ГЛОССАРИЙ


Янтра и образ
(О принципах моделирования культового изображения
в индийской традиции)

Абханга Дьяханамудра
Абхая мудра Дхьянасана
Алидха Иконография
Ангул Иконометрия
Асана Канон
Бодхисаттва Капала
Будда Ламбамана
Буддизм Лотос
Будда Шакьямуни Мандала
Бхумсипаршамудра Мантра
Ваджра Мокша
Варадамудра Мудра
Витаркамудра Нирвана
Джайнизм Трибханга
Дзанабадзар “Шильпа Пракаша”

Абханга,  (без изгиба) - поза стоящей фигуры без определенного изгиба, грудь и голова наклонены влево. Другое определение: правая нога плотно прижата к земле, левая слегка согнута. Мадхья сутра (центральная ось) проходит через середину головы, губ, шеи, живота, левое бедро сдвинуто от оси на шесть ангул, у основания ось проходит между пятками, или, согласно другому источнику, по середине пятки правой ноги. Возможно зеркальное изображение позы [Гопинатх Рао, 1920, с. 107-106; Терентьев, с. 23].


Абхая мудра,  (бесстрашие) - канонический жест - правая рука поднята к плечу, ладонь обращена наружу, пальцы соединены и выпрямлены. Обозначает покровительство и благословение, освобождение от страха [Терентьев, с. 23].


Алидха  - поза стоящей фигуры, сделавшей энергичный шаг в правую сторону [Гопинатх Рао, 1914, с.19].


Ангул - см. Канон, иконометрия.


Асана (сидение, место сидения и способ сидения) - сидячая поза, различные способы сидения, применяемые в йогической практике, служат также иконографическими признаками персонажей пантеонов индийских религий. Асана также вид сидения - трон, цветок лотоса и т.п.


Бодхисаттва (букв.: существо, стремящееся к просветлению) - тот, кто идет по пути к просветлению и дал обеты перед лицом одного из будд или бодхисаттв спасти все живые существа от уз перерождений. В то время, как будды, пребывая в нирване, теряют возможность вмешиваться в дела живых существ, бодхисаттвы остаются в мире, воплощая в себе деятельную любовь во благо всего сущего. Подвижнический путь бодхисаттвы имеет несколько стадий протяженностью в несколько тысяч лет. После многих перерождений он достигает высшей стадии, в которой обретает тело, состоящее из элементов Закона (облако Закона, санскр. dharmamegha), его называют наследным принцем Царя Закона. В отличие от будд, носящих монашескую одежду, бодхисаттвы изображаются в одеждах и украшениях индийских принцев с коронами или высокими прическами на головах [Говинда, 1972, с. 220, 273-77; Мифы народов мира, 1991, т. 1, с. 181].


Будда   (букв.: “пробужденный”) - человек, достигший высшего уровня духовного развития, при котором прекращаются перерождения и осуществляется переход в нирвану, первоначально прозвище исторического будды Шакьямуни. Однако, уже на ранних стадиях развития буддийского учения возникло представление о множественности будд, живших в прошлые исторические периоды и проповедовавших Дхарму в нашем мире. Будды живут и в других вселенных, разбросанных в пространстве безграничного Космоса. В теории множественности будд заключено подтверждение возможности для каждого человека достичь этой высшей стадии духовного развития. В тантрическом буддизме сложилась концепция Пяти будд созерцания - Пяти татхагат, от которых происходят все остальные персонажи буддийского пантеона.


