Летняя школа по формальным методам в фольклористике - 2004
Хромцова
Т. В.
(
г. Архангельск)
Первомайские
костры в северно-русской традиции ( анализ на основе современного фольклорного
материала ).
Деление года на привычные нам календарные
сезоны (весна, лето, осень, зима) не имеет строгих границ, так как во многом
зависит от климатических условий региона.
Отсутствие обряда сожжения Масленицы в
некоторых районах Русского Севера С. И. Дмитриева объясняет суровыми
климатическими условиями. Но "утверждение об отсутствии обрядов
"проводов Масленицы" неправомерно в отношении всего Русского Севера.
Об его отсутствии можно говорить лишь применительно к тем северным районам,
которые осваивались новгородцами. Полное отсутствие обрядов "похорон
Масленицы" наблюдается в Мезенском районе. В деревнях Лешуконского района
( Юрома, Кеслома, Малые и Большие Нисогоры ) и прилегающих к ним деревнях
Пинежского района ( Кулой, Кулогоры ) костры жгли не на Масленицу, а 1-го
мая."1Этот праздник носит название встречи лета и по сей
день празднуется в деревнях 14 мая (по новому стилю).
Нами исследован Пинежский район
Архангельской области, где празднование встречи лета распространено
повсеместно: в Курге, Кевроле, Покшеньге, Кротове, Земцове, Кавре, Верколе,
Городецке, Суре.
Первомайские костры жгут в определённых
местах, всегда в одних и тех же. В основном это возвышенности ( холмы,
пригорки, берега реки ) и открытые места, как правило, за деревней:
"Как я помню, мы все около реки на угорышке лето-то
встречали".2
"Лето встречают у нас на Масленнице. Гора так
называется".3
Ритуализованный характер костра проявляется
в тчательной подготовке к нему. Материал для костра собирали за несколько дней до
праздника и свозили его в одно место. Часто это поручалось молодежи, назначался
и главный организатор костра. В деревне Малое Кротово практиковались даже
особые обходы домов, во время которых ребята собирали старые, ненужные вещи:
"У нас по деревне ребята
даже на тракторе ездили, собирали всякое хламьё, кошели, веники да
всего...".4
В середину костровища втыкали кол / жердь, вокруг которого складывали старые вещи таким
образом, чтобы костер был как можно выше. Такая форма костра была типична для
календарных костров древних славян.Праздничные костры жгли по вечерам. От А. Н.
Арсентьевой в деревне Лохново нами был записан рассказ о тайном поджигании
костра:
"Мы с утра волочим. Старший был
у кучи-то, укладывал все. Мы пошли ись [есть-Х.Т.], ись хотим. Мама тихонько наредилась охотником, ружье взяла, по повети
спустилась и зажгла костер".5
Границы природных сезонов нередко оформляются как
"встреча" и "проводы" соответствующих периодов. Так встреча
лета воспринималась как переходный момент от зимы к лету, к началу
хозяйственно-полевых работ. Для северянина лето - самая долгожданная и важная
пора, от которой зависела вся их жизнь. За короткое летнее время необходимо было как можно больше подготовить запасов
на зиму. Жители северной деревни вели натуральное хозяйство: выращивали на
своих полях хлеб, заготовляли корм для скота, собирали в лесу грибы и ягоды.
Лето обеспечивало им благополучное существование на весь год, поэтому они
считали столь важным хорошо встречать его. В "Словаре русского языка XI-XVIII веков" слово
"лето" даётся в значении "год". Не зря в народе
приговаривают: "Как год встретишь, так его и проведёшь".
Костёр символизировал собой переходный
момент от зимы к лету, к новой жизни в новом году.
