Летняя школа по формальным методам в фольклористике - 2004
И.С. Тарасова
Роль
и место заговора в субкультуре молодежных групп.
По материалам полевых записей
2003 года
из архива Фольклорной
лаборатории
Тверского государственного
университета
Под субкультурой в
современной фольклористике и этнографии принято понимать следующее: субкультура – это коммуникативная
система, самопроизводящаяся во времени.
Молодежная культура со всей
своей непохожей эстетикой и идеологией была признана как особое явление и мало
того, было осознано наличие и других культур, отличающихся от официальной.
Таким образом, в настоящее время субкультура той или иной социальной группы
рассматривается как «подсистема культуры», указывающая тем самым на мультикультурный
характер общества.
При описании типологии
социальных групп, я придерживаюсь в своем докладе классификации К. Соколова и
Ю. Осокина, рассматривающих типы субкультуры в соответствии с видами общностей
их носителей: половозрастные (детская, молодежная и т.д.),
социально-профессиональные (армейская, криминальная, медицинская и проч. типы)
и досуговые. Существует и ряд других классификационных дополнений, но для
нашего материала репрезентация их необязательна. Естественно, что в рамках
данного выступления, тем более по материалам практики лишь одного года, невозможно
охватить все перечисленные социальные группы, но я, сразу оговорюсь, и не
ставила такой цели. Вместе с тем я надеюсь на базе имеющегося материала найти,
если удастся, общие закономерности, присущие различным субкультурам.
Заговоры обнаружены нами
только среди материалов индивидуальной практики этого года, но место заговора
среди прочих фольклорных жанров оказывается не последним. Причем отдельные виды
этого жанра появляются в репертуаре той или иной социальной группы не случайно
и обусловлены рядом причин и обстоятельств.
Исходя из того, что заговор
есть «традиционная ритмически организованная словесная формула, которую человек
считал магическим средством достижения различных практических целей»,
попытаемся определить эти самые цели, ради которых представители той или иной
общности обращались к данному жанру.
Результаты фольклорной
практики 2003 г. представили нам материал по двум субкультурам: молодежной, в
большей степени женской (половозрастная типология), и студенческой (социальная
типология), – при этом обе эти группы, накладываясь в известной мере друг на
друга, целиком никогда не совпадают. Данные образования объединяют людей,
которые уже вышли из-под непосредственного влияния семьи и школы, но не обрели
еще вполне самостоятельный статус во взрослом мире (своей собственной семьи и
профессии). Можно согласиться с «помещением» таких людей в «зону аномии
(нормативной неопределенности)»,
которая связана с промежуточным положением в социальной (репродуктивной,
профессиональной) структуре. Неустойчивое положение в социуме и отсутствие желаемой
стабильности формирует состояние психической неустойчивости и заставляет в
особо трудных случаях молодых людей обратиться к различным средствам защиты и
отражения возможной опасности. Охранные заговоры или заговоры-обереги и
выступают в данном случае как одно из вполне доступных средств. Заметим сразу,
что возраст здесь имеет далеко не последнее значение.
Так, если в репертуаре
самой юной 14-летней исполнительницы среди детских считалок и частушек мы
встречаем единственный охранный заговор, а именно: «Чтобы не навредил плохой
человек», то в собранных заговорах от 17–18-ти летних информантов классификация
возможных опасностей заметно расширена: «От злых людей» (тетр. 1013, пасп. 16),
«От врагов» (тетр. 1013, пасп. 18; тетр. 1039, пасп. 5–9, 19), «От порчи»
(тетр. 1039, пасп. 5–6), «От тоски» (тетр. 1039, пасп. 5–5), «От задумчивости,
тоски, печали» (тетр. 1039, пасп. 2–3) и другие.
Например, заговор «от врагов»: «(Можно читать уходя из дома).
Сошел Иисус с божьих небес, с собой золотой крест принес, зорями умывался,
солнцем вытирался, золотым крестом перекрещался и замками замыкался. Пусть эти
замки будут в море; кто это море попьет и песни отгонит, к тому враг не придет.
Иисус Христос, ты сын божий, спаси и сохрани от всякого зла во всякое время.
Аминь» (Зап. Морякова Н. от Алексеевой К., 18 лет в Кувшиновском р-не 2003 г.
).
Еще
пример: «Ангел мой, хранитель мой, сохрани мою душу крепко и мое сердце, а всех
врагов и супостатов отклони от меня на все четыре стороны». (Зап. Парусова К.
от Никитиной М.А., 19 лет в Калининском
р-не г.
Твери 06.2003 г.)
К рассмотренной группе
текстов можно отнести и стоящие несколько обособленно заговоры, условно нами
названные заговорами «защиты-нападения». Функциональное отличие между ними
крайне невелико: если в первом случае человек строит защиту, охраняя себя тем
самым от возможно враждебного социума, то во втором случае он, все с той же
целью обезопасить себя, нападает на предполагаемого противника. Таким образом,
разница между данными группами наблюдается только в психологической реакции
субъекта-исполнителя (спрятаться или отразить атаку), функции же данные тексты
преследуют одинаковые. Здесь выделяются заговоры «На врага» (тетр. 1039, пасп.
5–11), «На начальника» (тетр. 1039, пасп. 5–14, 15), «На воровскую руку» (тетр.
1039, пасп. 5–16), «На соседский порог, на сплетницу» (тетр. 1039, пасп. 5–13).
Например: «Напустить
сухоту.
