольку они в разных измерениях (3).Не вдаваясь в реконструкцию изначальных мифологических сюжетов монголов (практически едва ли не все, что можно было из них извлечь, использовав методы ретроспекции, аналогии с мифологиями соседних народов и т.д., уже сделали В. Хайссиг и С. Ю. Неклюдов (4)), мы хотели бы остановится на некоторых аспектах и объектах традиционной монгольской культуры, которые на первый взгляд никак не связаны с проблемами мифологии
, но по некоторым размышлениям вполне могут быть вписаны в систему ценностей, сформулированную еще в “мифологические” времена.Речь пойдет о тех элементах, объектах и явлениях культуры монголов, в которых проявляются пространственно-временные представления. Прежде всего это, конечно, юрта и связанный с нею комплекс понятий. О монгольской юрте написано очень много и в самых разнообразных аспектах: юрта как основа всей кочевой архитектуры (5), юрта как один из типов кочевого жилища, включая типологию юрт (6), юрта как “семейная территория” и хозяйственная единица (7), наконец, юрта как модель вселенной в представлении монгольского кочевника (8). Последний аспект в данном случае представляет для нас наибольший интерес.
Вкратце основная идея автора этой концепции польского ученого Е, Василевского сводится к следующему: юрта
— модель вселенной, микромир кочевника, она ориентирована по странам света, имеет центральную ось, проходящую через очаг — дымовое отверстие (тооно), юрта делится на семантические секторы: правый — левый, северный — южный, верхний — нижний, почетный -- непочетный, мужской — женский (9). Все это проявления общечеловеческой глобальной идеи “дом — модель мира”.И сама эта идея, и разнообразный подтверждающий ее региональный материал уже заняли довольно прочное место в научной литературе (А. Леруа-Гуран, А. Я. Гуревич, В. М. Долгий, А. Г. Левинсон, Т. В. Цивьян, А. К
. Байбурин и др.) (10). Удивительное структурно-семантическое сходство в планировке неолитических поселений, античных и средневековых городов, храмов и монастырских комплексов трех ведущих конфессий мира (буддизма, христианства, ислама) и их восточных и западных предшественников, как справедливо отмечает А. Леруа-Гуран, не надо искать ни в магии, ни в каббале, ни в иных “секретах” наших предков, они — следствие поисков и раздумий человека над упорядочивающим началом во вселенной среди природного хаоса (11).
Освоение или “одомашнивание” (термин того же А. Леруа-Гурана) пространства и времени — “это прежде всего проблема семиотического характера”. Так определяет его основную суть А. К. Байбурин (12). “Освоенное пространство, — пишет он, — всегда семантизированное пространство, подвергшееся некоторой ценностной акцентировке, содержание, приписываемое освоенному пространству, и в частности дому, наиболее адекватно описывается с помощью таких категорий, как свое, близкое, принадлежащее человеку, связанное с понятием доли, судьбы; главное (сакральное), связанное с огнем очага и т.п.” (13). Все эти общие моменты восприятия освоенного пространственно-временного континуума, которые А. К. Байбурин в дальнейшем иллюстрирует материалом по славянскому жилищу, в равной степени могут быть отнесены и к монгольскому.
Способов сакрализации юрты несколько: можно сказать, что в ней находится ряд предметов, точное размещение которых на своем месте и точное исполнение относящихся к ним предписаний превращает юрту в освоенное (сакральное) пространство, противостоящее прочему миру. Эти предметы следующие: очаг, дверь и порог, дымовое отверстие (тооно), расположенное в верхней части юрты, и функционально связанные с ним волосяная веревка (чагтага) и шест (багана), придающие юрте устойчивость; дух
— хранитель юрты и живущей в нем семьи (гэртээ сахиус), алтарь с буддийскими божествами (бурханы ширээ). Иногда к ним добавляются еще некоторые детали, но вариантность зависит уже от конкретной ситуации (например, хадак— шелковый платок с благопожелательной символикой в юрте новобрачных и т.п.).Уже при установке юрты чрезвычайно важным считается соблюдение основных правил ориентировки и размещения ее составных частей и хозяйственного инвентаря. Это важно не только с чисто практической точки зрения (все вещи в кочевом хозяйстве должны быть на своем месте и всегда под рукой), но и с пространственно-семантической, естественно не осознаваемой каждым скотоводом при установке юрты на новом месте (а это приходится делать порою до десяти раз в год, а то и более). Обычно он просто следует сложившейся веками традиции, стараясь, чтобы все было на своем месте и правильно сориентировано в пространстве.
