Летняя школа по формальным методам в
фольклористике - 2004
А. В. Чеканова
Современный
девичий альбом: проблемы бытования
Трудно найти в
отечественной культуре явление, которое могло бы сравниться с
девичьим альбомом в продолжительности влияния на умы и сердца юных
девушек. Как и двести лет
назад, когда обладательницей альбома была каждая уездная барышня,
так и сейчас тетрадь с песнями, стихами и рисунками можно найти
практически у любой школьницы. Порождение городской культуры,
альбомная традиция еще в 1930-е годы распространилась среди
сельских жительниц и до сих пор повсеместно сохранила свою
популярность. Пройдя длинный путь от изящных бархатных альбомов
светских дам до разрисованных фломастерами тетрадок наших
современниц, альбом по сути остался тем же, чем он был в пушкинскую
эпоху: средством общения, с помощью которого завязывали контакты,
учились общению с противоположным полом, узнавали правила житейской
мудрости.
Как тип многожанрового
рукописного сборника,
представляющего собой сложный комплекс вербальных и невербальных
составляющих, альбом сформировался еще в начале XIX в. Уже в это время
выделились его отличительные черты: полижанровость (присутствие в
составе альбома произведений разных жанров), синкретичность
(взаимосвязь вербальных и невербальных компонентов в системе
альбома), коммуникативность (установка на создание диалогового поля
между читающим альбом и пишущим в него) и лиричность (сосредоточенность на
выражении чувств и эстетических пристрастий пишущего). Другими
словами, произведения различных жанров организовываются в системе
альбома в сложное единство посредством элементов графического и
вещественного оформления (рисунков, аппликаций, вложенных в альбом
предметов и т.п.); альбом призван выражать чувства пишущего и
предполагает коллективное составление, а таким образом, создание
особого коммуникативного пространства между его составителями и
читателями(ем).
Перечисленные качества позволяют отделить альбом от других типов
рукописных сборников. Так, песенник (рукописное собрание текстов
песен) отличает от альбома, во-первых, моножанровость, а во-вторых,
более открытый характер бытования: в отличие от альбома,
обладающего, в силу своего содержания, установкой на камерность,
обращение в кругу близких друзей, песенники активно ходят по рукам,
многократно переписываются, даже издаются. Альбом легко отличить и
от многожанровых тетрадей для записей, которые часто ведут женщины
старшего возраста – они не содержат рисунков и прочих украшений и
создаются для индивидуального прочтения, также как и дневники.
Отмеченные выше свойства являются типологической особенностью
альбома, вне зависимости от того, к какой полосоциальной
разновидности он относится: к девичьему, солдатскому или тюремному
альбому.
Тип рукописного альбома,
сформировавшийся в дворянской среде первой трети XIX века, проходя через
постепенное упрощение своего стереотипа, опускался в культурный
обиход более низких социальных слоев – во многом этому
способствовали гимназии и воспитательные учреждения, где внутренняя письменная коммуникация
между представителями разных социальных групп происходила весьма
активно. Не останавливаясь на рассмотрении истории этого процесса,
на сегодняшний день, к сожалению, изученного еще недостаточно (особенно со
второй половины XIX. по начало XX в.), перейдем к обзору
отличительных свойств современного девичьего альбома. Строго
говоря, нижняя временная граница этого явления приходится на 1960-е
годы, когда сформировались многие современные альбомные жанры, в
частности, рукописный
любовный рассказ, «правила любви и дружбы», «адреса любви», а также
начала приобретать особую популярность менее распространенная
прежде анкета. Однако уже альбомы 20 - 30-х годов предоставляют
материал, во многом сходный с данными последних десятилетий (вплоть
до совпадения текстов), а потому это делает возможным привлечение
отдельных записей и этого периода.