Сохни с брюха, боли с
хребта,
Напади сухота,
С поля, с дома, с леса
сухого,
Со свиней, со людей,
С сухого овена.
Найди пропастина к моему
врагу.
Под его порог – чертов
оброк. Аминь ( Зап. Парусова К. от Смирновой К., 17 лет в Калининском р-не
06.2003 г.).
Ср. еще один пример:
«Шепоток на дверь вашего
начальника. Я по эту сторону, ты по ту. Тебе бы не кричать при мне, помолчать.
Все равны перед Господом. Аминь» ( Зап. Иванова Л. от Федотовой Л., 17 лет в
Бологовском р-не 2003 г.).
Таким образом, появление
первых охранных заговоров в молодежной, студенческой, реже (на нашем материале)
армейской субкультуре объясняется естественной реакцией вступления неофита в
новую, а поэтому чуждую и возможно агрессивную общность, когда срабатывает рефлекс
защиты-нападения, рожденный чувством страха перед неизвестным.
Вторую не менее
своеобразную группу, представленную довольно значительным количеством текстов,
составляют заговоры любовные. Особенности современной жизни, модели поведения,
ориентиры и ценности сегодняшней молодежи сказались, как и в первом случае, на
возрасте информантов. А именно, за последнее столетие исполнительницы присушек
и более жестких (черных) заговоров «на разлучение» изрядно помолодели. Так,
материалы нашей фольклорной практики показали, что любовные привороты и
присушки уже вовсю встречаются у 13-ти и 14-тилетних информантов. Вот один из
текстов, исполнительнице которого 14 лет:
«Заговорные слова на
любовь.
Читают в открытую дверцу
печи, как только загорятся дрова.
Дым дымович, ветер
ветрович, не падай ни на воду, ни на землю, пади на раба Божьего (имя), на
ретивое сердце. Как дым в нем извивается, так раб божий (имя), бьется, убивается.
Слова мои будут крепки и легки, крепче камня, крепче булата. Аминь» ( Зап.
Зарубина Н. от Шандриковой О. , 14 лет в Вышневолоцком р-не 2003 г.).
Исполнительнице следующего текста 18 лет:
«Напустить тоску.
Наговаривают на кусок,
который отдадут съесть собаке.
Как за сукой кобель бегает,
гонится, воет на часты звезды, так чтобы раб (имя) за мной везде ходил, от
тоски завывал. Собака лает, дверь закрыта, кости зарыты, так и я раба Божия
(имя) сердце раба (имя) запираю, запираю, закрываю, закрываю, зубы, губы, ключ
в океане море. Аминь» ( Зап. Парусова К. от Никитиной М., 19 лет в Калининском
р-не 2003 г.).
Следует сразу сказать, что
тексты с достаточно объемным содержанием используются молодыми людьми
значительно реже, чем заговоры в виде коротких формул-требований или
формул-сравнений. Последние две формы заговоров достаточно популярны в
молодежной среде, так как не требуют никаких специальных усилий со стороны
исполнителя, а, кроме того, носят еще и развлекательный характер. Обычно они
читаются на дискотеках во время медленного танца, при поцелуе, при касании
любимого человека.
Например:
«Чтобы полюбил.
Воздух мой – вздох твой.
(Читается при поцелуе с любимым человеком)» ( Зап. Тарасовой И. От Тарасовой
М., 14 лет в Вышневолоцком р-не 2003г.).
Еще пример:
«Для присухи.
Сохни трава, сохни, вянь.
Пусть сохнет так же по мне мой любезный друг, раб божий (имя). Аминь» ( Зап.
Парусовой К. от Смирновой К., 17 лет в Калининском р-не 2003 г.).
Специально в процессе
подготовки данного доклада, я провела опрос девушек 15–20 лет разной социальной
среды. На вопрос: «Пользовались ли вы хоть раз в личных целях любовной
магией?», – большинство ответило утвердительно, причем комментарии были
примерно следующие: «Я? И не добьюсь своего?.. Так не бывает».
Таковы две основные
тематические группы заговоров, которые бытуют в молодежной среде в настоящее
время и которые были зафиксированы в наших полевых записях. Кроме заговоров,
относящихся к этим двум группам, зафиксированы также лечебные заговоры ( от самых распространенных заболеваний:
головной, зубной боли, от порезов), бытовые заговоры (на благополучие и
увеличение денег в кошельке) и ряд других. Общее же число заговоров, которые
собраны во время фольклорной практики 2003 года, составляет 35 номеров.
Я понимаю, что столь малое
количество текстов, конечно, не позволяет сделать окончательные и глубоко
обоснованные выводы, но о каких-то характерных тенденциях, касающихся судьбы
этого фольклорного жанра в современных условиях, все же можно сказать
достаточно определенно.
Как мы видели, наибольшей
популярностью в молодежной среде (особенно женской) пользуются заговоры личной
защиты, чаще всего агрессивно- нападательного характера и с доминирующим в них
активным, агрессивным началом. (Безусловно, в данном случае сказывается специфика
возраста, когда срабатывает известный и уважаемый среди молодежи принцип силы –
«Лучше ударить первым, чем ждать, когда ударят тебя».) Кроме того, весьма
популярными, как и во все времена, остаются заговоры любовные, представленные в
большинстве своем краткими формулами – требованиями и «черными» заговорами на
разлучение.
Материал размещен на сайте при поддержке гранта №1015-1063 Фонда Форда.
|