Дверь юрты должна быть обращена к югу, тогда противоположная входу почетная часть юрты хоймор будет действительно находиться на севере, где ей и полагается быть
(хойт по монг. “север”, “северный”, “задний”, хоймор — северная, задняя часть юрты). Таким образом, деление юрты идет по оси восток—запад на две части: южную, примыкающую ко входу и заполненную хозяйственными предметами — профанную, и северную, сакральную, где находится семейный алтарь и прочие важные для семьи предметы. По оси север—юг юрта делится на две другие половины — западную (правую, мужскую) и восточную (левую, женскую).В мужской половине юрты хранятся скотоводческий и охотничий инвентарь (седло, ружье, кнут, орудия для таврения скота, бурдюк с кумысом и т.п.), которые имеют отношение к специфике мужского труда у кочевников. На женской половине юрты
— хозяйственная утварь (чашки, чайники, пиалы, ведра, шкафы), запасы продуктов, рукоделие, ящик с сухим пометом (аргалом) для очага и др. Разумеется, это деление не абсолютное, оно скорее традиционно предпочтительное, как, впрочем, и разделение обязанностей на мужские и женские.Пространство юрты, как мы уже говорили выше, имеет несколько знаков-символов, с помощью которых оно осваивается, “одомашнивается”, отгораживается от остального мира. Эти символы выступают как обереги-охранители, стоящие на рубеже понятий свой
— чужой, внутри — снаружи, благоприятный — неблагоприятный и т.д.Прежде всего это очаг
— символ обжитого дома, место обитания “хозяйки” или “хозяина” огня - богини Ут (Од), Отхан галахан (“хан огня”) , Отгалахан (“хан огня От”) . Известно около десятка имен и эпитетов, под которыми он (она) выступает в гимнах и призываниях (14). Все исследователи культа огня у монголов полагают, что первоначально божество огня и домашнего очага было существом женского пола (15). Далее мнения расходятся. Одни считают, что позднее, в период сложения классового общества, оно превратилось в божество мужского пола (16), другие — что возникло целое семейство хранителей огня, среди которых были “мать огня”, “отец огня”, “дедушка огня”, “бабушка огня”, “молодая хозяйка огня” и даже “сестры огня”, так называемые “белые целительницы” (17). Вся семья божеств огня связана с домашним очагом.Очаг
— это семантический центр юрты, выступающий как точка отсчета при организации ее пространства, и место, вокруг которого протекает вся жизнь семьи. С очагом и огнем связан ряд весьма важных запретов, от соблюдения которых зависит благополучие членов семьи. Цель их: ни в коем случае не допустить осквернения очага и оскорбления “хозяйки” огня, ибо это может привести к распаду семьи, гибели ее членов, угасанию рода. Запрещалось лить воду в очаг, касаться огня ножом или какими-либо острыми предметами и даже, как отмечает Плано Карпини, “рубить топором возле огня”, так как можно случайно отсечь голову “хозяйке” огня (18). Нельзя кидать в огонь грязь и мусор, особенно волосы. Страшным грехом считалось лить в огонь молоко. Хотя молоко было “белой”, а стало быть, священной пищей, первоначально жертва огню состояла только из масла (отсюда — “масленое лицо” — один из эпитетов “хозяйки” огня) (19). Поэтому даже случайное попадание молока в огонь нуждалось в специальной искупительной жертве.Один из древнейших и весьма строго соблюдавшихся запретов, нарушение которого яса Чингисхана приравнивала к убийству родственников,
— запрет гасить огонь в очаге. Погашенный очаг — символ упадка рода, распада семьи. Он может догореть и погаснуть сам, хотя, вероятно, в более отдаленные времена огонь в очаге должен был гореть постоянно. У бурят отмечен такой обычай: когда сыновья отделяются от отца или дом продается за долги, в очаг льется вода, чтобы огонь угас и не видел разорения дома (20). Существовал специальный ритуал жертвоприношения “хозяйке” огня, совершавшийся возле домашнего очага. Он включал в себя поднесение, т.е. сжигание на огне предназначенных ей жертв, обращение к ней с просьбами и мольбами, совместную трапезу всех участников моления. Поводами для жертвоприношений могли быть проводы старого и встреча Нового года, перекочевка и установка юрты на новом месте; “знакомство” невесты с “хозяйкой” очага при первом ее появлении в юрте жениха; выпрашивание-вымаливание у “хозяйки” очага потомства и богатства (обряд, проводившийся бездетными женщинами); умилостивительный обряд в случае нарушения какого-либо запрета; очистительный обряд для изгнания всякой нечисти, избавления от дурных помыслов и прочего зла (21). Так осуществлялась сакрализация очага в юрте.Следующий семантически значимый объект
— дверь и особенно порог. Дверь отделяет юрту от окружающего неосвоенного, “дикого” пространства; дверь — граница двух миров, и соответственно пересечение этой границы как в ту, так и в другую сторону было сопряжено с соблюдением ряда правил, вошедших в качестве составной части в монгольский этикет, в культуру общения, несущую на себе определенную этническую специфику и тем не менее отражающую некоторые общечеловеческие закономерности (ср. функцию двери в славянском жилище) (22).При пересечении порога извне вовнутрь гость обязан оставить за пределами юрты оружие, вынуть из ножен нож
, а у некоторых групп монголов (в частности, боржигинов) прикоснуться ладонью правой руки к притолоке двери. Все три жеста — символ мирных намерений входящего из мира “чужого” в мир “свой”. Разговаривать через порог не принято. Гость должен сначала выполнить ряд обрядовых церемоний, ассоциирующихся у монголов с правилами гостеприимства: пройти по часовой стрелке и занять подобающее ему место (мужчина — на мужской стороне, женщина — на женской, почетный гость — в хойморе), затем обменяться табакерками с хозяевами и понюхать табаку друг у друга, затем выкурить по трубке и выпить по пиале чая, который за это время заварит хозяйка, при этом происходит обмен стандартными приветствиями, как правило не несущими никакой информации, и лишь после всего этого следует приступить к деловому разговору. Сейчас это чисто этикетная ситуация, но в ней можно видеть отголосок когда-то семантически значимого “переходного” ритуала: пересечена граница двух миров, один из которых снаружи, другой — внутри, первый — чужой, второй — свой. В первом заключена опасность, и первоначальные контактные ситуации обязаны ее развеять и сгладить. Поведение гостя, соблюдение им всех правил — часть ритуала перевода “чужого” в “свой”.Не менее важно пересечение порога в обратную сторону: выход из юрты. Очень плохая примета споткнуться о порог при выходе, это значит, что благодать может уйти из дома, из юрты. Чтобы этого не произошло, споткнувшийся должен вернуться, взять из ящика перед очагом кусок аргала или ветку и кинуть их в очаг, если огонь горит, а если нет, то разжечь его
— дань “хозяйке” очага, которая смилостивится и убережет семейную благодать.Порог оберегает добрых духов и благодать внутри и препятствует проникновению зла извне. Для усиления этого эффекта у западных групп монголов (дэрбэтов, баятов) над притолокой двери закрепляют острием вниз нож, пилу или просто железную пластинку. Их назначение
-- пресечь, рассечь, обезвредить то зло, которое может прийти в юрту из “чужого” пространства. Когда семья возвращалась после похорон кого-либо из ее членов, то перед входом в юрту зажигали один или два костра: участники похорон, прежде чем войти, должны были дымом очиститься от всей скверны и нечистоты, связанной с умершим и местом его погребения.Покойника выносили головой вперед в одних случаях через порог
— и тогда юрту после этого переносили на новое место, в других случаях разбирали одну из стен юрты, как правило на мужской стороне, и выносили покойника через нее.Запрещалось наступать на порог и сидеть на нем, последнее разрешалось лишь гонцам, прибывшим с плохими вестями.