Буддизм - одна из трех мировых религий (наряду с христианством и исламом). Основатель - Сиддхартха Гаутама, он же Шакьямуни (Мудрец из рода шакьев), живший в кон.VI-V вв. н.э., прозванный Буддой, что значит "Пробужденный". Основой учения Будды являются четыре благородные истины и восьмеричный путь. Истины гласят: 1. В мире есть страдание; 2. Оно имеет причину; 3. Ее можно познать - это страсти и желания, которые человек стремится удовлетворить; 4. Познав причину, ее можно устранить, т.е. устранить желания. Средство к тому - восьмеричный путь внутреннего самосовершенствования - практиковать: 1) правильные взгляды, 2) правильные стремления, 3) правильную речь, 4) непричинение вреда живым существам, 5) добывание средств к существованию только честным путем, 6) отказ от эгоистических помыслов, 7) правильные мысли, т.е. осознание общности всего сущего в мире, 8) правильное сосредоточение на отречении от мира и избавлении от желаний. Это ведет к прекращению перерождений и переходу в нирвану, когда порываются все связи с земным существованием. Учение Будды прошло долгий путь развития, в ходе которого возникли различные школы и направления. Две основные ветви буддизма получили название по их географическому распространению: южный буддизм (преимущественно страны Юго-Восточной Азии) и северный буддизм (страны Южной, Центральной, Восточной Азии, входящие в состав России Бурятия, Калмыкия, Тува). Южный буддизм (другое название - тхеравада - букв. путь тхеры - старшего, почетный монашеский титул) считает свое учение наиболее близким к учению самого Будды, которого почитает как учителя, прошедшего путь земного существования и проповедовавшего открытый им Закон. Идеал тхеравады - архат, подвижник, достигший личного совершенства и тем указавший путь другим. Северный буддизм (другое название "махаяна" - "большая колесница") считает Будду Шакьямуни одним из проявлений всемирного космического принципа. Существуют и другие будды, действующие в других вселенных. Идеал махаяны - бодхисаттва, отказывающийся от вступления в нирвану ради блага других живых существ. В средневековый период северный буддизм воспринимает тантрические учения. После ухода буддизма из Индии центральной страной северного буддизма становится Тибет, где складываются несколько школ религии, развивавших собственные традиции. С ХVII в. главной школой, установившей теократическое правление в стране, становится школа гелук, основанная в ХV в. проповедником и ученым Цзонхавой. Глава гелук, получивший титул Далай ламы, стал духовным и светским главой Тибета. В настоящее время XIV Далай лама, покинувший страну в 1959 г., живет в эмиграции [Буддизм, словарь, с. 55, 72-73].


Будда Шакьямуни (Мудрец из рода шакья) - прозвание исторического будды, последнего из будд, проповедовавших дхарму (буддийское учение) в нашем мире. По мнению большинства ученых Шакьямуни - реальное историческое лицо, жившее в 566-476 гг. (по другой версии 563-473гг.). В жизнеописании Шакьямуни, подвергшемся значительной мифологизации, выделяются важнейшие события на пути его духовного совершенствования и проповеди учения. В иконографии они представляются посредством символических поз и жестов (асан и мудр), атрибутов и сопутствующих персонажей.


Бхумсипаршамудра   (прикосновение к земле). Исполняется только в позе дьянасана. Правая рука опушена вниз, ладонь обращена вовнутрь, пальцы вытянуты. В иконографии Будды Шакьямуни символизирует призывание Земли в свидетели победы над демоном Марой. Во время медитации Будды под деревом бодхи демон Мара старался прервать его размышления о Пути спасения. Будда преодолел все помехи и, победив Мару силой своего сосредоточения, пришел к открытию причин страданий и способа их преодоления, через прекращение перерождений. (См. “буддизм”). Во время медитации руки его были сложены на скрещенных ногах в мудре “дхьяна” - размышление. Одержав победу, он опустил правую руку, лежавшую поверх левой и коснулся земли, и земля содрогнулась, подтверждая совершившееся событие [Терентьев, 1981, с. 23].


Ваджра - в мифологии индуизма служит оружием бога Индры, его громовой стрелой, молнией. В мифологии буддизма ваджра стала одним из главных символов, давшим название основному направлению северного буддизма - ваджраяна. Синоним ваджры - алмаз, символ неразрушимости и вечности учения Будды, победы знания над иллюзиями и дурными влияниями. В теории единства противоположных начал мироздания выступает как мужской принцип, при этом женскими партнерами ваджры выступают колокол или лотос.


Варадамудра   - рука опущена вниз, ладонь обращена наружу, пальцы слегка согнуты, как бы держат округлый предмет. Исполняется правой и левой руками. Означает проявление щедрости Будды как в духовном плане (исполнение клятвы указать Путь спасения всех живых существ), так и в материальном (исполнение желаний). В иконографии Будды Шакьямуни символизирует схождение с неба Траястримша, куда он поднимался, чтобы проповедовать учение своей матери, умершей вскоре после его рождения [Терентьев, 1981,с. 23].


Витаркамудра   - ладонь обращена наружу, палец большой касается указательного или среднего пальца, образуя кольцо. Означает наставление в учении буддизма. Исполняется как правой, так и левой руками, а также двумя руками одновременно. Сложенные колечком пальцы могут держать стебель лотоса и другие предметы [Гопинатх Рао, 1914, с. 15-16, Сарасвати, 1957, с 130].