Прежде всего необходимо затронуть вопрос используемой терминологии,
поскольку решается он носительницами альбомной традиции и
исследователями по-разному. Несмотря на то, что в большинстве
научных работ для характеристики создаваемых девушками и бытующих в
их среде многожанровых рукописных сборников чаще всего
используется термин
«девичий альбом», сами
девушки в настоящее время предпочитают называть их песенниками, анкетами или просто
тетрадями (по нашим наблюдениям, этот переход также относится к
1960-м годам). Различия в именовании мотивируются жанровым
составом: тетради, содержащие анкеты, независимо от того,
присутствуют ли в них другие жанры, девушки называют анкетами; тетради, включающие только песни (или
еще и стихотворения) и не содержащие анкет, именуются песенниками
или тетрадями (иногда встречаются более развернутые заголовки:
«тетрадь для стихов и песен», «тетрадь любви»). Тем не менее
понятие «альбом», которое
на сегодняшний день не
соотносится девушками со своими тетрадями и не используется ими,
часто до сих пор встречается во многих альбомных стихах, в том
числе инициальных. Это можно объяснить устойчивостью альбомного
репертуара, сохраняющего без изменения все давние клише, даже
утратившие былую актуальность.
Возрастная среда бытования девичьего альбома – школьницы 9 – 15
лет; в сельской местности верхняя граница может отодвигаться и до
17 – 18 лет. Непременными условиями формирования альбомной традиции
являются наличие замкнутой социокультурной среды и ситуация
ограниченности способов творческого и эмоционального самовыражения
– вспомним, что главные сферы функционирования альбома - это школа,
армия и тюрьма, а многие девочки начинают вести альбомы в
пионерских лагерях и больницах. Эта ситуация наличествует в
армейской и тюремной средах в условиях отсутствия свободы личности,
невозможности ее самореализации, тотального контроля, изоляции от
близких и других факторов. В школьной девичьей среде ограниченность
способов самореализации обуславливается несколько иными причинами:
возрастными, социальными и культурными. Имея доступ к культурным
продуктам высокого уровня и возможность широкого выбора
возможностей творческого самовыражения (что характерно для детей из
городской интеллигентской среды), девочки редко заводят альбомы, а
если и заводят, то, как правило, ненадолго и под влиянием
коллективного примера, а не душевной потребности. По тем же
причинам не ведут альбомы студентки ВУЗов; кроме того, здесь
срабатывает и возрастной фактор: девушки просто «перерастают»
альбом с его односторонним представлением мира, ограниченным кругом
сентиментальных идеалов – растущие интеллектуальные и эмоциональные
запросы требуют иных способов реализации. А. Ханютин справедливо отмечал:
«Очевидно, в итоге отмеченного нами процесса разрушения верхних
“этажей” альбомной культуры, размывания ее литературного “ядра”,
альбом полностью перешел в ведение групп с низким социальным
статусом, превратился в сугубо массовую, низовую, китчевую форму,
не имеющую жанрового эквивалента на более высоком культурном
уровне» [Ханютин 1989].
Тем не менее в среде активного бытования все три разновидности
альбомов рассматриваются как непременный атрибут культурного быта.
На первый план, особенно в детской среде, выходят приоритеты
традиционности – типично фольклорной ценности: хорош не тот альбом, в котором есть
что-то новое и необычное, а тот, который отражает наиболее
распространенные культурные веяния и содержит самые популярные
тексты. Рукописный альбом следует в этом общефольклорной
закономерности: «…Имперсональность народных произведений тесно
связана не только с коллективностью творчества и процесса создания
произведения, но и с коллективностью характера содержания,
отражающего обобщенное, соборное мышление, мировосприятие и
психологию масс, где актуализируются лишь санкционированные
коллективом, наиболее существенные для социума факты
действительности…» [Костина 1999]. Юные составительницы альбомов
стремятся перещеголять друг друга не в разнообразии материалов
(они, как правило, в условиях одной коммуникативной среды –
например, одного класса – практически одни и те же), а в
оформлении, в красочности рисунков, наклеек и т.п.