Следующий пограничный объект
— тооно, дымовое отверстие юрты, через него же в юрту попадает свет, так что по своим функциям оно соответствует окну в стационарном жилище оседлого населения. Связанных с ним запретов и примет немного, но они лишь подчеркивают его функциональное сходство с окном: нельзя передавать что-либо через тооно, неприлично переговариваться через него. У халха есть примета: если птица через тооно влетит в юрту, то придет гость, который останется ночевать.С тооно связаны два предмета, не имеющие пространственно-разграничительного назначения, но выступающие в роли оберегов благополучия дома и семьи. Первый из них чагтага
— плетенная из волоса веревка, которая прикрепляется к центру тооно и к которой при сильном ветре подвешивается тяжелый камень, служащий балансиром и придающий юрте устойчивость. В обычное время при хорошей погоде чагтага закрепляется за потолочные жерди конусообразной части юрты (уни) и ей придается форма желудка овцы, обращенного выпуклой частью к двери юрты. Считается, что в таком положении чагтага содействует появлению достатка в доме: если что-либо в такой желудок “попадет”, оно останется в юрте. Нельзя допускать, чтобы кончик чагтага “смотрел” в сторону двери — тогда достаток может покинуть семью. При продаже скота на сторону несколько волосков шерсти (овечьей, верблюжьей, а также из конской гривы или хвоста) вплетались в чагтага. К ней же прикреплялись полоски ткани, из которой члены семьи шили себе новую одежду.Второй предмет, функционально связанный с тооно,
— шест багана. Нижним концом он упирается в землю или в пол юрты возле очага, верхним, раздвоенным — во внешний обод тооно. Он служит опорным столбом, поддерживающим обод дымового отверстия, хотя в принципе юрта небольшого размера, поставленная аккуратно, с соблюдением всех правил, могла бы обходиться и без неге. В юртах с восемью и более стенами бывает обычно два багана, в крупных юртах дворцового типа — четыре и более. Если багана один, он стоит под углом к земле, если два или четыре, то они стоят вертикально. Багана — символ устойчивости и благополучия дома. Если юрта осмысляется в мифологии как модель вселенной, то багана — это мировая ось, соединяющая тооно (верх) и землю (низ). В ряде местностей Монголии сохранилось использование багана в родильной и похоронной обрядности, что говорит о его связи с такими понятиями, как жизнь и смерть, преемственность поколений, прошлое и будущее.Внутри юрты имеются еще два объекта, с которыми связана ее пространственная сакрализация: гений-хранитель юрты (гэртээ сахиус) и семейный алтарь (бурханы ширээ). Сахиус
—это талисман, который в качестве гения-хранителя семьи прошел определенную эволюцию. В системе народных верований монголов “хозяин” юрты был одним из тех многочисленных духов, среди которых жил, от которых зависел и которого вынужден был всячески ублажать человек. Среди этих духов уже упомянутая выше “хозяйка” очага, “хозяева” местности (гор, рек, озер и других участков ландшафта), “хозяин” тайги в целом, “хозяева” отдельных промысловых зверей, предки семьи и рода (онгон, онгод) — каждый из них был важен и “нужен” по-своему. “Хозяин” юрты входил в число предков семьи и рода, это был семейный онгон, хранившийся в юрте и почитавшийся всеми членами семьи. Он имел, как правило, антропоморфный облик -- в виде небольшого (размером в несколько сантиметров),--вырезанного из дерева, металла или кожи человечка; глаза ему делались из бусин, волосы из шерсти и т.д. Хранили его в мешочке из кожи или небольшом деревянном ящике. Места хранения варьировали: либо его подвешивали к центру тооно, либо прикрепляли над притолокой или же прятали в сундук, подальше от посторонних глаз. Онгонов полагалось “кормить” — ставить перед ними пишу и питье (23). Этот обычай до сих пор изредка встречается у халха центральных и западных районов Монголии. Для “хозяина” юрты они ставят небольшой сосуд с молоком на притолоку и регулярно заменяют его свежим.С распространением ламаизма образ “хозяина” претерпел некоторые изменения в соответствии с общебуддийским процессом трансформации и адаптации добуддийского культурного наследия. Его заменил сахиус, которого для семьи подбирал лама соседнего монастыря. Как правило, это было главное буддийское божество этого монастыря (24
). Однако многовековая традиция хранить “хозяина” юрты в мешочке продолжала сохраняться, хотя сахиус уже представлял собой узкую полоску бумаги с напечатанной на ней буддийской молитвой: ее заворачивали в небольшой кусочек ткани и хранили в таком же мешочке в тех же самых местах юрты. Кроме того, каждый член семьи мог носить на шее ладанку (гоу) с такой же молитвой, ибо сахиус монастыря и семьи был одновременно личным сахиусом всех проживающих в зоне действия этого монастыря лиц. Его изображение (иконописное или скульптурное) помещали на семейном алтаре (бурханы ширээ), стоявшем в хойморе столике, вокруг лежали буддийские священные книги, находился алтарный набор из восьми чаш (одной большой и семи маленьких) с традиционным набором буддийских жертв, горела лампада.Семейный алтарь был самым поздним по времени возникновения сакральным объектом в юрте. Его выделение в самостоятельную ритуальную точку в системе ламаистской практики связано с утверждением ламаизма в качестве официальной государственной религии Монголии, что законодательно было оформлено в
