Елена Котляр

Указатель африканских мифологических сюжетов и мотивов

 

Введение
Библиография
Список мотивов
Словарь

 

 

 

 

 

ВЫБОР  МЕЖДУ ЖИЗНЬЮ И СМЕРТЬЮ

(№ 422 – 435)

 

422. Люди выбрали смерть, а не вечную жизнь, потому что земля перенаселена. Бог спросил людей, хотят ли они жить вечно или умереть. А люди сказали, что было бы лучше, если бы некоторые умерли, освободив место для тех, кто пришел после них. И бог согласился (нуэр [Abrahamsson 1951, p.76,77]). [Mot. A1335.3. Origin of death from unwise choice; A1335.8. Origin of death because world is overpopulated].

М о т и в: (неправильный выбор) люди выбрали смерть из-за перенаселенности земли.

 

 

423. Человек хочет умереть, устав от трудностей жизни. Прежде на небе жили люди, они не умирали, не умирают и сейчас. Были также люди земли, и они тоже не умирали. Однажды бог спросил людей земли, хотят ли они жить вечно или только в течение какого-то времени, а потом умереть. И люди ответили, что хотели бы умереть, так как в мире много зла. С этого времени люди подвержены смерти (нгала [Abrahamsson 1951, p.76]). [Mot. A1335.3. Origin of death from unwise choice].

М о т и в: (неправильный выбор) люди выбрали смерть, так как в мире много зла.

 

 

424. Смерть в обмен на огонь. У людей прежде не было огня, и они ели сырую пищу. В то время они не умирали, так как, когда они старели, бог снова делал их молодыми. Однажды они попросили у бога огонь. Бог ответил посланнику людей, что он даст огонь, если они готовы умирать. Посланник согласился и взял огонь. С того дня люди должны умирать (дараса [Jensen – цит. по: Abrahamsson 1951, p.113]). [Mot. (ср.) A1335. Origin of death; A1335.3. Origin of death from unwise choice].

М о т и в: выбор между бессмертием и обладанием огнем.

 

 

425. Выбор между деторождением и  бессмертием. Бог Соко создал черепах, людей и камни – мужского и женского пола, но никто из них не должен был рождать детей. В то время люди не умирали, а, состарившись, снова становились молодыми. Черепахи обратились к Соко с просьбой позволить им иметь детей. Соко возразил, что он дал им жизнь, но не давал разрешения иметь детей. Однако черепахи продолжали настаивать. Люди тоже к ним присоединились, говоря: “Мы хотим увидеть наших детей и тогда умереть”. Камни же сказали, что они не хотят умирать и поэтому согласны не иметь детей. И Соко сделал так, как они просили. Люди рождали детей, и родители умирали. Камни же не рождали, но и не умирали. Так пришли в мир дети и смерть (нупе [L.Frobenius – цит. по: Abrahamsson 1951, p.68]). [Mot. A1335.3. Origin of death from unwise choice].

М о т и в: происхождение деторождения.

М о т и в: выбор между деторождением и бессмертием.

 

 

426. Амма предложил людям на выбор “циновку плена” или“циновку смерти”. Они отказались от первой и, когда легли на вторую, начали умирать (догон [Abrahamsson 1951, p.43]). [Mot. A1335.3. Origin of death from unwise choice].

М о т и в: (неправильный) выбор – люди выбрали “циновку смерти”.

 

 

427. Люди разгневали бога, предпочтя смерть вечной жизни. Бог создал человека, чтобы тот жил вечно. Вначале смерти не было. Но бог решил испытать людей, насколько они мудры. Он пришел к людям с двумя небольшими свертками и спросил: “Что вы выберете? Сверток со смертью или сверток с вечной жизнью?” Люди выбрали смерть. Бог удалился в гневе. Может быть, люди боялись стать слишком старыми и немощными? (средн. и нижн. часть течения р.Конго [H.Trilles – цит. по: Abrahamsson 1951, p.43]). [Mot. A1335.3. Origin of death from unwise choice].

М о т и в: (неправильный) выбор между жизнью и смертью в пользу последней.

 

 

428. Женщины предпочли вечной жизни земные блага. К человеку, который работал в лесу, пришел карлик с двумя узлами: в большом узле были ножи, бусы, одежда, зеркала и т.п., а в маленьком узелке – вечная жизнь. Мужчина сказал, что он должен пойти и посоветоваться. Когда он ушел, туда пришли женщины, и им тоже карлик предложил выбор. Женщины попробовали острие ножей, прикинули на себя одежду, полюбовались собой в зеркалах и – выбрали большой узел. Карлик ушел, забрав с собой маленький узелок. Когда вернулся мужчина, женщины уже раздавали содержимое большого узла. Так человек утерял вечную жизнь, и смерть осталась в мире (нгала [Weeks – цит. по: Abrahamsson 1951, p.43]). [Mot. A1335.3. Origin of death from unwise choice].

М о т и в: (неправильный) выбор – вместо узелка с вечной жизнью женщины выбирают большой узел с вещами.

М о т и в: неправильный выбор – вина женщин.

 

 

429. Женщина выбирает смерть, а змея – бессмертие. “Великий дух” созвал первого мужчину, первую женщину и змею, чтобы испытать их. Зажав в руке косточку смерти и косточку бессмертия, он предложил женщине и змее выбор. Женщина выбрала смерть, а змея – бессмертие. Вот почему люди обречены на смерть (тумбве [P.Colle – цит. по: Abrahamsson 1951, p.44]). [Mot. A1335.3. Origin of death from unwise choice; (cp.) A1335.5. Origin of death: serpent given immortality instead of man].