Альбом является способом
активной внутренней коммуникации в пределах одной культурной
группы. В нашем случае она происходит между владелицей альбома,
читающей то, что пишут ей друзья - и в свою очередь тоже пишущей для них
(обращения к «гостям» альбома, предписания определенных правил
поведения внутри альбома, предложения поучаствовать в тестах,
играх, открыть «секрет» и т.п.) – и ее подругами, которые
обращаются к ней в прозаической или стихотворной форме. Общение в
пределах альбомного пространства происходит здесь, таким
образом, по модели диалога,
который превращается в полилог лишь в редких случаях, когда «гости»
альбома высказывают на его страницах свою реакцию на написанное
другими гостями, их предшественниками.
Как элемент внутренней коммуникации, альбом не знает ситуации
«инокультурия» - всё, что попадает на его страницы, автоматически
становится «своим». Переписываемые произведения не маркируются как
принадлежащие другой культуре, а, напротив, воспринимаются как
нечто свойственное именно данной группе (в альбом просто не
включаются материалы, которые составители считают устаревшими).
Фактически же происходит активная социокультурная миграция текстов: в тюремных, солдатских
и девичьих альбомах можно найти одинаковые произведения, актуальные
для каждой группы, возраст которых к тому же часто составляет по
нескольку десятков лет (например, новые баллады). Потому и
сравнивая альбомы в пределах каждой из разновидностей - например,
девичьи альбомы представительниц разных поколений - мы найдем в них
один и тот же фольклорный материал, тот же жанровый состав -
альбомные стихи, пожелания, песни – вплоть до одинаковых текстов,
да и в структуре альбома общего будет гораздо больше, чем отличий.
С другой стороны, наряду с наличием в девичьих альбомах
произведений, имеющих давнюю историю, происходит постоянное
обновление содержания альбома, он пополняется новыми жанрами
(письменными гаданиями, гороскопами, школьной хроникой и др.).
Альбом очень открыт всем внешним веяниям, он предоставляет
свободное пространство для творчества, практически не
ограничиваемое внешними рамками (принцип «пиши, что хочешь») и с
благодарностью принимает любой текст для дальнейшей передачи «из
тетради в тетрадь». Эта свобода проявляется и в отсутствии жесткой
композиционной структуры в пределах альбома, что отличает его от
анкеты, где появление текстов (и даже их расположение) строго
регулируются хозяйкой, например, ее заданиями написать в отведенном
месте пожелание, стихотворение и т.п.
В ситуации альбомного
диалога каждый текст звучит - и воспринимается – как личный голос
написавшего, выражающий именно его чувства и мысли. Даже при
использовании текста литературного происхождения происходит, как не
раз отмечалось, «своеобразное “присвоение” текста: он становится
личным, лирическое “я” поэта очень часто превращается в “я”
владельца альбома…»[Калашникова 2003]. Но такая предельная субъективность –
скорее псевдосубъективность (как и псевдоавторство), поскольку на поверку она оказывается
маской, за которой скрываются коллективные художественные
стереотипы, кочующие из альбома в альбом. Характерно, что
клишированная комплиментарность альбомного текста прекрасно
осознается и самими составительницами альбомов:
Не верь тому, кто здесь попишет,
В альбоме редкий не соврет,
В альбоме все любовью дышат,
А сердце холодно как лед.
(из альбома Маруси В., 1938 г.,
Варнавинский р-н Нижегородской обл.)
Если альбом рассматривается, с одной стороны, как атрибут одной
культурной группы, то, с
другой стороны, он в то же время воспринимается как нечто
совершенно несвойственное другой субкультуре, в данном социуме
воспринимаемой как полярная: тюрьма - воля, армия – гражданка, девушки – парни. Эти оппозиции задают
направление всему идейно-тематическому содержанию альбома и находят
широкое отражение в альбомном материале.
