Летняя школа по формальным методам в фольклористике - 2004
Светлана Смирнова
Формирование цикла в игре в
Резинки
В июне 2001
года мы проводили обследование
казанской традиции игры в Резинки. На первом этапе главной задачей
явилось получение общего представления об этой игре в городе, и мы решили
выбрать примерно по две школы из каждого района. Особое внимание было уделено
районам, находящимся на окраинах: так называемой Жилплощадке в Московском р-не,
Борисково в Приволжском р-не и поселку Дербышки в Советском р-не. В результате
было обследовано 12 школ (Вахитовский -
№ 96, 98, Московский - № 75, 64, Жилплощадка - № 130, Советский - № 42,
Дербышки - № 22, 101, Новосавиновский - № 85, 49, Авиостроительный - № 62 и
Приволжский (Борисково) - № 97). Был заранее составлен вопросник, по которому и
проводился опрос. Запись велась на аудио кассеты, а исполнение самих движений
фиксировалось с помощью видеокамеры. Было сделано около 4,5 часов аудиозаписей
и 9 часов видеосъемок. Все записи были расшифрованы.
Местная казанская традиция включает в себя две основные игры Десяточки,
Кубанские, а также некоторую совокупность движений или игр, которой мы
даем условное название "объект". Первые две игры характеризуются стабильностью
и большой степенью единства. В отличие от них и от многих других известных нам
игр, "объект" - чрезвычайно неустойчивое, изменчивое явление, которое
характеризуется очень слабой степенью единства и стабильности. Версии "объекта"
можно объединить в две основные группы. В первой группе движения не имеют
общего названия и существуют как самостоятельные игры. Во второй группе они
объединяются общим названием и
осознаются в качестве одной игры. Очевидно, что и в том, и в другом случае
движения в рамках "объекта" все-таки связаны между собой. Нам захотелось
понять, как существует такое явление со слабыми внутренними связями, какие
организующие принципы лежат в его основе, выявить степень его единства и
стабильности. Это и явилось нашей задачей.
Анализ многих других игр в Резинки позволяет выделить
признаки, которые характеризуют единство и стабильность цикла: 1. наличие
общего названия; 2. наличие
неизменной совокупности движений; 3. привязка конкретных движений к конкретной
игре; 4. определенный порядок движений; 5. порядок исполнения движений на
уровнях по высоте; 6. наличие
этапов, в которых проигрываются те же движения, но уже с дополнительными
условиями; 7. наличие
заключительного движения, которое является итоговым.
Как мы уже говорили, в некоторых случаях "объект" имеет название. Чаще
всего это Московские (школы № 96, 98, 75, 64, 130), но в школах № 22,
49, 101, данный цикл называют Простыми.
В школах № 42, 85, 62, 97 эти движения рассматриваются игроками как отдельные
игры и не имеют общего названия.
Если говорить о совокупности движений "объекта", то на территории Казани
она нестабильна. Практически нет таких движений, которые присутствовали бы во
всех записанных нами версиях. Есть движения, которые встречаются довольно
часто, это: Двушки, Иголочки, Пятнашки, Трешки, Бегунки,
Розочки, Морковки, Пешеходы, Облачка, Скелетики,
Бананы, Топорики, Буратино, Вертушки (см. таблицу).
Однако многие из них характерны только для замкнутых удаленных районов.
Интересно, что в школах, где движения рассматриваются как отдельные игры,
иногда формируются небольшие циклы среди этих самостоятельных игр. Так в школе
№ 42 Пятнашки и Топорики объединены в цикл и имеют общее название
Иголочки. В школе № 85 этот цикл
состоит из трех движений: Казань, Иголочки, Пятнашки - и
имеет название Казанские.
Движения не имеют здесь крепкой привязки к "объекту": с одной стороны,
возможны их пропуски, с другой стороны, возможны заимствования из других игр.
Например, в школе № 64 движение Шел
медведь может исполняться и в Десяточках,
и в Московских. Бывает, игроки придумывают и новые игры, заимствуя
некоторые движения из "объекта". Например, в школе № 96 возникла игра Новые,
движения которой - Двоечки, Пятнашки, Морковки, Вальты
- взяты из Московских.