1640 г. сводом монголо-ойратских законов, а на деле свершилось значительно позднее, по-видимому в конце XVIII в. (25). Однако для нас сейчас важно не то, когда это произошло, а то, что семейный алтарь вписался в качестве дополнительной детали в общую систему сакрализации юрты как дома, микромира, освоенного пространства, не вытеснив и не заменив собою все “святыни” предшествующих веков, а встав в один ряд с ними. Пантеон духов — защитников семьи пополнился еще одним персонажем с прилагающейся к нему буддийской легендой, и хотя на уровне официального монастырского культа этот персонаж, как правило, был из разряда “хранителей веры” (Лхамо, Чжамсран, Чойжал и др.) либо представителей богов высшего ранга (Женрейсег -- бодхисаттва Авалокитешвара, Цагаан и Ногоон Дара-эхэ— Белая и Зеленая Тара) и выступал на первое место в системе официальных торжеств, на уровне семьи он был лишь рядовым членом “семейной мифологии”, деля свои функции оберега-защитника с “хозяйкой” очага, чагтага, багана, и не столько вытеснил былого “хозяина” юрты, сколько объединил с ним свои усилия.Пространство за пределами юрты сочетало в себе статический и динамический принципы его освоения. Первый, как отмечено исследователями (Е. М. Мелетинским, А. Я. Гуревичем и др.), характерен для носителей оседлой, земледельческой и городской культуры, второй
-- для кочевников. Тем не менее, пока юрта стояла на одном месте в промежутке от одной кочевки до другой, вокруг нее образовывалась определенная зона “одомашненности”, которая по мере удаления от юрты все более и более слабела. К “погранзаставам” этой зоны можно отнести коновязь (5—6 м на юг или юго-восток от юрты) и хашаан — загон для скота (10—12 м на северо-восток или северо-запад). В промежутке между этими объектами размещались небольшая хозяйственная юрта (она была далеко не у каждой семьи), склад топлива, корзины для него, деревянная повозка для перекочевки и т.д. За границей коновязи и хашаана кончался обжитой, “одомашненный” за время данной стоянки мир.Нами рассмотрена абстрактная ситуация, когда кочует одна семья и она одна находится на стоянке. Но на практике такое бывало и бывает редко. В старину кочевали айлами, хотонами, ордами. Айл
— несколько родственных семей, а значит, и юрт; хотон — территориальная община, объединение нескольких кровнородственных групп, прежде возводивших себя к одному общему предку, а позднее имевших общего предводителя, орда — ставка хана, с которым вместе кочевало много родственников, дружинников, слуг, простого народа. Характерный для всех кочевников в прошлом тип временного стойбища — это курень — круг, внутри которого размещали на ночь скот, повозки, хозяйственные предметы и т.п., а в центре стояла юрта (в орде — юрта-дворец, позднее стационарный дворец) предводителя, светского и в то же время сакрального главы. Естественно, что в таком случае освоенным, сакральным считалось все пространство, заключенное внутри внешнего круга, будь то айл, хотон или орда, а сам внешний круг был границей мира своего и чужого, не только в символическом, но и в весьма практическом смысле. Многовековой опыт кочевания подсказал, что круговое построение — самый удобный способ обороны в случае внезапного нападения врага. А поскольку история кочевых народов содержит в себе немало воинственных страниц, то военный лагерь и мирное стойбище практически не отличались друг от другаВ плане динамического освоения пространства кочевниками интересно отметить, что все стоянки имели довольно сходную топографию и топонимику. Поскольку кочевки всегда были ограничены хотя условными и довольно размытыми, но все же определенными этническими, а внутри последних еще и административными границами, то все сезонные стойбища из года в год располагались, как правило, в одних и тех же местах, которые выбирались с учетом максимальных удобств, имевшихся в данной ландшафтной зоне
<...>.Сакрализация освоенной местности происходила с помощью обо
— куч камней, сооружавшихся в честь местных духов-хозяев. Они были своего рода маркерами родовой, а позднее этнической территории. Воздвигались эти кучи, как правило, в каких-либо приметных точках ландшафта (на вершинах гор, на горных перевалах, на перекрестках дорог, на берегах рек и озер) и представляли собой синтез первоначального святилища (своего рода прахрама) и жертвы одновременно. Каждый приходивший на обо или проезжавший мимо человек должен был что-либо оставить там — камень, лоскут, долю пищи и питья, позднее пошли в ход деньги, спички, бутылки, а в наше время даже и детали разбитых машин. Важных родовых духов и места их обитания чтили в особо установленные дни. Тогда совершались многочасовые ритуалы превентивного характера с принесением в жертву скота, молочных продуктов, возлияниями, гуляньями и спортивными состязаниями. Однако эти народные языческие, переросшие позднее в ламаистские ритуалы-гулянья были уже намного шире и глубже по своим задачам, чем просто маркирование родового или этнического пространства. Цель последних состояла в том, чтобы заручиться сакральной поддержкой того сонма духов, которым была “подведомственна” территория данного человеческого коллектива. То же отношение к пространству отмечает С. Г. Кляшторный у древних тюрок: деление на “свое” и “чужое”, враждебное или спасительное, обозначение его этническим термином, сакрализация и даже определение его как племенного божества (30). Последнее можно рассматривать в качестве аналога культа “хозяев” местностей родовой территории.