Кто с этой жизнью не встречался,
Кто пайку хлеба не едал,
Прошу закрыть тетрадку эту,
Я не для вас ее писал.
[Калашникова 2003]
Кто не был солдатом, кто пыль не глотал,
Кто в дождь и пургу на посту не стоял.
Он разве мужчина? Он жизнь не видал.
Спокойно под маминым крылышком спал.
Он эти строки не должен читать.
Солдатские письма ему не понять.
[Головин, Лурье, Кулешов 2003]
Не верь цветам, они завянут,
Не верь мечтам, они уйдут,
Не верь парням, они обманут,
Они всегда так подло врут.
(из альбома Т.
Белоглазовой, 1998 – 2002 г., Варнавинский р-н Нижегородской
обл.)
Девичий альбом выводит на первый план оппозицию ‘девушки – парни’;
еще одна возможная в данном контексте оппозиция ‘дети (в данном
случае девочки) – взрослые’ в текстовом материале не
актуализируется, хотя девочки и считают нужным скрывать свои
альбомы от старших. В среде же мальчиков альбомы воспринимаются как явление
сугубо девчачье,
“неподобающее”, вызывающее смех и пренебрежительное отношение.
Более спокойную реакцию вызывают анкеты, которые мальчики часто
охотно заполняют. Собственно же альбомы – область сугубо
девическая. Девочки ревниво оберегают свои альбомы от мальчишек,
опасаясь не только несанкционированного вторжения в сферу личных
переживаний, но и насмешек. Так, одна из студенток филологического
факультета МГУ, увлекавшаяся в детстве ведением альбомов,
вспоминала: «…Иногда мальчики даже и не догадывались о тех тайнах и
секретах, которые были записаны в анкетах и разных подобных
тетрадях. А уж если это попадало к ним в руки, то обязательно все
то, что было написано, становилось «достоянием общественности», то
есть, обычно под истерические крики хозяйки, содержимое читалось, и
о нем узнавали все. Например, в моем личном опыте, после такого
«нелегального» прочитывания я поссорилась почти с половиной своих
одноклассниц. Из-за этого мальчики всегда охотились за такими
тетрадями, а девочки, несмотря на риск быть разоблаченными,
записывали в них как в дневник все свои секреты» (Самозапись Е.
Чириковой, 1984 г. р., Москва).
Роль альбома в формировании культуры современных школьниц указанной
возрастной группы исключительно высока; нередко, особенно при
отсутствии иных возможностей творческого самовыражения, альбом
становится культурным центром девичьего сообщества. Можно отметить
ряд функций, которые
выполняет альбом в девичьей среде, причем эти же функции будут
актуальны и для солдатского и тюремного альбомов.
1. Участие в
процессе социализации.
Альбомная традиция является одним из важнейших проявлений процесса
включения индивида в состав сообщества, который сопровождается
усвоением системы знаний и культурных традиций. Альбом выступает
знаком принадлежности к конкретному сообществу, а в девичьей среде
также показателем взросления и подобающего этому поведения.
2.
Коммуникативная функция.
Альбом является поводом к общению, обмену информацией, что в
подростковом возрасте является очень важным – эту функцию как в
составе альбома, так и вне его, особенно удачно выполняет анкета.
Альбом реализует стремление
к коллективности - стимулом к ведению альбома для девочек в
большинстве случаев служит пример сверстниц.
3.
Развлекательная функция.
Задавая
школьницам вопрос, с какой целью они ведут альбомы, можно смело
ожидать недоуменного пожатия плечами и нехитрого ответа: «Просто
так, для интереса, для развлечения». Развлекательная функция
альбома – одна из немногих,
которые осознаются самими носителями альбомной традиции и
способствуют сохранению интереса к этому виду творчества.
4. Архивирующая
функция.