Последовательность движений "объекта" в разных местах демонстрирует
разную степень упорядоченности. В некоторых школах цикл имеет строгий порядок
от начала до конца, в других упорядочена лишь его часть. Кроме того, мы
записали версии, в которых движения, по утверждению игроков, имеют свободный
порядок (школы № 98, 22, 101, 85, 49,
97), однако при демонстрации многие из них следовали в порядке, характерном для
большинства школ.
Строгий порядок движений имеется лишь в двух версиях (школы № 62, 130).
Примечательно, что обе школы находятся в одном конце города. В других версиях
более свободная последовательность: в определенном порядке играются лишь
некоторые движения. Чаще всего они находятся в начале игры и включают в себя от
двух до девяти движений (школы № 96, 75, 64, 42), следующие за ними исполняются
в произвольном порядке. Нашла здесь свое проявление и другая тенденция: в школе
№ 98, как сообщили информаторы, по порядку играются только последние четыре
движения.
Несмотря на всю вариативность "объекта", в нем все же существует какая-то
тенденция располагать определенные движения в начале или в конце цикла. Двушки,
Иголочки, Пятнашки, Трешки в основном играются в начале. Морковка
- где-то в середине. Мячики и Буратино в некоторых школах
исполняются в конце игры. Большая же часть из них может встречаться в разных
местах цикла.
Движения могут проходить
высотные уровни или по отдельности, или едиными группами. Во всех школах используется
первый способ. Второй способ мог бы придать большее единство циклу, но
используется лишь в редких случаях и охватывает небольшое количество движений.
Так в школе № 96 на разных уровнях могут исполнятся вместе Бегунки и Прыгунки,
в школе № 42 Пятнашки и Топорики, объединенные одним названием Иголочки,
а в школе № 101 все движения, объединенные общим названием Одна нога.
Этап, в котором повторяются те
же движения, но уже с дополнительными условиями, удалось зафиксировать только в
трех версиях. В школе № 101 он называется Задние. Здесь группа движений,
объединенная общим названием Одна нога, исполняется, стоя спиной к
резинкам. В школе № 49 такой этап называется Экзаменами, в школе № 98 он
называется по-другому (Стоянки-Молчанки), но выполняет ту же функцию.
Заключительное движение,
которое осознается как итоговое, мы обнаружили лишь в школе № 75 (Экзамены).
Анализ показал, что в разных школах "объект" имеет
разную степень единства, которая определяется по количеству, значимости и
степени выраженности системообразующих признаков. В соответствии с этим две
основные группы его версий могут иметь
более мелкие градации.
Вторая группа (версии с единым названием и
осознанием движений в качестве одной игры) также делится на несколько подгрупп.
К первой подгруппе относится версия, записанная в школе № 22, в которой есть
лишь один, но существенный объединяющий признак - название. Ко второй подгруппе
относится цикл, в котором кроме названия имеется еще и частичный порядок (школа
№ 64). На следующей ступени единства находятся циклы, зафиксированные в
школах № 75, 101, 96. В школе № 96 ко
всем признакам игры, характерным для предыдущей подгруппы, прибавляется еще и
совместное исполнение на разных уровнях по высоте группы из двух движений. В
школе № 101 такая группа включает в себя уже 11 движений. Она может исполняться и еще раз, только с
дополнительными условиями, что создает еще большее единство цикла. В школе № 75
кроме частичного порядка игра имеет также и заключительное движение (Экзамены).
Самой высокой степенью единства обладают игровые циклы в школах № 98, 49, 130.
В одном случае соблюдается строгий порядок от начала до конца игры (школа №
130). В другом упорядочены только первые два движения, но при этом имеются Экзамены,
этап с дополнительными условиями, который включает в себя все движения игры,
исполняемые в том же порядке (школа № 49). В школе № 98 мы наблюдаем такую же
картину, как и в 49-ой, только здесь упорядочены не первые два, а последние
четыре движения.
Как видим,
слабая степень единства характерна даже для последней подгруппы: совокупности движений имеют всего два - три признака единства из семи возможных.