Джайнизм - индийская религия, основанная в VI в. до н.э., когда жил ее создатель Вардхамана, прозванный своими последователями Махавирой (Великий герой) и Джиной (Победитель). Джайны считают его 24-м из тиртханкаров (создателей пути), проповедников учения, живших на земле. Традиция почитания столь длинного ряда учителей, многим из которых приписываются необычайно длительные по времени жизни, возводит начало учения к астрономически далеким временам. Тиртханкары являются главными объектами поклонения, но они никогда не обожествлялись. Тиртханкары достигают знания о мире и о пути спасения собственными усилиями и аскетическими подвигами. Спасение джайны, как и буддисты, видят в прекращении перерождений и вхождении в нирвану. В искусстве культ аскета нашел свое выражение в фигуре обнаженного прямостоящего человека, продолжительность аскезы которого показывают побеги вьющихся растений, выросших и обвившихся вокруг неподвижных ног тиртханкара [Культура древней Индии ,1975, с. 111-129].


Дзанабадзар - Гомбодорджийн Дзанабадзар (1635-1723 гг.) - выдающийся духовный и политический деятель Монголии, первый глава монгольской буддийской церкви, носивший титул Богдо-гегена или Ундур-гегена (Великий святой). Среди прочих наук, обязательных для ламы высокого ранга, он уделял большое внимание изучению изобразительного канона и занятиям живописью, скульптурой. Его главные произведения - металлические скульптурные группы "Пять Будд", "21 Тара", выполнены в 80-е гг. ХVII в.


Дьяханамудра (концентрация, сосредоточение). Исполняется только в пазе дхьянасана. Руки лежат на скрещенных ногах, правая рука покоится на левой ладонями вверх. Может исполняться также одной левой рукой. В иконографии Будды Шакьямуни символизирует медитацию Будды под деревом Бодхи [Саундерс, с. 86-94, Терентьев, 2-с. 21].


Дхьянасана (медитация, сосредоточение), другое название - падмасана (лотосовое сидение). Сидячая поза, со скрещенными ногами, при которой ступня правой ноги лежит на бедре левой, ступня левой на бедре правой, обе они повернуты подошвами вверх. В иконографии Будды Шакьямуни символизирует медитацию под деревом Бодхи, когда был открыт Путь спасения [Саундерс, с.122-124, Терентьев, 1981, с. 18].


Иконография - см. Канон


Иконометрия - см. Канон


Канон (от греческого: норма, правило) - свод нормативных установлений. Впервые в этом значении слово "канон" было употреблено древнегреческим скульптором Поликлетом (ок. 480 г. - кон. V в. до н.э.) в качестве названия его трактата, в котором он изложил свои представления о гармонически сложенной человеческой фигуре. Им определены следующие пропорции: голова составляет 1/7 роста фигуры, лицо и кисть руки 1/10, ступня 1/6. Впоследствии термин "канон" распространился вообще на нормативные тексты, которые в религиозной традиции носили характер священных установлений. Художественный канон определял (или фиксировал) стилистические и иконографические нормы, свойственные искусству страны и эпохи.

Согласно определению А.Ф.Лосева, художественный канон "есть количественно-структурная модель художественного произведения такого стиля, который, являясь определенным социально-историческим показателем, интерпретируется как принцип конструирования известного множества произведений. Эта модель оказывается образцом и критерием положительной оценки произведений искусства, воплощающих художественный канон". Художественный канон северного буддизма основывался на представлении об идеальном человеке, сложившемся еще в древней Индии. Примером его служил образ гипотетического мирового властелина Чакравартина (Вращателя колеса), предержателя мирового морального правопорядка. Концепция человека как микрокосмоса, подобного макрокосмосу, и его тела как вместилища жизненной силы определяла внешний облик идеального существа, система измерений частей его тела давала пропорции гармонического телосложения. Самым ранним из дошедших до нас сочинений, содержащим правила создания антропоморфных изображений, является трактат "Читралакшана", датируемый первыми веками н.э. и известный в тибетском переводе IХ-Х вв. Он открывает длинный ряд текстов, излагающих системы пропорциональных измерений, как правило, входивших в состав религиозных сочинений. Они содержатся в древнеиндийских книгах "Матсьяпуране" и "Брихатсамхите", в раннесредневековых тантрах "Калачакра" и "Самвара", в сочинениях таких видных представителей тибетского буддизма, как Цзонхава (ХV в.), и историк Таранатха (XVII в.). В трактате Сумбо-Кхамбо (ХVIII в.) даны композиционные схемы.