Для бытовых нужд существовали следующие способы измерения пространства: “одна кочевка”—приблизительно 10 км (31) (в “Сокровенном сказании” одноглазый Дува-Сохор “мог видеть на целых три кочевки” (32), т. е. на расстоянии около 30 км); “день езды (верхом)” — опять-таки мера не очень точная, но скорее всего около 30 км (в “Сокровенном сказании” Темуджин “в три ночи и в три дня” доехал домой) (33). В народной метрологии способы измерения расстояния, в основе которых лежат временные понятия, не редкость, они основаны на изоморфности пространственно-временных представлений (ср., например, аналогичные меры расстояния у славян и других народов: день [пути, хода], неделя, год [езды, хода] и даже час езды) (34). Перейдем к проблеме времени. <...>
Ч. Лувсанжав приводит одну из систем измерения времени, ориентированную на образ жизни тарбагана. В этой системе выделяется семь основных периодов его ежегодной деятельности: 1) время, когда тарбаган просыпается от спячки; 2) когда его печень становится белой; 3) когда линяет его шкура; 4) когда он набирает жир; 5) когда волос его шкуры достигает необходимого размера; 6) когда тарбаган собирает сухую траву для норы; 7) когда он впадает в зимнюю спячку (39). Образ жизни тарбагана в течение дня породил особую ориентировку в дневном времени: 1) время, когда тарбаган утром вылезает из норы; 2) когда он идет есть траву; 3) когда он днем вылезает из норы; 4) когда он вечером идет есть траву; 5) когда он вечером вылезает из норы (40). Ч. Лувсанжав при этом замечает, что такие же способы ориентации во времени могут быть построены на образе жизни (в течение года и дня) медведя, волка, лисицы и других животных и что число таких временных циклов практически неограниченно.
Существовало несколько бытовых способов определения дневного времени: по движению солнечного луча, падающего сквозь тооно и передвигающегося по внутренним деталям конструкции юрты; по положению солнца на небосклоне и освещенности отдельных деталей ландшафта. По местонахождению солнечного луча в юрте весь световой день от восхода до заката солнца делился на
29 временных периодов. Между 1-м и 29-м периодом солнечный луч обегал юрту, начиная с западного обода тооно через уни (жерди конусообразной части юрты) по решеткам стен до самого пола и назад по тем же самым деталям восточной стороны юрты, пока последний луч заходящего солнца не сверкнет на восточном ободе тооно и завершит собою 29-й период дневного времени (41). От размеров юрты и от места ее расположения (в степи, в лесу, на горе, под горой) солнечные часы юрты не зависели, но зато они зависели от сезона года. Зимой световой день был намного короче и расстояние между каждыми двумя точками луч пробегал быстрее, чем летом.Для определения времени дня по положению солнца на небосклоне были выделены следующие пять временных периодов:
1) когда утреннее солнце освещает пики западных гор; 2) когда утреннее солнце высоко в небе; 3) когда полуденное солнце в зените; 4) когда послеполуденное солнце склоняется к горизонту; 5) когда вечернее солнце освещает пики восточных гор (42). Такая система легко корректировалась ландшафтными условиями в каждом конкретном участке центральноазиатских степей: там, где не было гор ни на западе, ни на востоке, а была лишь ровная степь, речь могла идти просто о солнечном диске, появляющемся из-за горизонта на востоке - 1) и уходящем за горизонт на западе - 5).
Общим для всех кочевников Евразии можно считать выделение 12 отрезков времени в течение года (по 3 в каждый сезон), когда необходимо было совершать сезонную кочевку, находиться на территории сезонного кочевья и затем с него уходить (например: время двигаться на летние стоянки, время находиться на летних стоянках, время ухода с летних стоянок и т.д.). Для тех, кто занимался обслуживанием какой-то одной породы скота, год и день делились на периоды, связанные с биологическими циклами ее поведения и хозяйственными видами деятельности по ее содержанию (периоды года: отел, выгон на пастбище, нагул, случка и т.д.; периоды дня: время выгона скота на пастбища и т.д.). Например, кобыл доили шесть раз в день, эти шесть раз равномерно распределялись между 29 промежутками светового дня, они носили соответствующие названия: время первой дойки кобылиц, время третьей дойки и т.д. Последняя совершалась в 29-й отрезок светового дня, т. е. практически в момент захода солнца. Выражение “во время шестой дойки кобылиц” означало конец дня.
