Летняя школа по формальным методам в фольклористике - 2004
Толстая Светлана Михайловна
доктор филологических наук, зав. отделом этнолингвистики и фольклора Института славяноведения Российской Академии наук, г. Москва
Вариативность фольклорного и обрядового текста: типология и география.
Проблема сопоставления вариантов фольклорного текста, типологии, географии и семантической интерпретации вариантов рассматривается на материале известного в восточно- и западнославянской традиции духовного стиха о грешной девушке, ее встрече с Христом у колодца (евангельский сюжет о самарянке - Иоанн 4, 5-7). Всего анализируется 46 текстов, почерпнутых их печатных источников и полевых записей (белорусских, карпатских, полесских, моравских, лужицких и польских). Сюжетная схема текста включает следующие основные тематические блоки: 1.временная рамка события, 2. действия Господа / девушки, 3. встреча Господа с девушкой, 4. просьба Господа дать воды, 5. отказ девушки и его мотивировка, 6. ответ Господа, раскрывающий грех девушки, 7. узнавание и страх девушки, 8. реакция Господа (требование исповеди), 9. исповедь и наказание, 10. дополнительные мотивы. Разные блоки в разной степени подвержены варьированию. В целом фольклор, разрабатывая евангельскую тему, достаточно точно воспроизводит саму ситуацию встречи Господа с женщиной у колодца и их диалог, но интерпретирует ее в мифологическом ключе, превращая притчу о "живой" воде веры в балладу и наказании грешной девушки, умертвившей своих рожденных вне брака детей.
Принципиально та же методика сопоставления и интерпретации вариантов применяется при изучении структурной вариативности и географии обрядового текста. Сравнение локальных вариантов полесского купальского обряда и западнославянского обряда вождения и умерщвления Марены приводит к установлению непрерывной линии постепенных структурных изменений, соединяющих эти две разные традиции. Конечные точки этой линии связаны друг с другом цепью переходов, каждый из которых представляет собой минимальный сдвиг на один шаг. Общим для всех звеньев цепи основанием является глубинная структура и семантика обряда, его инвариантная мифологическая схема.
Литература.
Богатырев П.Г. Вопросы теории народного искусства. М., 1971.
Иванов В.В., Топоров В.Н. Инвариант и трансформации в мифологических и фольклорных текстах // Типологические исследования по фольклору (Сборник статей памяти В.Я.Проппа). М., 1975. С. 44-76.
Пропп В.Я. Морфология сказки. Л., 1928; 2-н изд. М., 1969.
Пропп В.Я. Русские аграрные праздники. Л., 1963.
Толстой Н.И. О возможности картографирования фольклора // Толстой Н.И. Язык и народная культура. Очерки по славянской этнолингвистике и фольклору. М., 1995. С. 429-446.
Материал размещен на сайте при поддержке гранта №1015-1063 Фонда Форда.
|