Иконометрия - особая часть художественного канона, занимающаяся системами пропорциональных отношений, создающих числовую (количественную) модель произведения. В индийской традиции использовалась детально разработанная модульная система, использовавшая в качестве исходных мер высоту лица от границы волос на лбу до кончика подбородка, равную также длине ладони и потому называвшуюся "тала" (ладонь), и ширину пальца руки статуи (или заказчика, или скульптора), носившую название "ангул" (палец) .Наиболее гармоничными считались пропорции "наватала" (9 ладоней, сравните 10 ладоней канона Поликлета), что равнялось 108 ангулам. Сокращение меры приводит к увеличению головы изображения и укорочению ног и туловища. Фигура теряет свою стройность. В поздних трактатах меры высших существ увеличиваются до 116, 120, 125 ангул, фигуры неестественно удлиняются. Считалось, что чем выше ранг персонажа, тем меньше его голова и длиннее тело. Одно из описаний Авалокитешвары в его макрокосмической форме дает соотношение головы и тела бодхисаттвы, выражаемое как З см к 800 км. Мера низших представителей пантеона снижалась до 5,4,3 тала. Таким образом, в пропорциях фигур выражается иерархическая структура пантеона.

Иконография - вторая часть канона, включающая иконометрию как один из разделов, дает строго определенную систему изображений персонажей пантеона в совокупности с их символико-атрибутивным комплексом. К иконографическим признакам относятся: общий облик персонажей, соответствующий их категориям - будды, царственные бодхисатвы, гневные защитники веры, принадлежащие каждой категории виды головных уборов, одежд, украшений, атрибутов, фигур сопутствующих персонажей, значимых поз (стхана для стоящих фигур и асана для сидящих), жестов (мудр). К атрибутивным признакам относятся также обрамления фигур - ореолы и нимбы, представляющие эманации энергии персонажа, дающей рождение новым формам божественных существ. Особо важным иконографическим признаком является наличие дополнительных голов, рук и ног [Лосев, с. 6-14; Ривкин, с. 122; Гопинатх Рао, c. 35-43; Вертоградова, c. 315-326; Маллманн, 1948, с. 104; Куфтин, c. 3-72].


Капала (череп, чаша) - чаша, сделанная из верхней части человеческого черепа, служила для сбора подаяний индийских йогинов и ряда буддийских подвижников веры. В иконографии является атрибутом гневных ипостасей персонажей индуистского и буддийского пантеонов и изображается наполненной кровью и мозгами [Терентьев, 1981, с.30-31].


Ламбамана (букв.: мера отвесом) - способ моделирования скульптурного изображения при помощи свободно свисающих шнуров. При этом используется инструмент "ламбапхалака", санскр. lambaphalaka (доска с отвесами) - род линейки, на горизонтальной плоскости которой нанесены вертикальные членения скульптуры. Линейка имеет размеры 68 х 24 ангула и толщину - 2 ангула. Напомним, что ангул - величина относительная и определяется в зависимости от заданного размера статуи. Средняя линия мадхья сутра делит линейку пополам, от фронтальной к задней стороне будущей фигуры. По обе стороны от нее симметрично располагаются продольные и поперечные деления, их перекрестья отмечены на чертеже точками.

На реальной линейке в этих местах сделаны отверстия, в которые пропущены нити с грузилами. Каждая их них имеет свое название, которые мы на чертеже заменили цифрами. Нити проходят перед определенными частями изображения. В левой части чертежа указаны в ангулах расстояния между отвесами. Цифры, написанные горизонтальной строкой, дают расстояния между отвесами, цифры, написанные вертикальной строкой, указывают расстояния по глубине, определяя трехмерную форму. После мадхья сутры, она же центральная ось, наиболее значимыми оказывается линия, идущая вдоль абриса лица, перед соском на груди, по краю живота и посредине бедра (номер на нашем чертеже). Третья и четвертая линии определяют ширину руки от подмышек до внешней границы на уровне локтя, между ними оказываются ладони рук, делающих символические жесты - абхаямудра (правая) и варадамудра (левая). В боковом пространстве размещаются дополнительные руки.

На приводимом тут рисунке отвесы проложены на изображении божественного персонажа, выполненном по мере "дашатала" (10 ладоней), с указанием размеров частей изображения в ангулах [Гопинатх Рао, 1920,  с. 39, 56,57].


