Летняя школа по формальным методам в фольклористике - 2004
Д.А. Семаков
(Архангельск)
Сакральное пространство Средней Пинеги
(к проблематике религиозно-мифологической топографии).
Пинежский район Архангельской
области – одна из немногих историко-культурных зон Европейского Севера,
стабильный интерес к которой со стороны исследователей наблюдается в течение
двух последних столетий.
Необычайная «живучесть» на Пинеге традиционной культуры,
ее оригинальность (выросшая на уникальном синтезе протосаамских, финно-угорских
и славянских культур, постоянно аккумулировавшая традиции и верования соседних
иноэтнических сообществ, хранящая огромный пласт архаики) поражает и продолжает
быть объектом исследования ведущих научных концепций в наши дни.
В статье
делается попытка рассмотреть особенности и проблематику народных верований,
связанных с объектами, маркирующими сакральное
пространство[1]
(деревья, камни, ручьи, антропоморфные идолы, часовни, кресты) сублокальной группы[2].
Под Средней
Пинегой, мы условно понимаем ту часть территории бассейна реки, где в Пинегу
впадает ее левый приток, река Покшеньга. Крайние точки интересующей нас
территории по линии юг-север обозначим деревнями Едома-Шотова. Восток-запад –
районный центр с. Карпогоры-деревня Земцово (рис. 1).
Рис. 1. Карта Пинежского района.
Исследование основано на полевых материалах, собранных
автором во время работы экспедиций лаборатории фольклора Поморского
государственного университета в
Пинежском районе летом-осенью 2003 г.
Первые
описания пинежских «святынь» и
верований, связанных с ними дал П.С. Ефименко: «Кроме сооружения церквей и
часовен, у народа есть весьма распространенный обычай – ставить деревянные
кресты и столбы, называемые часовеньками. Их ставят по краям улиц, при въездах
в деревни, на дорогах, при перекрестках, на почитаемых почему-либо местах, на
сенокосах, в лесных рощах и других пустынных местах…. В крестах просто
вырезаются изображения распятия, а в столбах вкладываются литые медные
воздвигальные кресты, иконы задергиваются пеленами; сверху их иногда
привешиваются куски разной материи, узорчатого полотна или холста, на которых
вышиваются кресты…»[3].
Оригинальные
формы проявления народного религиозного самосознания не оставили равнодушным и
известного архангельского художника
А.А. Борисова. Он делает описание культа обетных деревьев и крестов у мезенцев
и пинежан и ставит вопрос о влиянии на их религиозно-мифологические верования
саамов, в частности самоедов (suoma sдtti) –
кочевого этноса архангельских тундр, «соседей» мезенцев и пинежан, которые еще
в начале ХХ в. «молились и носили жертвы пням да идолам, а в уста св. Николая
тыкали сало и оленье мясо»[4].
Встретились ли П.С. Ефименко и А.А. Борисову
на Пинеге помимо почитаемых деревьев и крестов культовые камни, саамские
антропоморфные идолы, финно-угорские часовни на столбах и др. объекты, наделенные
сакральным статусом и мифологизированные народным сознанием, существование
которых еще в начале XX в. на данной территории
прослеживается в устных нарративах (от легенд и преданий до быличек), наверно,
для нас навсегда останется загадкой.
В 1927 г. на
Пинеге работала экспедиция Государственного института истории искусств под руководством этнолога К.К. Романова,
зафиксировавшая в районном центре, Карпогорах, уникальный объект-обетный столб
с хоромцами. В середине столба был вырезан четырехконечный крест с заговором на
печь.
Интерес к
маркерам народных религиозно-мифологических представлений вновь появляется в
1970-х годах, вновь со стороны искусствоведов и архитекторов. М.И. Мильчик в
монографии «По берегам Пинеги и
Мезени», рассматрел обетные кресты как уникальные памятники малых архитектурных
форм, деревянной резной скульптуры, и характеризуя их как объекты христианской
идеологии новгородской колонизации, лишь вскользь отмечает их значительно
древнее и богатое содержание, что древние языческие культы, получив новое
толкование и новую окраску, перенесли их на эти атрибуты христианства. «“Боги
ваши – древо есть”,- говорили христиане язычникам. И не случайно еще по уставу
киевского князя Владимира было запрещено молиться в “рощенье”. В 1534 г.
владыка новгородский архиепископ Макарий уведомлял великого князя о том, что в
землях новгородских на огромных лесных пространствах существуют “скверные
мольбища идольские… суть же их… лес, и камение, и реки, и блата.” Поэтому
архиепископ снарядил в эти края инока для истребления “кумирской прелести”»[5].