Французское слово ‘album’ имеет значение ‘памятная
книга’, и сохранение в
памяти – не важно, образов ли друзей или полюбившихся текстов -
было и остается главной задачей альбома («Мой альбом для
того существует, / Чтоб друзей и подруг вспоминать…» (из
рукописного альбома сестер Ю. (1985 г. р.) и В. (1987 г. р.)
Коркиных (д. Марково Никольского р-на Вологодской обл.)).
В зависимости от того, чем является для составительницы ее альбом:
собранием автографов друзей или хранилищем безымянных текстов,
актуализируются коммуникативная или архивирующая функции, что
проявляется и в содержании самого сборника. В первом случае альбом
делается “для других”,
напоказ, ярко украшается, становится частью имиджа девушки. При
отборе текстов предпочтение отдается наиболее популярным в данном
коллективе; личные пристрастия подчиняются общественным. Такой
альбом активно показывают всем знакомым, предлагают сделать в него
записи на память.
Иное дело – альбом “для себя”, функционально более близкий
песеннику, чем памятной книге. Такой альбом должен хранить прежде
всего тексты, он не предназначается для торжественного просмотра в
кругу друзей, а потому и практически не содержит никаких украшений.
Девушка записывает на его страницы то, что нравится лично ей; сюда
могут включаться и собственные стихи, и записи дневникового
характера. В отличие от первого, «мадригального» типа альбомов,
такие тетради зачастую прячут даже от самых близких.
5. Способ
творческого и эмоционального самовыражения.
Альбом дает возможность выразить свои сердечные переживания,
нередко становится своего рода дневником внутренней жизни девушки.
В силу своей свободной многожанровой структуры альбом позволяет
выразить как личные эстетические пристрастия (например, заклеить
полтетради фотографиями любимого певца), так и повсеместные модные
увлечения. Ведение альбома, хотя и с оговорками, все же можно
назвать творчеством, причем, на наш взгляд, не только в той мере, в какой в
альбоме присутствуют оригинальные произведения и рисунки
составителей. Специфика альбомного творчества заключается в том,
что происходит оно не путем личного продуцирования текстов (для
этого у большинства девушек просто нет достаточного эмоционального
и литературного опыта), а при отборе, изменении (сознательном или
бессознательном), группировании, оформлении готовых
произведений.
6. Дидактическая
функция.
Немаловажное значение
альбом имеет для формирования морально-этических представлений юных
девушек, стереотипов их мышления и поведения. Для 12 – 13-летних
школьниц альбом становится энциклопедией, где можно найти ответы на
все вопросы: от толкования приснившегося сна до советов, как вести
себя на свидании. Альбом систематизирует доступный девочкам
коллективный опыт: как духовный, так и практический.
Нравоучительную функцию в альбоме выполняют стихи, значительную
долю которых составляют наставления, песни, многие из которых часто
заканчиваются моралями:
Действуй открыто во
всем,
Девицы, милые создания,
Будь человеком
правдивым,
Бегите прочь вы от мужчин,
Лучше быть честным
врагом,
Они приносят вам страдания,
Чем другом фальшивым.
А вас не стоит ни один.
(стихотворение из альбома О. Андреевой, (романс
«Тоска» из альбома
1984 г. рожд.,
Москва)
Н. Гончаровой, 1922 г. рожд.,
Вохомский
р-н Костромской обл.
Альбом хранит представления о нормах поведения, о
значении жестов, особенностей внешности и т.п. Такую “полезную”
информацию можно обнаружить
в различных толкователях-справочниках, «гадалках»: парень называет
на «вы» - уважает, на «ты» - насмехается; жмет одну руку – ревнует,
обе - скучает; поцелуй в губы свидетельствует о крепкой любви, в
шею – об измене; веселый взгляд – изменяет, прищуренный – любит;
подаренный платок означает разлуку, лента – любовь (из альбома
1990-х гг., скопированного А. Чувилиной)
7. Формирование представлений о
взаимоотношениях полов.