Лотос - водяное растение с цветами белого, синего, желтого и красного цветов, может считаться центральной фигурой индийской символики. Он служит одновременно вертикальной и горизонтальной моделями Вселенной. Зарождаясь в почве водоема, лотос прорастает толщу воды и расцветает в воздушной среде, т.е. существует в трех стихиях, что отвечает представлениям о трехчастном строении Вселенной “трилока” (три мира). Цветы лотоса с количеством лепестков, кратным четырем, соответствуют четырехчастным плоскостным моделям Вселенной - мандалам. Связанный с землей и водой, лотос символизирует женское начало мироздания, но он также является эмблемой солнца. В буддизме восьми лепестковый лотос служит знаком восьмичленного благородного пути спасения. Цветы лотоса сохраняют свою чистоту в заболоченных водоемах и потому связываются с представлениями о духовной чистоте и совершенстве. Лотос вырастает не только из зерна, но также из почек на своем стволе, он самосущий, его рождение не связано с плотским желанием. По этой причине божественные персонажи изображаются стоящими или сидящими на лотосах - лотосовых тронах. Лотос как лоно, в котором зарождается новая жизнь участвует в космогонических мифах. Так он вырастает из пупка спящего Вишну, и в нем родится Брахма - творец всего сущего. В иконографии лотос атрибут многих персонажей, причем особенно почитается красный лотос “падма”. В наши дни он служит эмблемой современной Индии [Саундерс, 1960, с. 159-164, Терентьев, 1981, с. 42. Индуизм, джайнизм, сикхизм, словарь, 1996, с. 319].


Мандала - круг, колесо, пространство и др. Магическая диаграмма представляющая с помощью символических геометрических фигур и цвета концепцию Вселенной, своего рода “карта” Космоса. Схема мандалы состоит из круга, вписанного в квадрат, в свою очередь вписанного в круг. Квадрат ориентирован по сторонам света, на каждой его стороне расположены Т-образные выступы, так называемые ворота, открывающие выходы во Вселенную. Квадрат делится диагоналями на четыре сектора, каждый из которых ассоциируется со стороной света, определенным цветом, в буддизме также с одним из Пяти Татхагат (см.: Будда). Во внутреннем круге помещаются персонажи пантеона. Их состав и расположение зависят от того, кто находится в центре мандалы. Изображения богов могут быть заменены их символами или слогами, с которыми данные персонажи ассоциируется [Жуковская, в кн.: Буддизм, словарь, с. 174, Туччи, с. 85-107].


Мантра   (заклинание, молитвенная формула, обращенная к какому-либо божеству) - сакральный короткий текст, состоящий из слов или слогов. Мантра может не иметь конкретного смысла, но каждый входящий в нее слог имеет свое значение и соотносится с определенным божеством или понятием. Мантра служит средством заклинания и вызывания божества, которому посвящена. В процессе медитации произнесение мантр способствует правильному направлению мысли. Религиозная практика произнесения мантр основывается на древней вере в магическую силу звука [Говинда, с. 19-34,Саундерс, с. 20-27, Жуковская в кн.: Буддизм, словарь, с. 176].


Мокша  - полное освобождение от пут перерождений в индуистской традиции. Мокша достигается в результате определенных усилий, их цель - подавление мирской деятельности, эгоизма. Путь к достижению цели различные философские школы Индии определяют по-разному, признавая или отрицая необходимую помощь учителя или бога.


Мудра (печать, знак) - определенное положение рук, ладоней, пальцев, зафиксированное каноном, имеющее значение символического жеста. Мудры сопровождают ритуальное действие и произнесение мантр [Саундерс, с 5-9].


Нирвана (букв. угасание) - одно из основных понятий буддизма, означающее наивысшее состояние сознания, когда прекращаются перерождения, главная цель буддизма. Вошедший в нирвану становится буддой [Мифы народов мира, 1991, т. 11, с. 223].


Трибханга (три изгиба) - каноническая поза стоящей фигуры со слегка отставленной в сторону и согнутой в колене левой ногой, выступающем правым бедром и наклоненной влево головой. Может исполняться и в обратном направлении наклонов.


Шильпа Пракаша (букв. шильпа - ремесленник, мастер, пракаша - ясность, свет, откровение, пояснение, часто употребляется в конце названия книги). Трактат по строительству храмов и созданию скульптуры. Автор - Рамачандра Каулачара, написан в Ориссе (восточная область Индии), в XI -XII вв. Принадлежит тантрической традиции.