Летняя школа по формальным методам в фольклористике - 2004
Напольских Владимир Владимирович
(Далее ссылки на файлы в формате Word, необходимо скачать шрифты)
На примере традиционной материальной и духовной культуры удмуртов и других народов уральской языковой семьи и их соседей демонстрируются методы комплексной реконструкции элементов и комплексов древних культур (пермского пранарода, ок. 1000-1500 лет назад, уральского пранарода, VI тыс. л. наз., и т. д.). Рассматриваются возможности применения и методы использования в реконструкции древней культуры данных сравнительно-исторического языкознания, археологии, фольклора, этнографии (вещеведения).
Возможность реконструкции миовоззрения древнейших эпох (уральского пранарода) на основе сведения в единую модель различных мифологических элементов древней системы, восстанавливаемых на базе сравнения исторических мифологем, представленных в исторических традициях отдельных уральских народов была практически продемонстрирована, например, в:
Napolskikh V. V. Uralic background of an Udmurt sacrifice: an attempt of reading mythological texts // Northern religions and shamanism (Ethnologica Uralica, 3). Ed. by M. Hoppal and J. Pentikainen. Budapest - Helsinki, 1992.
Вместе с тем, необходимо учитывать, что любые реконструкции, базирующиеся на сравнении мифологических сюжетов и мировоззренческих моделей, насколько порою близкими не казались бы аналогии, методами фольклористики и этнографии не могут быть верифицированы с достаточной надёжностью (в лекции рассматриваются примеры удмуртско-осетинских параллелей, оказывающихся при проверке типологическими схождениями гарантированно независимо возникших элементов культуры). Такая верификация возможна в двух направлениях: поиск реальных исторических фактов, свидетельствующих о имевших место в прошлом контактах / едином происхождении рассматриваемых традиций (так, в случае с уральскими народами неоспорим факт существования уральского пранарода - носителя урральского праязыка) - и обнаружение лингвистических свидетельств, подтверждающих правомерность реконструкций (реконструкция соответствующих праязыковых терминов, заимствований терминов, терминологических комплексов, объединяемых либо словообразовательными моделями либо аллитерационными созвучиями). Примеры последнего рода приводятся в лекции относительно сделанных ранее прауральских реконструкций, способы лингвистической реконструкции могут быть проиллюстрированы опубликованными материалами:
Напольских В.В. Происхождение названия 'медведя' / 'дракона' в пермских языках // Linguistica Uralica. Tallinn, 1997. T. 33, №1.
Напольских В.В. Из удмуртской мифологии: этимологические этюды // Пермистика, 4. Ред. Кельмаков В.К. и др.. Ижевск, 1997.
Напольских В.В. Происхождение удм. сюан ~ мар. сyан 'свадьба' (об одной забытой этимологии) // Linguistica uralica. Tallinn, 1998. T.34, №2.
Напольских В.В. Нетривиальные тюркизмы в удмуртском. I. Сям // Linguistica uralica. T. 35, №2. Tallinn, 1999.
Напольских В.В. Материалы Д. Г. Мессершмидта об удмуртах и происхождение удм. кышно 'жена' // Linguistica uralica. T. 38, №3. Tallinn, 2002 (файл MessKysznoLU38_3_2002.pdf).
Важнейшим методологическим аспектом рассматриваемой темы является подход к рассмотрению традиционных религиозно-мифологических систем земледельческих народов Восточной Европы конца XIX - начала XX в. (независимо от давности и степени христианизации, обращения в ислам или сохранения "язычества" у той или иной группы) как народных религий, принципиально в историко-типологическом плане не отличающихся от русской, немецкой, итальянской, китайской и т. д. народной религии. "Язычество", таким образом, ни в коем случае не рассматривается как нечто "сохранившееся" с незапамятных времён, но как реальная живая, развивающаяся система - причём развивающаяся преимущественно под доминирующим влиянием народно-христианской и народно-мусульманской традиций. По этому поводу см. публикации:
Напольских В. В. Рецензия на: [Миннияхметова Т. Г. "Календарные обряды закамских удмуртов". Диссертация, представленная на соискание учёной степени кандидата исторических наук по специальности "этнология (этнография)"] // Финно-угроведение. № 1. Йошкар-Ола, 1997 (файл otz_min.doc).
Напольских В.В. Рецензия на: [Неоязычество на просторах Евразии.
Составитель, редактор В.А. Шнирельман / Приложение к журналу "Страницы".
Москва: Библейско-богословский институт Св. апостола Андрея, 2001. 177 стр.]
// Вестник Евразии. Acta Eurasica. Москва, 2002. № 1 (16).
Материал размещен на сайте при поддержке гранта №1015-1063 Фонда Форда.
|