По мере того как
христианство завоевывало свои позиции, вырубались и выжигались капища,
уничтожались идолы и священные деревья, а на их месте ставили часовню или
крест. «…В 1825 году в двадцати верстах от г. Мезени, в роще, называемой
“Козмин перелесок”, где более чем в других местах находилось идолов при
молебном пении собранные в разных местах идолы числом более ста, с их
приношениями, преданы огню. На главном месте идолослужения водружен крест при
пении “Да воскреснет Бог”»[6].
Интереснейший пример слитности культа креста с культом дерева может служить
крест на реке Пезе (притоке Мезени), был описан академиком А.И. Шренком. Крест
был привязан к верхушке высокой ели около лесной избушки. Видимо, это была
священная ель, и крестьяне мезенской глубинки совместили два культа.
Одна из первых,
кто заговорил о специфике традиционной культуры Мезени-Пинеги, была С.И.
Дмитриева. Ею был отмечен синтез культуры славянских колонизационных потоков с
аборигенными традициями, на примере почитаемых обетных крестов показан большой
пласт архаики. «Характерно расположение этих крестов или на высоком берегу реки
[кимженский крест (по реке Мезени – C.Д.)], или в роще над рекой
(родомский крест), или при слиянии двух рек [крест в Рези (в верх. Мезени –
С.Д.)]. Именно в таких местах в древности располагались наиболее почитаемые
часовни, которые в свою очередь сооружались на месте древних языческих храмов
или языческих погребений»[7].
В целом, ее работа представила многоуровневую традицию почитания сакральных
объектов, а именно: рудименты, восходящие к протославянской и
общеиндоевропейской древности (культу предков) и финно-угорской/саамской
традициям, к элементам христианской идеологии. С.И. Дмитриева впервые
предложила междисциплинарный подход к изучению религиозно-мифологических
верований этнической общности (история, этнография, лингвистика). В начале
1990-х гг. Н.М. Теребхин сделал «расшифровку» мифопоэтического пространства[8]
северных широт. Рассматривая сакральные объекты: крест, часовню, храм,
исследователь сосредоточил внимание на моделировании и организации ими
мифологического пространства. В конце 1990-х исследователи применяли для
объяснения феномена верований различные теримины: «кризисная сеть»[9]
(Т.Б. Щепанская), «культурный ландшафт» (А.А. Иванова, Л.В. Фадеева, В.Н.
Калуцков), «народное православие»[10]
(А.А. Панченко). Тем не менее до сих пор остаются неисследованными некоторые
вопросы.
Именно изучение
данных по этому вопросу сквозь призму нескольких научных дисциплин может дать
все богатство представлений и адекватное восприятие религиозно-мифологических
верований.
Источниковедческой базой для ее
анализа стал различный фольклорный материал: от легенд/преданий до разного рода мифологических рассказов.
Современная традиция почитания сакральных объектов на Средней Пинеге выглядит
весьма пестро и свидетельствует о сложном противоречивом религиозном сознании.
Данные истории, археологии, этнографии, диалектологии в отношении маркеров
сакрального пространства были задействованы нами в «уникальных случаях» (дабы
подкрепить народный феномен научными сведениями), когда можно было говорить об
архаичных рудиментах, влиянии некрокульта, иноэтнической традиции и др. важных
составляющих современного «народного православия».
Такие древние культы, как
почитание деревьев, рощ, камней, источников в чистом виде на Средней Пинеге не
фиксируются. Однако существуют свидетельства трансформации и слитности
пришедших им на смену традиций (на Покшеньге помнят оветную сосну у дороги в местечке
“Солоники” под деревней Малое Кротово):
Сосна была у нас в Солониках. К ней носили
оветы, приношения. Молились… Место нечистое было. Пугало там всё. Ну, песни
слышны, свист… Мужики ехали и смеялись над пеленами. Дак их всех выпугало там.
(Зап. в д. Малое Кротово от Земцовской Евдокии Ивановны, 1930 г.р., м.р. – д.
Кеврола).
Данное свидетельство напоминает
топонимическую легенду ненцев о происхождении названия святилища Козьмин
перелесок, расположенного между г. Мезенью и д. Семжей: «Несколько русских
рыбаков во главе с Козьмой ехали на озера через это жертвенное место. Они
насмехались над идолами и украшениями,
висящими на деревьях. Вдруг лошади отказались идти и так стояли до тех пор пока
рыбаки не дали обета уважать жертвенное место. Козьма первым повесил на березу
свой цветной кушак в знак примирения[11].
Когда же и почему сосна в
Солониках обрела священный статус, никто сейчас в округе объяснить не может, но
многие подчеркивают древность традиции, т.к. еще три поколения назад говорили,
что к сосне ходили с оветами.