Альбом, прежде всего его лирические жанры, формирует
у девочек целый ряд гендерных стереотипов. Так, в альбомных стихах
и романсах проявляется более активная, доминирующая роль парня по
отношению к девушке, которой отводится пассивная участь принимающей
стороны. Альбомная лирика предъявляет девушке ряд жестких
предписаний: она должна
хранить свою гордость и девическую честь, быть верной и постоянной
в любви “до гроба”
Цветок сорвут и тут же бросят, Любовь всего
сильней на свете,
Но не давай себя сорвать.
Любовь невозможно убить,
Не разрешай тому, кто просит, Куда б ни занес меня
ветер,
И будешь вечно расцветать. Я
буду тебя любить.
(из альбома Е. Чириковой, (из
альбома Ю. Коркиной, 1985 г. рожд.,
1984 г. рожд., Москва)
Никольский р-н Вологодской обл.)
Альбомная лирика формирует стереотип неизбежности несчастной любви
и длительных страданий покинутой девушки: «Если хочешь любить –
приучайся страдать, // Без страданий любви не бывает» (из альбома
Ю. Коркиной, 1985 г. рожд., Никольский р-н Вологодской обл.).
Измена милого – один из основных мотивов и в песнях, и в стихах. Но
оскорбленная девушка вполне может отомстить за себя обидчику, что,
в частности, является
сюжетной основой многих
новых баллад:
Девчонкой можно увлекаться,
Девчонкой можно дорожить,
Но нельзя над девчонкой смеяться,
Девчонка может отомстить.
(из альбома О. Андреевой, 1984 г. рожд., Москва)
В то же время альбом создает двоякое представление о поведении
девушки. С одной стороны, ей предписывается быть гордой и скромно
вести себя («Умри, но не давай себя поцеловать без любви», «чем
девчонка строже, тем она дороже»), с другой - не быть
закомплексованной, а, напротив, раскованной и активной, в том числе
и в отношениях с парнями:
Девчонки! Ура!
Быть скучной не надо,
Вышли новые
права:
Пусть парни тебя уважают,
Если парень не
целует,
Бросают влюбленные взгляды
Поцелуй его сама.
И даже домой
провожают.
(из альбома О. Андреевой, (из
альбома Ю. Коркиной, 1985 г. рожд.,
1984 г. рожд., Москва) Никольский р-н Вологодской обл.)
Такое
двойственное понимание подобающего девушке поведения в современных
девичьих альбомах совпадает с традиционными народными
представлениями, описанными Т. А. Бернштам: «Поведение девушки
требовало более сложной комбинации свойств [чем поведение парня -
А. Ч.]: с одной стороны, она должна была держаться скромно и
с достоинством, с другой - обладать темпераментом, необходимым для
роли “сударушки” парня. Удержать это равновесие девушке бывало
очень трудно: общественное мнение и будущий брак требовали от нее
сдержанности и чистоты, а нормы внутригруппового поведения -
игровой раскованности» [Бернштам 1988].
Рукописный альбом аккумулирует различные формы творческого
потенциала девочек-подростков. Он предоставляет им широкие
возможности для самовыражения, но не прямо, а опосредованно, через воспроизведение
пропущенных сквозь личное сознание продуктов предшествующего
культурного опыта. Интересы юных девушек находят разнообразные
способы воплощения, реализующиеся в разветвленной жанровой системе
альбома (большинство статей об альбомах (будь то девичий,
солдатский или тюремный альбом) фактически посвящено описанию
жанровой системы, поэтому в очередной раз останавливаться на ней мы
не будем).