Для обозначения коротких отрезков времени существовало несколько выражений, рожденных реалиями кочевой жизни: “время установки юрты” (чуть побольше часа), “время дойки овцы” (около 10 мин.), “время кипения одного котла чая” (8— 10 мин.), “время выкуривания одной трубки” (3—5 мин.). У агинских бурят существовала такая единица времени, как просто тогоо (“котел”) — время, необходимое, чтобы сварить пищу в котле (44).
Подводя итог изложенному, хочется еще раз подчеркнуть следующее: во-первых, человек осваивал и “одомашнивал” время и пространство везде и на протяжении всей его истории более или менее похожими способами; во-вторых, расширение географических и исторических знаний о мире в масштабах всего человечества отнюдь не мешало каждому конкретному этносу и даже какой-либо его подгруппе (субэтносу) создавать свою модель мира с самого начала; в-третьих, хотя мифологическое и эмпирическое время и пространство противостоят друг другу как сакральное и профанное, пропасти между ними нет, и в реалиях повседневной культуры нет-нет да и встретишь отголоски и воспоминания о древнейшем периоде истории человеческой мысли, за которым не без оснований закрепилось название “мифологический”.
Вайнштейн С. И. История народного искусства Тувы. М., 1974 (с. 29-34)
Оленные камни давно привлекают внимание исследователей, однако их интерпретация и происхождение остаются поныне во многом спорными. Как уже отмечалось в литературе (95), по стилистическим особенностям выбитые на памятниках фигуры оленей могут быть подразделены на две группы. В первой преобладают изображения животных в горизонтальном положении, трактованные сравнительно правдиво, несмотря на определенную стилизацию и даже канонизацию поз. Олени здесь либо прямостоящие, либо в летучем галопе с подогнутыми ногами и откинутыми назад рогами, нередко с клювообразными мордами. На памятнике второй группы животные обычно расположены под углом к оси стелы и даже вертикально, причем переданы значительно более вычурно. Обычно на оленных камнях обеих групп фигуры животных и оружие выбиты углубленными силуэтами.
По сюжетам рисунков оленные камни могут быть подразделены на два основных типа. Один включает, наряду с животными, пояса с изображением оружия и других предметов и геометрические фигуры. Ко второму типу могут быть отнесены камни, покрытые почти исключительно силуэтами животных. Встречаются также “переходные” типы, в том числе без изображения животных, но с рядом других фигур.
Для первого типа весьма характерен оленный камень, обнаруженный мною в Северной Туве у пос. Сушь (рис. 19 – 20). На двух широких плоскостях этого четырехгранного массивного и высокого (высота около 1, 7 м) камня нанесены силуэты оленей и лошадей, а также показан пояс с подвешенным к нему оружием – чеканом, кинжалом и луком в налучье. Камень как бы разделен на три зоны, что наблюдается и на некоторых других камнях этого типа. В средней части верхней зоны одной плоскости достаточно отчетливо виден круг, вверх и вниз от которого идут короткие линии, причем нижняя имеет утолщение на конце. В круге и вне его имеется несколько, вероятно случайных, точечных выбоин (96). На противоположной стороне верхней зоны выбит круг с опускающейся вниз линией с утолщением. Н.Л. Членова рассматривает эту фигуру как серьгу в виде кольца с подвешенным к ней на стержне шариком (97). Изображения, состоящие из круга, круга с точкой в центре, а также с опускающимся вниз стержнем, иногда с утолщением на конце, неоднократно отмечены в верхней части оленных камней. Иногда круг показан с расходящимися лучами, бесспорно символизируя солнце (рис.22-2).
А. П. Окладников пришел к убедительному выводу, что круги с идущей вниз линией следует трактовать как бронзовое зеркало с опускающейся вниз ручкой, столь характерной для скифского времени, тем более, что в древних мифологических представлениях бронзовое зеркало нередко служило символом солнца, его двойником (98). Можно полагать, что круг с точкой в центре на оленных камнях также был солярным знаком, подобно тому как мы это видим на некоторых писаницах, а также на рисунках в Сибири в еще недавнем прошлом. На шаманских бубнах хакасов, шорцев, алтайцев в центре солярных знаков имелась нередко точка или кружок (99). Причем не исключено, что такой солярный знак в сибирском шаманстве восходит к древним рисункам бронзовых зеркал в виде круга с точкой в центре. Впрочем, такой круг мог первоначально означать и характерное для раннескифского времени бронзовое зеркало с кнопкой в центре, став затем элементом солярной символики не только на оленных камнях и писаницах, но и в сибирском шаманстве, устойчивость древних традиций в котором достаточно известна.