В начале XX века, по словам информантов, рядом с
почитаемой сосной в Солониках появилась часовенка-амбарчик, на столбах. Такую
дополнительную характеристику объекта местные жители выдали совершенно
непринужденно:
У нас под горой здесь была… Часовня раньше называли. Стояли избушечки такие. У сосны-то и стояла
в Солониках. Часовня как амбар. На столбах, крыша и досками обита. Как амбар на
столбу. Иконы ишо были. (Зап. в д. Малое Кротово от Земцовского Афанасия
Михайловича, 1929 г.р., м.р. - д.
Малое Кротово).
Вот что в отношении подобных
культовых построек сообщает А.А. Шенников: «На первой стадии развития храма во
всей лесной зоне и севернее ее для хранения идолов был приспособлен небольшой
амбар на высоких столбах, первоначально появившийся у полукочевых и кочевых
охотников-рыболовов и оленеводов лесотундры и отчасти тундры. Такие амбары
ставились у мест стоянок на охотничьих тропах и на путях движения оленьих стад,
в них хранились продовольствие и добыча. По этнографических данным, эти амбары
известны у саамов, манси, хантов, местами у ненцев»[12].
Одновременно
с часовней появляется оветный крест:
Столб стоял, крышечка маленькая, лабас
называется. Иконка была, роспятье. Много носили. Целые пестрядинники да
повойники носили. (Зап. в д. Малое Кротово от Земцовской Евдокии Ивановны, 1930
г.р., м.р. – д. Кеврола).
В данном случае диалектное лабас, вероятно,
апеллирует к древним аборигенным финно-угорской и саамской традициям.
В настоящее время сосна в
Солониках десакрализирована, часовня и столб срыты, в борке по соседству стоит
их семиотических двойник – обетный крест.
В сравнении с почитанием деревьев
культ камней на Средней Пинеге выражен не так явно. Только на Покшеньге в
деревне Большое Кротово удалось записать несколько текстов. Осторожное
отношение к камням жителей продиктовано не столько их огромными размерами сколько
предполагаемой связью с чудью или потусторонним (хтоническим) миром:
У нас на Шумиловской дороге здоровый камнище был. Мне мать всё
говорила, что там клад спрятан. Слушать всё ходили к этому камню-то, ну, судьбу
узнавать. Кому што послышится. (ср. лиминальная функция обетных крестов, росстани и т.д.);
Другой камень в Касках был. Мы туда за морошкой ходили. Дак-от
большущий камень как стол. На нем ямка была. Ну что ли как… жил там кто-то,
говорят. (Зап. в д. Большое Кротово от Козьминой Марии Александровны, 1936
г.р., м.р. - д. Малое Кротово).
Происхождение людей от камня или
воплощение в него; камень как предок и как вместилище души -
устойчивые мифологемы в русском фольклоре… И все же основная функция общефольклорного
образа камня, по мнению исследователя, - быть границей между
мирами[13].
Сходной семантикой в народных
верованиях на Покшеньге наделены ручьи, в топонимии которых прослеживается
финно-угорское происхождение:
У нас вон у Тоиньги
всё скажут пугат. Там барак раньше был, запонь. А там к Лохнову
идешь - Хярга.
У Хярги тоже пугает. Тоже ручей, большой. Вот по ручьям-то больше и пугает. А
Тоиньга так водит, водит… Ак вот дядька тут рядом в доме живет. Нет его, он
умер. Он тоже заготовителем работал. Тоже у Тоиньги-то выпугало. Девки в
красных сарафанах песни поют да… Он ночами ходил, а потом не стал. (Зап. в д.
Большое Кротово от Галашевой Александры Федоровны, 1930 г.р., м.р. - д. Большое Кротово).
Стоит
отметить, что прослеживаемая на Покшеньге традиция почитания священных
деревьев, камней, ручьев и часовенок-амбарчиков отсутствует по Пинеге(искл.
нижнее течение реки). Однако, Пинега представляет такую архаику, о которой
Покшона не имела представление; деревня Шотова, околок Морозница, остатки
антропоморфного идола:
Столбик был. На нем лицо было вырублено и плечики… они прямые, не
овальные. Это, наверно, язычники, чудь-то там его и оставили. (Зап. в д. Шотова
от Кордумова Валентина Николаевича, 1953 г.р., м.р. -
д. Шотова).
Информант прекрасно запомнил
объект в силу того, что в детстве он со сверстниками не раз бегал к «столбу» за
деньгами, которые жители Шотовой приносили туда в знак благодарности и
почитания (фото 1).
|
Фото Д.А. Семакова
|
Фото 4, 5. Межевые кресты в околке Лохново
д. Покшеньга, 2003 г.
|
|
Влияние некрокульта иногда
принимает и другие формы выражения в народных верованиях. Так жители Коблево,
одного из околков д. Покшеньги, ходили с оветами к могиле колдуньи. Так
отразились древние представления о магической силе предка:
|