"Календарным
кострам придается смысл очистительного действия"6. В них сжигали
все предметы, вышедшие из употребления. Существовал обычай накапливания за весь
год ненужных вещей специально для сожжения их в первомайском общем костре:
"Раньше в бане не жгли
веников, копили до лета".7
Пограничное время считалось также временем
разгула всякой нечисти. У человека появляется возможность узнать свою судьбу,
вступив в диалог с персонажами иного мира. В деревне Малое Кротово записали
гадание во время празднования встречи лета:
"Раньше были туесы из бересты и
смола. Накладём смолы в туес, зажгем. Запускали по воде туеса-то. Кто в каку
сторону замуж выйдет? Далеко видно,
плывут, дымок такой идёт." 8
Также на переломе старого и нового годовых
сезонов совершались ритуалы изгнания, выпроваживания прошедшего времени года.
"Одним из самых действенных способов изгнания у всех славян считалось
создание шума: стреляли из ружей, били по металлическим предметам, грохотали
деревянными трещоками, кричали и свистели."9
"В огонь-от трубу железную бросали.
Воды нальют, концы заткнут чем-нибудь.Вода закипит да как стрельнет! Шифер тоже
бросали, по всем сторонам разлетался".10
"Кто с ружьем придет, дак
стреляли в небо, охотник какой-нибудь".11
"В селах Кулое и Кулогорах дети, глядя
на костер, кричали: "Лето встречаем, зиму провожаем".12
От общего костра ребята зажигали факелы и
вертели ими в воздухе. Они представляли собой палки с насаженными на них
берестой или обрывками целофана.
Женщины и молодые девушки наряжались в сарафаны и, стоя у костра, пели
протяжные песни.
"Огонь и горение как метафоры любовного
акта провоцировали развитие любовно-брачной темы в обычаях, связанных с
возжиганием костра. Прежде всего это относилось к прыжкам через костер. Удачный
прыжок предвещал девушке, что она скорее своих подруг выйдет замуж".13
"Некоторые парни и девки прыгали
через костер, когда он немного оседет".14
Встреча лета считалась большим праздником,
все местные жители считали необходимым участвовать в нём. Общие костры были
также делом престижа для всей деревни. Соседние деревни или околки обычно
соревновались друг с другом в том, чей костёр выше, ярче и дальше виден:
"За рекой, в Малом Кротове огонь горит, видно, в Земцове
видно, в Русковере, в Лохнове..."15
Дым от костра был огромным, поэтому его
далеко было видно.Окуривание земель множеством дымовых столбов, а также
факелами, предстаёт в данном случае как элемент апотропейной магии. ( ср.
"болгары жгли костры в полях, а поляки бегали с зажжёнными мётлами и
факелами вокруг полей, чтобы помешать непогоде, избавить культурные растения от
гусениц, а поля от сорняков."16
Также считалось, что пребывание около костра обеспечивало человека
здоровьем на весь год.
"Даже старые старушки приходили.
Все-все были тут. У кого и ноги болят, тоже придут, посидят на брёвнышке".17
Целый ряд обрядовых моментов указывает на
связь огня с летним солнцем. "Первобытный ум не верит, что солнце совершит
свой круг, солнцу надо помочь. Помощь человека
выражается в симильной магии - изображение круга или кругового
движения"18( водят хороводы вокруг костра, бросают в огонь колеса
).
От ритуального "подкрепления"
природного порядка ( наступления лета, начала вегетации ) зависело благополучие
всего года. Отсюда та продуцирующая магия, которая должна была обеспечить
хорошим урожаем. Во время праздника примечали: чем ярче и больше костер, тем
жарче будет лето и урожайнее год.
"Костер большой, жаркий! У-у,
како лето жарко будет! Тако лето и было".19
К лету, "когда возраждается вся
природа, примитивно думавший человек, естественно, предполагал, что умерший
родич воскресает".19 В это время общались с духами своих предков,
задабривали, чтобы они помогали в хозяйстве.Обрядовый костёр является
проводником жертвоприношений, посредником между людьми и потусторонним миром.