Возможно, это говорит о том, что мы обнаружили явление, которое можно
определить как раннюю стадию формирования цикла путем объединения простых игр в
сложную. Подтверждением тому являются следующие особенности "объекта":
разная степень единства движений в разных версиях, попытки связать движения с
помощью разных объединяющих признаков, отсутствие закрепленности определенных
движений за данной игрой (создается такое впечатление, что движения ищут себе
подходящее место), формирование цикла внутри цикла.
Хорошим подтверждением нашего предположения
является игровая традиция школы № 85. Здесь рядом существуют группа независимых
движений и небольшой цикл (Казанские), который включает в себя три
наиболее распространенные движения, заимствованные из первой группы. Этот цикл
объединяется общим названием, приобретает самостоятельность и некоторое
единство. При этом составляющие его
движения функционируют одновременно и как отдельные игры, и как части
формирующегося цикла.
Изучение процессов формирования и развития
фольклорных традиций чрезвычайно актуально в современной науке. Игра в
Резинки дает богатейший материал для исследований в этой области.
ТАБЛИЦА
|
96
|
98
|
75
|
64
|
42
|
22
|
85
|
49
|
101
|
62
|
130
|
97
|
Двойки, Раз-Два,
Двушки, Двоечки
|
+
|
+
|
+
|
+
|
|
+
|
|
+
|
+
|
|
+
|
|
Иголочки
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
|
+
|
+
|
|
+
|
+
|
+
|
Пятнашки
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
Трешки, Троички
|
+
|
+
|
+
|
+
|
|
|
+
|
+
|
|
+
|
+
|
+
|
Комарики
|
|
|
|
|
|
+
|
|
|
|
|
|
|
Тридцаточки
|
+
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Бегунки, Бегуны
|
+
|
|
+
|
|
|
|
+
|
+
|
|
+
|
|
+
|
Прыгунки
|
+
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Стопики
|
+
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Розочки, Розы
|
+
|
|
+
|
|
|
+
|
+
|
+
|
+
|
|
+
|
+
|
Морковки, Морковка
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
|
|
+
|
|
+
|
+
|
+
|
Бочечки, Бочки
|
+
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Вальты
|
+
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Короли
|
|
|
|
|
|
+
|
|
|
+
|
|
|
|
Буратино
|
+
|
+
|
|
|
|
|
+
|
|
|
+
|
|
+
|
Обла(ч)ка, Небеса
|
+
|
+
|
|
+
|
|
|
|
+
|
|
|
|
|
Топорики
|
|
+
|
|
|
+
|
+
|
|
|
+
|
|
|
+
|
Пешеходы
|
|
+
|
+
|
+
|
|
|
+
|
+
|
|
+
|
+
|
|
Мячики
|
|
+
|
|
+
|
|
|
|
|
|
|
|
+
|
Стоянки-Молчанки
|
|
+
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Вертушки
|
|
|
+
|
|
|
|
|
+
|
|
+
|
+
|
+
|
Бананчики, Бананы
|
|
|
+
|
+
|
|
|
+
|
+
|
|
|
+
|
+
|
Матрасики, Матрасы
|
|
|
+
|
|
|
|
|
+
|
|
|
|
|
Утюжки
|
|
|
+
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Скелетики
|
|
|
+
|
+
|
|
|
|
+
|
+
|
|
|
+
|
Экзамены
|
|
|
+
|
|
|
|
|
+
|
|
|
|
|
Простые
|
|
|
|
+
|
|
|
|
|
|
+
|
|
|
Шел Медведь
|
|
|
|
+
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Колодцы
|
|
|
|
+
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Бантики
|
|
|
|
+
|
|
+
|
|
|
+
|
|
|
|
Арбузики, Арбузы
|
|
|
|
+
|
|
|
|
|
|
|
|
+
|
Матрешки
|
|
|
|
+
|
|
|
|
+
|
|
|
|
|
|
96
|
98
|
75
|
64
|
42
|
22
|
85
|
49
|
101
|
62
|
130
|
97
|
Московские
|
|
|
|
|
+
|
|
+
|
|
|
+
|
|
|
Казанские
|
|
|
|
|
|
|
+
|
|
|
|
|
+
|
Мики-Маусы
|
|
|
|
|
+
|
|
|
|
|
|
|
|
15 звездочек
|
|
|
|
|
+
|
|
|
|
|
|
|
|
Колосики
|
|
|
|
|
|
+
|
|
|
+
|
|
|
|
Листики
|
|
|
|
|
|
+
|
|
|
+
|
|
|
|
Шестнашки
|
|
|
|
|
|
|
|
|
+
|
|
+
|
|
Одна нога
|
|
|
|
|
|
|
|
|
+
|
+
|
|
|
Чурбанчики
|
|
|
|
|
|
|
|
|
+
|
|
|
|
Косынки
|
|
|
|
|
|
|