Большую роль в понимании эстетических представлений современных
школьниц имеет внешний вид альбома. Современный альбом
раскрашивается цветными фломастерами, украшается сердечками,
цветочками (традиционными альбомными рисунками), наклейками,
вырезками из цветных журналов и открыток, причем количество и
яркость украшений расценивается как несомненное достоинство
альбома. Рисунок нередко выступает в качестве комментария,
иллюстрации к приводимому тексту, в чем заключается проявление
своеобразной альбомной синкретичности, хотя тенденция к
символическому сочетанию словесного текста и изображения в
современном альбом проявляется слабее, чем в альбомах XIX в. Тем не менее
образцы этого сочетания можно найти без труда. Например, в одном из
альбомов, украшенном в традиционном девичьем сентиментальном стиле,
страница, где приводился текст дворовой песни «Седая ночь»,
очевидно, воспринимаемой как “мужская”, была оформлена в графически
четком и довольно жестком внешне черно-белом ключе (альбом Ю.
Андроновой, 1978 г. рожд.,
Москва).
Рисунок в альбоме всегда испытывал воздействие массовых тенденций
изобразительного искусства.
Если в альбомах 1950-х годов можно обнаружить, например,
изображение девочки с флажком “СССР” в руке (такими раньше в
изобилии украшали стены детских учреждений), то сейчас мы находим в
альбомном рисунке влияние современных эмблем-символов (пацифики,
эмблемы музыкальных групп и спортивных команд), граффити,
мультипликации.
Впитывая с годами
новые веяния, альбом продолжает оставаться любимой забавой многих
девочек. Возможность создать собственными руками нарядную тетрадку,
наполнив ее по своему усмотрению, не в состоянии заменить никакие
печатные альбомы, где все творчество предполагается ограничить
механическим заполнением страниц. Не случайно многие девочки
предпочитают «покупным» альбомам свои, самодельные, считая их
гораздо более интересными. Но какую бы форму ни приобретала с
течением времени альбомная традиция, она нисколько не теряет той
светлой теплоты, которая влечет к ней множество поколений.
Литература
Бернштам Т. А. Молодежь в обрядовой жизни русской общины XIX – начала
XX в.:
Половозрастной аспект традиционной культуры. Л., 1988. С. 98.
Борисов 1997 – Борисов С. Эволюция жанров
девичьего альбома в 1920 – 1990-е годы // Шадринский альманах. Вып.
первый (1997). Сост. С. Б. Борисов. Шадринск, 1997. С. 87 –
110.
Головин, Лурье 1998 – Головин В, Лурье В. Девичий альбом XX века // Русский школьный фольклор: От
«вызываний» Пиковой дамы до семейных рассказов. Составитель А. Ф.
Белоусов. М., 1998. С. 269 – 362.
Калашникова 2003 - Калашникова М. В. Современная
альбомная традиция // Современный городской фольклор. М., 2003. С.
599 - 619.
Костина 1999 - Костина А. В. Массовая культура и фольклор: к
проблеме соотношения // Сохранение и возрождение фольклорных
традиций. Сб. научных трудов. Вып. 9: Фольклор и художественная
культура: История и современность. М., 1999. С. 212.
Ханютин 1989 - Ханютин А. Школьный рукописный
альбом-песенник: новый успех старого жанра // Массовый успех. Отв.
ред. А. Ханютин. М., 1989. С. 193 – 209.
Термин
‘солдатский альбом’ является в настоящей работе синонимом понятия
‘солдатский блокнот’, используемого, в частности, В. Головиным, М.
Лурье и Е. Кулешовым в статье «Субкультура солдат срочной службы»
(Современный городской фольклор. М., 2003. С. 186 - 230) для
обозначения рукописного сборника текстов армейского фольклора – не
путать с дембельским альбомом, составляющимся перед увольнением из
фотографий и незначительного числа текстов.
Можно отметить
лишь несколько работ, в той или иной степени касающихся эволюции
альбомной традиции: см. Ханютин 1989, Головин, Лурье 1998, Борисов
1997.
Материал размещен на сайте при поддержке гранта
№1015-1063 Фонда Форда.
|