"Как лето встретим, сразу погода
мягче станет".21
"Лето встречаем обязательно,
каждый год, чтоб лето хорошее было".22
Обряд пускания по воде берестяных туесочков с зажжённой в них смолой
предстаёт здесь не только как гадание, но и поминание умерших родных с целью
задабривания. Этот обряд является рудиментом потопления умерших и отправления
их на "тот свет".
Первомайскому костру придавался особый смысл. К нему были приурочены
ритуалы очищения, изгнания, задбривания, а также обряды, связанные с
пробуждением землли и природы. Из выше изложенного можно сделать вывод, что
обрядовый костер имел большое значение в весенне-летнем цикле народного
календаря. Это объясняет причину выделения данного обряда в отдельный праздник.
Примечания
1 Дмитриева С. И. Фольклор и народное
искусство Европейского Севера.- М.: Наука, 1988.- С. 30.
2 Записано Хромцовой Т. В. в д.
Городецк от Хромцовой Александры Фёдоровны ( г. р. 1915, неграмотная, род. в д.
Городецк ).
3 Записано Хромцовой Т. В. в д.
Большое Кротово от Кузьминой Марии Алексеевны ( г. р. 1936, род. в д. Малое
Кротово ).
4 Записано Хромцовой Т. В. в д. Малое
Кротово от Земцовской Евдокии Васильевны ( г. р. 1930, род. в д. Земцово ).
5 Записано Хромцовой Т. В. в д.
Лохново от Арсентьевой Александры Николаевны ( г. р. 1926, род. в д. Покшеньга
).
6 Агапкина Т. А. Костёр // Славянские
древности: Этнолингвистический словарь./ Под ред. Н. И. Толстого.- 1999.- С.
625.
7 Записано Хромцовой Т. В. в д. Малое
Кротово от Земцовской Евдокии Васильевны ( г. р. 1930, род. в д. Земцово ).
8 Там же.
9 Агапкина Т. А. Изгнание //
Славянские древности: Этнолингвистический словарь./ Под ред. Н. И. Толстого.-
1999.- С. 393.
10 Записано Хромцовой Т. В. в с. Сура
от Муриной Анастасии Фёдоровны ( г. р. 1908, род. в с. Сура ).
11 Записано Хромцовой Т. В. в д.
Лохново от Арсентьевой Александры Николаевны ( г. р. 1926, род. в д. Покшеньга
).
12 Дмитриева С. И. Фольклор и
народное искусство Европейского Севера.- М.: Наука, 1988.- С. 30.
13 Агапкина Т. А. Костёр // Славянские
древности: Этнолингвистический словарь./ Под ред. Н. И. Толстого.- 1999.- С.
626.
14 Записано Хромцовой Т. В. в д.
Остров от Ширяевой Анны Ивановны ( г. р. 1931, род. в д. Остров ).
15 Записано Хромцовой Т. В. в д.
Большое Кротово от Кузьминой Марии Алексеевны ( г. р. 1936, род. в д. Малое
Кротово ).
16 Агапкина Т. А. Костёр //
Славянские древности: Этнолингвистический словарь./ Под ред. Н. И. Толстого.-
1999.- С. 625.
17 Записано Хромцовой Т. В. в д.
Остров от Хромцовой Александры Андреевны ( г. р. 1930, род. в д. Остров ).
18 Соколов Ю. М. Русский фольклор.-
М.: Гос. уч. пед. изд.,1941.- С. 147.
19
Записано Хромцовой Т. В. в д. Малое Кротово от Земцовской Евдокии
Васильевны ( г. р. 1930, род. в д. Земцово ).
20 Соколов Ю. М. Русский фольклор.-
М.: Гос. уч. пед. изд.,1941.- С. 147.
21
Записано Хромцовой Т. В. в д. Малое Кротово от Земцовской Евдокии
Васильевны ( г. р. 1930, род. в д. Земцово ).
22
Записано Хромцовой Т. В. в д. Малое Кротово от Земцовской Евдокии
Васильевны ( г. р. 1930, род. в д. Земцово ).
Материал размещен на сайте при поддержке гранта №1015-1063 Фонда Форда.
|