Вверху узкой грани камня показаны три косые полосы
— обычная для многих оленных камней деталь. Вся верхняя часть камня охвачена пояском из овальных вдавлений, которые, вероятно, символизировали бусы ожерелья (100). Ниже “ожерелья” расположена средняя зона. Здесь мы видим фигуру в виде оконтуренного шеврона. Подобные фигуры с пересекающей их посредине вертикальной линией и без нее встречаются на многих оленных камнях (101), но их значение остается загадочным. Предложение рассматривать их как срубы, в сопоставлении с изображениями срубов на Боярской писанице (102), не может быть принято, так как бревна там показаны горизонтальными линиями (103), а на шевроновидных фигурах оленных камней все поперечные линии образуют обращенный вверх угол. По нашему мнению, такие фигуры символизируют грудную клетку с ребрами. Шаманы некоторых сибирских народов до недавнего времени изображали кости грудной клетки на своих костюмах в виде шеврона, с пересекающей его средней линией. Такая символика была характерна, например, для восточных тувинцев, в особенности для тофаларов (104). С. В. Иванов приводит рисунок обских угров, на котором показана стилизованная фигура медведя с оконтуренным шевроном внутри (105), что, вероятно, могло также символизировать грудную клетку.Далее вниз рассматриваемый нами камень охвачен углублением-поясом, под которым начинается как
бы третья зона. На поясе мы видим подвешанными типичный казылганский кинжал (дл. 28 см) с кольцевидным навершием ручки и колчан с налучьем. Компактно размещены три вертикальных конских силуэта. Нижнее изображение коня выполнено с наибольшим мастерством, правдиво и изящно переданы туловище, хвост, ноги, голова. Лишь плавно изогнутая шея непропорционально удлинена с тем, чтобы уравновесить композицию всех трех фигур. Два других конских силуэта выполнены более схематично.На противоположной стороне стелы в ее средней зоне выбиты силуэты трех оленей. Все они даны в позах “летучего галопа”
— глубоко подогнутые ноги, запрокинутые назад головы, огромные рога, почти касающиеся спины. Передняя часть голов оленей получила фантастическую клювообразную форму, символизируя как бы превращение оленя в птицу.В литературе было высказано мнение, что стилизованные олени с закинутыми за спину рогами, клювообразными мордами и подогнутыми ногами встречаются лишь в южных, граничащих с Монголией районах Тувы (106). Однако фигуры оленей на Сушинской стеле из Северной Тувы позволяют сделать вывод, что указанные приемы их стилизации были распространены более широко. Наконец, отметим, что в нижней зоне рассматриваемого памятника показан, вероятно, чекан.
Типологически Сушинскому оленному камню близки Уюкский и Туранский, рисунки которых с большими неточностями были опубликованы Аппельгрен-Кивало (107
), а затем неоднократно воспроизведены в различных изданиях.Рассмотрим Туранский камень, уточненный рисунок которого приводится (выс. около
2,80 м; рис. 21). По обеим сторонам верхней зоны изображены, вероятно, бронзовые зеркала с вертикальной ручкой в виде кругов с опускающейся вниз линией. Верхнюю зону от средней отделяет линейный пояс, охватывающий стелу. Под ним идет “ожерелье” из овальных ямок. Среднюю зону от нижней отделяет пояс, на котором висят кинжал и чекан. По обеим широким сторонам камня и частично на узких гранях расположены фигуры животных преимущественно лосей – прямостоящих “на цыпочках” и в позах летучего галопа, а также, по-видимому, изображения сайги и кабана - их определение затруднено из-за плохой сохранности этих рисунков. <...>Бронзовое зеркало, символизировавшее солнце, либо солярный знак в верхней части оленного камня имели, вероятно, важнейшие охранительные функции, как позднее и солярный знак на головных уборах шаманов, в том числе тувинских. Важное магическое значение придается и поныне в шаманстве бронзовому зеркалу, которое у тувинских шаманов считалось наиболее сильным зэреном, т.е. духом-защитником человека и вместилищем этого духа (119). “Ожерелье”, возможно, изображало снизку раковин каури, магическое охранительное назначение которых удается проследить в верованиях многих народов, в том числе тувинцев. Изображение скелета в сибирском шаманстве и в недавнее время нередко трактуется как защитная броня (120
). Защитная магическая роль изображений оружия известна многим народам. Фигуры животных, наносившиеся на оленные камни, были характерны также для декора оружия и играли, вероятно, ту же магически-охранительную роль. О том, что в шаманском культе изображения животных считаются вместилищами духов-помощников, хорошо известно из этнографии.Все это позволяет полагать, что оленные камни скорее служили не антропоморфными надгробиями подобно скифским каменным бабам, а несли особые охранительные функции, являясь специфическими сооружениями. Возможно, что эти функции были чем-то близки угловым камням-стелам тагарских курганов Минусинской котловины, семантика которых остается невыясненной, но их охранительное назначение весьма вероятно. Известно, что в Забайкалье и Восточной Монголии оленные камни нередко ставятся в качестве угловых оградок плиточных могил (122). Не исключаем полностью воздействия на обычай сооружения оленных камней традиций причерноморских скифов, но думается все же, что здесь определяющими были местные верования и представления, возможно даже восходящие к мировоззрению южносибирских племен эпохи бронзы, прежде всего окуневцев с их культом стел явно магического характера.
Интересными памятниками искусства скифского времени на территории Тувы являются и наскальные изображения. Среди огромного количества выявленных здесь разновременных петроглифов многие могут быть датированы казылганской эпохой. Это прежде всего рисунки животных в позах, характерных для звериного стиля. Таков, например, олень на петроглифах Чурук-Малдыг-Хая в Барун-Хемчикском районе. Он выбит в силуэтной манере и показан с удлиненным туловищем, тонкой, как бы переходящей в клюв мордой и подогнутыми ногами (123
). Однако от подобных изображений на оленных камнях и бляхах его отличает форма рогов в виде небольшого отростка. Скифским временем, вероятно, можно датировать и некоторые петроглифы на скальных выходах в Ошорском районе в 3 км от пос. Хандагайты, открытые А. Д. Грачом (124).Среди них особенно интересна группа рисунков на одном из скальных выходов, обращенных к небу. В его верхней части сосредоточено несколько различных фигур (рис.
