Летняя школа по формальным методам в фольклористике - 2004
А.А. Петрова
Длина русского слова и проблема рифмы
Как ни банальна тема нашего сообщения, тем не менее, она нова. Работы по подсчету длины русского слова, насколько нам это известно, не проводилось. (Стиховедов интересуют по данной теме лишь длина слова, измеряемая в слогах, для определения мест словоразделов в силлабо-тонике: отсылаем к работам Гаспарова, Скулачевой и Бейли). Мы же можем предложить лишь первые приблизительные подсчеты.
Для анализа был привлечен как языковой (словари Ожегова и Даля), так и материал “художественный” (некоторые жанры русского фольклора, как песенные, так и прозаические). Согласно нашему подозрению, длина слов в них должна была бы быть различной и показательной.
Материал:
Даль и Ожегов: по первые 100 слов на буквы Б, В, К, С (всего 400)
Причитания: по первые 100 слов из текстов №№ 1, 2, 3, 4 (сб. Барсова)
Сказки: по первые 100 слов из текстов разных исполнителей №№ 1, 28, 40, 47 (Пермский сборник Зеленина)
Былины: по первые 100 слов из текстов разных исполнителей №№ 1, 93, 155, 245 (сборник Маркова)
Загадки: по первые 100 слов из текстов разных тематических разделов: Жилище, Тепло и свет, Внутреннее убранство, Домашнее хозяйство (сборник Садовникова)
Песни: по первые 100 слов из №№ 1, 2+3 (1 том сборника Киреевского) и №№47+48, 49 (2 том)
Рассказ о свадьбе: по первые 100 слов из первых 4 текстов из сборника “Русская свадьба” (сс. 35, 46, 56, 64)
Подсчеты производились по трем параметрам:
1) средняя длина слова (как среднее арифметическое);
2) процент неполнозначных слов, т.е. предлогов, союзов, местоимений и междометий (неактуально для словарей: незначительный процент);
3) частотность разнодолгих слов: от 1 до 17 звуков. Длина слова измерялась в звуках: йот принимался за отдельный звук, окончание тся и ться за 2 (как [ца]), удвоенные согласные за 1 звук.
Словарная средняя длина слова (согласно словарям Даля и Ожегова) составляет 6-7 звуков. В словаре Ожегова слово оказалось длиннее за счет составных лексем (которые у Даля содержатся в самой словарной статье), а также слов специальных (17-звучное слово: вагоностроительный!)
Разные типы речи имеют разные показатели средней длины и относительной частотности слов.
В разговорной речи (рассказы о свадьбе) слово короче за счет частотности неполнозначных слов: предлогов и союзов.
В прозе (сказка, загадка) разрыв между частотностью слов небольшой, тогда как в лирике (причитания) отчетливо заметны 2 центра частотности: это междометья (а не предлоги!) и слова длиной 7-8 звуков. Былина по этим показателям ближе к прозе (меньше разрыв между короткими и длинными словами).
Высокая лирика характеризуется, т.о., длинными словами, а жанры т.н. говорного стиха – более короткими. (Так и в литературных текстах, скорее всего в ямбе слово будет короче, чем, скажем в гекзаметре). Причеть интересна двумя центрами частотности (рваный профиль, в отличие от ровного прозаического и словарного): отчетливо выделяются дву-звуковые слова и слова длиной в 7-8 звуков.