М о т и в: (неправильный) выбор между смертью и бессмертием.

М о т и в: змея получила бессмертие, сделав правильный выбор, в то время как женщина выбрала смерть.

 

 

430. Человек выбрал корзину со смертью, а змея – корзину с жизнью. Человек рассердил Леза, нарушив его заповеди. Леза решил наказать его. Леза положил жизнь и смерть в разные корзины и спросил людей, какую корзину они выбирают. Те выбрали корзину, в которой была смерть, и с тех пор они умирают. Змея тоже пришла к Леза, чтобы выбрать, и выбрала жизнь. Вот почему, когда змея стареет, она меняет кожу (табва [Abrahamsson 1951, p.44]). [Mot. C937.1. Immortality lost because of breach of tabu; A1335.3. Origin of death from unwise choice; A1335.5. Origin of death: serpent given immortality instead of man].

М о т и в: человек нарушил заповеди бога и вызвал его недовольство.

М о т и в: (неправильный) выбор между жизнью и смертью.

М о т и в: змея делает правильный выбор и получает бессмертие, а человек – неправильный (смерть).

М о т и в: дублирование мотива происхождения смерти (нарушение заповедей и неправильный выбор).

 

 

431. Люди выбрали узел со смертью, а змея – узел с жизнью. Кабезья пришел к первым людям с двумя узлами, в одном из которых была жизнь, а в другом – смерть. Люди выбрали последний и должны были умереть, как и все люди после них. Даже животные должны умирать, кроме змеи, которая выбрала узел с жизнью. Состарившись, змея сбрасывает старую кожу и надевает новую (вемба [Abrahamsson 1951, p.45]). [Mot. A1335.3. Origin of death from unwise choice; A1335.5. Origin of death: serpent given immortality instead of man].

М о т и в: (неправильный выбор) люди выбрали узел со смертью, а змея – узел с жизнью.

М о т и в: змея выбрала жизнь в отличие от людей, которые выбрали смерть.

 

 

432. Первые люди из двух узелков  выбрали узелок со смертью. Леза создал первого мужчину и первую женщину, дети которых заселили землю. Он предложил первым людям на выбор узелок с жизнью и узелок со смертью. К несчастью, человек выбрал узелок со смертью, поэтому их потомство подвержено смерти (вемба [Gouldsbury, Sheane – цит. по: Abrahamsson 1951, p.45]). [Mot. A1210. Creation of man by creator; A1335.3. Origin of death from unwise choice].

М о т и в: бог создал первых мужчину и женщину.

М о т и в: (неправильный) выбор между жизнью и смертью в пользу смерти.

 

 

433. Выбор между кувшином и корзиной – это выбор между смертью и жизнью. Бог Солнце и его жена Луна спустились на землю и созвали всех людей, животных и змей. У Солнца был с собой глиняный кувшин, а у Луны – корзина. Солнце хочет выяснить, кто самый мудрый из обитателей земли: каждый должен выбрать один из двух предметов и бросить его на землю. Женщина взяла кувшин, а змея – корзину. На следующий день Солнце снова предлагает им выбор, и они выбрали то же самое. Когда женщина бросила на землю кувшин, он разбился вдребезги (“умер”), корзина же, которую бросила змея, “не умерла”. Так Солнцу стало ясно, таким образом, что змея умнее. Солнце сказало, что люди должны вернуться в землю, а змея получит способность сбрасывать кожу, когда состарится. Kроме того, Солнце дает змее яд, чтобы та могла жалить людей. Затем Солнце говорит людям: “Вы должны умирать, так как вы разбили кувшин о землю, и кувшин “умер” (исанзу [L.Kohl-Larsen – цит. по: Abrahamsson 1951, p.46]). [Mot. A736.1.4. Sun and moon married; A1335.3. Origin of death from unwise choice; A1335.5. Origin of death: serpent given immortality instead of man].

М о т и в: боги Солнце и Луна – муж и жена.

М о т и в: “кувшин, который разбивается” (смерть).

М о т и в: “корзина, которая не разбивается” (бессмертие).

М о т и в: змея обретает бессмертие благодаря правильному выбору.

М о т и в: вина женщины в происхождении смерти – неправильный выбор.

 

 

434. Старуха предложила своим детям выбрать: умереть, как тыквенный сосуд или как глиняный горшок. Старуха была близка к смерти и спросила детей, что они предпочитают: умереть и разбиться, как калебаса, которую можно снова починить, или хотят разбиться, как глиняный горшок. Они выбрали последнее. Так люди стали подвержены смерти, которую нельзя исправить (джагга [Gutmann 1909, S.124].). [Mot. A1335.3. Origin of death from unwise choice].

М о т и в: неправильный выбор – причина происхождения смерти (умереть, как глиняный горшок, который разбивается).

М о т и в: умереть, как калебаса, которую можно починить (бессмертие).

М о т и в: умереть, разбившись, как глиняный горшок (смерть).

 

 

435. Прежде человек умирал, как калебаса. В древние времена, когда человек умирал, он с треском лопался, как калебаса. Родственники его чинили, и он воскресал, целый и здоровый (джагга [Gutmann 1909, S.124].). [Mot. A1335. Origin of death; (cp.) A1335.3. Origin of death from unwise choice (смазанный мотив)].

М о т и в (смазанный, отсутствует деталь выбора): ”умереть, лопнув, как калебаса, которую. можно починить” (бессмертие).