23). Среди них охотник с нацеленными вперед луком и стрелой, изображенный верхом на животном, которое А. Д. Грачом трактуется как олень. Поблизости нанесены козел, собака, три козерога и некоторые другие животные, в их числе лошадь и верблюд, а также антропоморфная фигура. Отдельные группы изображений выполнены в совершенно различной технике без какого-либо масштабного соответствия. Отсутствует связь в их композиционном положении относительно друг друга, причем некоторые из них взаимно перекрываются. Все это позволяет полагать, что общего сюжета изображений не было. Два козерога выбиты на этом камне силуэтно-точечной техникой в традициях звериного стиля. Их круто изогнутые гипертрофированные рога завершаются орнаментально решенным завитком с точкой в центре. Туловище и ноги животных как бы передают экспрессию быстрого движения. <...>Большинство исследователей считают, что скифо-сибирское искусство происходит из Передней Азии. В своей последней работе М. И. Артамонов вновь подтвердил свою точку зрения, что оно возникло в Передней Азии во время длительного пребывания там скифов с 70-х годов VII в. по 585 г. до н.э. на основе древневосточного художественного наследия и в готовом виде принесено скифами в Северное Причерноморье, а в Среднюю Азию и в Сибирь искусство звериного стиля проникло независимо от скифов, но из одного с ними источника (127). Действительно, что касается стилистических и некоторых композиционных особенностей, характерных для искусства скифского мира, то в их выработке сказалось определенное влияние искусства Передней Азии, которое в свою очередь развивалось под воздействием культуры древнего Востока. В искусстве Передней Азии доскифского времени получил, например, достаточно широкое распространение мотив нападения хищников на травоядных — позднее один из излюбленных сюжетов скифского звериного стиля. Олени в летучем галопе, трактованные в типичной для скифского звериного стиля манере, известны на серебряном пластинчатом поясе из Завие в Курдистане, который некоторые авторы склонны рассматривать как образец маннейско-мидийского искусства, повлиявшего на скифское, хотя такая трактовка его остается спорной.
Однако в целом нельзя согласиться с тем, что скифо-сибирский звериный стиль был принесен в готовом виде из Передней Азии. Достаточно сказать, что в переднеазиатском искусстве предскифского времени удалось выявить лишь очень немногие соответствия со скифским звериным стилем. В переднеазиатском искусстве изображения животных составляли лишь один из его компонентов, причем отнюдь не главенствующий, в скифо-сибирском же звериные мотивы безраздельно господствуют, а образ человека вообще ему чужд.
Не излагая детали этой большой проблемы, требующей самостоятельного исследования, хочется все же отметить, что путь к решению ее вряд ли возможен без учета хозяйственно-культурной и этнической специфики скифо-сибирских племен. Еще Руденко высказал справедливое предположение, что преобладание изображений животных, выполненных уже в особом стиле, указывает на то, что это искусство сложилось в эпоху, предшествующую переходу к кочевому хозяйству, когда охота была основным промыслом (128). Этому, казалось бы, противоречило общепринятое положение, согласно которому кочевое скотоводство возникло на базе оседлого комплексного земледельческо-скотоводческого хозяйства. В недавнее время автором была высказана мысль о возможности перехода к кочевому скотоводству бродячих степных и лесных охотников, заимствовавших доместицированных животных и опыт ведения скотоводства у своих оседлых соседей (129). Можно думать, что и какая-то часть скифских племен, или даже их ядро, основывала свое хозяйство до перехода к кочевому скотоводству на охоте. Отнюдь не исключено и то, что древняя родина скифских племен примыкала к Приуралью, где они могли испытать воздействие этноса, культуры и идеологии уральских племен, в искусстве которых, как известно, важную роль играл образ зверя. Высказанные здесь предположения остаются лишь гипотезой, но более чем вероятно, что в верованиях скифских племен еще до продвижения их в Переднюю Азию существовал развитый культ животных и они были главным объектом искусства. Воздействие переднеазиатских художественных традиций внесло в скифское искусство определенные композиционные схемы и некоторые приемы декорировки, а сложившаяся к этому времени идеология прославления силы и победы в жестокой борьбе, столь свойственная ранним степным кочевникам, на фоне специфического характера религиозных верований создала благоприятную почву для формирования на синкретичной основе в целом совершенно самостоятельного художественного стиля. Мнение о синкретичности скифо-сибирского звериного стиля, сложившегося как под влиянием искусства Передней Азии, так и художественных традиций племен Урала и Сибири, разделяется и рядом современных советских и зарубежных ученых, в том числе А. П. Смирновым, С.С. Черниковым и др. (130).
В последующие эпохи многое из того, что было характерно для скифо-сибирского искусства, отмирает, но в культуре степных кочевников еще долго сохраняются его отдельные достижения, в особенности в орнаментике и приемах декорировки кожи и войлока.
Список сокращений
КСИА - Краткие сообщения института археологии АН СССР;
КСИИМК - Краткие сообщения Института истории материальной культуры АН СССР;
МАЭ - Музей антропологии и этнографии АН СССР;
СА - Советская археология;
Сообщения ГЭ - Сообщения Государственного Эрмитажа;
ТГИМ - Труды Государственного исторического музея;
УЗТНИИЯЛИ
- Ученые записки Тувинского научно-исследовательского института языка, литературы и истории.