|
Сред-няя длина слова |
Процент неполно-значных слов |
Длина слова (количество звуков) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
17 |
Ожегов |
7 |
|
9 |
7 |
14 |
19 |
82 |
53 |
65 |
56 |
34 |
24 |
13 |
14 |
6 |
2 |
1 |
1 |
Даль |
6 |
|
|
3 |
9 |
31 |
120 |
83 |
68 |
56 |
17 |
10 |
3 |
|
|
|
|
|
Причеть |
5 |
43% |
21 |
95 |
50 |
27 |
26 |
31 |
41 |
44 |
26 |
20 |
11 |
6 |
2 |
|
|
|
Былина |
4,5 |
46% |
26 |
114 |
48 |
44 |
34 |
43 |
38 |
9 |
18 |
18 |
9 |
10 |
1 |
1 |
|
|
Сказка |
4,5 |
34% |
45 |
46 |
59 |
60 |
73 |
60 |
49 |
19 |
8 |
2 |
3 |
1 |
|
|
|
|
Загадка |
4,8 |
27% |
42 |
25 |
22 |
71 |
62 |
76 |
41 |
23 |
16 |
1 |
1 |
1 |
|
|
|
|
Песня |
4,7 |
36% |
36 |
66 |
52 |
47 |
41 |
51 |
58 |
24 |
21 |
12 |
|
1 |
|
1 |
|
|
Рассказ |
4,6 |
45,5% |
37 |
57 |
54 |
52 |
70 |
51 |
36 |
24 |
10 |
3 |
2 |
6 |
|
2 |
|
|
Далее, проблема длины слова тесно связаны с проблемой рифмы. Как представляется, тексты с длинной строкой (типа гекзаметров или александринов) будут включать больший процент длинных и сверхдлинных слов, т.е. будет наблюдаться определенная корреляция, или прямая зависимость между длиной строки и длиной слова. Такие тексты со сверхдлинной строкой обычно нерифмованные (ср. русские былины и причитания), т.к. рифма оказалась бы слишком дистанктной, слишком широко расставленной, чтобы слух был способен ее улавливать. Напротив, в говорных жанрах рифму разделяет порой 1-2 слова, редко когда 3-4 .
Фольклорная рифма – рифма произносимая, артикуляторная (в отличие от письменной акустической литературной рифмы), она существует во времени речи, а не в пространстве страницы, и обладает меньшим межрифменным расстоянием. То есть от рифмы до рифмы в говорных жанрах фольклора не должно быть много слов. Чрезвычайно распространенным для всех фольклорных жанров оказывается феномен контактной рифмы (то есть когда зарифмовываются слова, непосредственно стоящие рядом друг с другом). Это рифма, типа: старуха-говоруха, зай-горностай, натура дура, тощ как хвощ, кумко-голубко, слизень-близень, радость на старость, палица-буявица, пир на весь мир, скатертка-самовертка.
Даже когда в жанре намечается явление строки, в нем, тем не менее, довольно частотны такие контактные рифмы, посмотрим на примере колыбельной:
Баю-баю-баюшки, / кладу в голова подушки, / Рипочок под бочок / Да соломки тукачок. / Высыпайся, ангельчок (Мартынова, №477). Котик-коток, / Кудреватый лобок! / Сидит кот у ворот, / К себе милую ждет: / Кошечка в окошечке , / Кошурки в печурке, / Котятки в подлавке… (Мартынова, №408)
Более того, довольно часто в говорных жанрах, особенно пословицах, слова со- или противо-поставляются по длине слова, что порой обеспечивает эффект, подобный рифменному, это тексты, типа: соломы воз, а сахару кус; умом туп, да кошель туг; Тит в горе – ровно кит в море .
В этом ключе, созвучие типа: стол – хромой выглядит гораздо беднее, чем двор – стол или дом – вон, (хотя во всех трех случаях имеем совпадение лишь одного ударного гласного). Длина слова, таким образом, оказывается важным фактором говорного стиха вообще, или т.н. складной речи.
Библиография:
1) Беломорские старины и духовные стихи. Собрание А.В. Маркова. СПб., Дмитрий Буланин, 2002
2) Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4-х тт. М., Рус. яз., 1999
3) Детский поэтический фольклор. Антология. Составитель А.И. Мартынова. СПб., 1997
4) Жирмунский В.М. Рифма, ее история и теория (1923). // Он же. Теория стиха. Л., 1975
5) Загадки русского народа: Сборник загадок, вопросов, притч и задач. Составил Д. Садовников. М.: Современный писатель, 1995
6) Зеленин Д.К. Великорусские сказки Пермской губернии. СПб., Дмитрий Буланин, 1997
7) Илюшин А.А. Русское стихосложение. М., “Высшая школа”, 1988
8) Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок. 57 000 слов / Под ред. Чл.-корр. АН СССР Н.Ю. Шведовой. – 20-е изд., стереотип. М.: Рус. яз., 1988
9) Причитанья Северного края, собранные Е.В. Барсовым. СПб., Наука, 1997
10) Русская свадьба: В 2-х т. Т. 1 – М.: Гос. республ. центр рус. фольклора, 2000
11) Собрание народных песен П.В. Киреевского. Записи П.И. Якушкина. Том 1, 2. Л.: Наука, 1983, 1986
Материал размещен на сайте при поддержке гранта №1015-1063 Фонда Форда.
|