|
|
+
|
|
|
|
Домики
|
|
|
|
|
|
|
|
|
+
|
|
|
|
Вонючки
|
|
|
|
|
|
|
|
|
+
|
|
|
|
Цветы
|
|
|
|
|
|
|
|
|
+
|
|
|
|
Спички
|
|
|
|
|
|
|
|
|
+
|
|
|
|
Цветочки
|
|
|
|
|
|
|
|
|
+
|
|
|
|
Задние
|
|
|
|
|
|
|
|
|
+
|
|
|
|
Жуки
|
|
|
|
|
|
|
|
|
+
|
|
|
|
Конвертики
|
|
|
|
|
|
|
|
|
+
|
|
|
|
… с поворотиком, … с разворотом
|
|
|
|
|
|
|
+
|
|
|
|
|
|
… обратные
|
|
|
|
|
|
|
+
|
|
|
|
|
|
Русалочки
|
|
|
|
|
|
|
+
|
|
|
|
|
|
Инопланетяне
|
|
|
|
|
|
|
+
|
|
|
|
|
|
Королевские
|
|
|
|
|
|
|
+
|
|
|
|
|
+
|
Мальвиночки
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
+
|
|
|
Бананочки
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
+
|
|
|
Пиратики
|
|
|
|
|
|
|
+
|
+
|
|
|
|
|
Апельсины-Мандарины
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
+
|
|
|
Кубанские
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
+
|
|
|
Чарли Чаплин
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
+
|
|
|
Крести-вмести
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
+
|
|
|
Ягодки
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
+
|
|
+
|
Топики
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
+
|
|
|
Самолетики
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
+
|
|
Кремли
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
+
|
|
Мимозы
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
+
|
|
Глобусы
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
+
|
+
|
Страусята
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
+
|
|
Принцессы
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
+
|
|
Караблики
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
+
|
Суперглобусы
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
+
|
|
96
|
98
|
75
|
64
|
42
|
22
|
85
|
49
|
101
|
62
|
130
|
97
|
Баба сеяла горох
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
+
|
(Новые) Сыргубчики
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
+
|
Молодежи
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
+
|
Ловушка
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
+
|
Пьяницы
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
+
|
Двадцать четыре
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
+
|
Однерки
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
+
|
Супервертушки
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
+
|
Москва
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
+
|
(Старые) Кубинские
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
+
|
Застежки
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
+
|
Чапи-Ляпи
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
+
|
Утюги
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
+
|
Список литературы
1. Смирнова С. Резинки//Тезисы Поволжской научной
конференции учащихся им. Н.И.Лобачевского. 1 -3 апреля 2000 г. - Казань, 2000.
- С. 118 - 119.
2. Смирнова С. Ризики//Сборник исследовательских
работ Всероссийского конкурса юношеских исследовательских работ им.
В.И.Вернадского. 2001 г. - М., 2001. -
С. 258 - 261.
3. Смирнова С. Ризики: мир игры и слова. //Живая
старина, 2002. - № 2. - С. 24 - 28.
То же на сайте "Фольклор и постфольклор: структура,
типология, семиотика": http://ivgi.rsuh.ru/folklore/smirnova1.htm
4. Смирнова С. Синкретизм искусств в игре в
Резинки. Доклад на Всероссийской научно-практической конференции "Фольклор
и современность" (IV
Савушкинские чтения). Москва. 26 - 27 октября 2001 г. Принят к публикации.
Материал размещен на сайте при поддержке гранта №1015-1063 Фонда Форда.
|