АРХИВ ПЕТЕРБУРГСКОЙ РУСИСТИКИ

Лев Владимирович Щерба (1880–1944)


— лингвист, педагог. Родился в Петербурге, отец — инженер-технолог. Детство провел в Киеве, где окончил гимназию с золотой медалью и поступил на естественный факультет университета (1898), откуда перевелся на историко-филологический факультет Петербургского университета (1899). Ученик И.А.Бодуэна де Куртенэ. Окончил университет с золотой медалью за сочинение по языкознанию «Психический элемент в фонетике» (1903), в 1905 успешно прошел магистерские испытания, изучал сравнительную грамматику и фонетику в Лейпциге, Париже, Праге (1906–1909), с 1909 — приват-доцент Петербургского университета, преподаватель Высших женских курсов, Психоневрологического института, курсов для учителей глухонемых, для подготовки учительниц иностранных языков. Читал курсы по введению в языкознание, сравнительной грамматике, фонетике, русскому и древнецерковнославянскому языкам, латыни, греческому, преподавал произношение французского, английского, немецкого языков. Создал Лабораторию экспериментальной фонетики в Петербургском университетете (1909). В 1912 защитил магистерскую диссертацию («Русские гласные в качественном и количественном отношении»), в 1915 — докторскую («Восточнолужицкое наречие»), с 1916 — экстраординарный профессор Петроградского университета по кафедре сравнительного языкознания, с 1924 — почетный член Международной ассоциации фонетистов, с 1925 — член-корреспондент, с 1943 — академик АН СССР, член Парижского института по изучению славянских языков, Парижского лингвистического общества. Занимался теорией языка, фонетикой («Фонетика французского языка» (1937)), лексикологией, лексикографией («Опыт общей теории лексикографии» (1940)), синтаксисом, теорией грамматики («Спорные вопросы русской грамматики» (1939)), вопросами взаимодействия языков, преподавания иностранных языков. Широко пользовался методом лингвистического эксперимента. Ключевым вопросом языкознания для Л. В. Щербы стал вопрос о соотношении языка и действительности. Он впервые употребил слово «фонема» в современном понимании, совместив термин Л.Авэ-Ф.Соссюра с трактовкой Бодуэна де Куртенэ («психический эквивалент звуков речи»), поставил вопрос о различении языкового материала, языковой системы и речевой деятельности («О трояком аспекте языковых явлений и об эксперименте в языкознании» (1931)), разрабатывал проблемы частей речи и грамматич. категорий («О частях речи в русском языке» (1928)), языковой нормы («Литературный язык и пути его развития (применительно к русскому языку)» (1942)), участвовал в разработке свода правил орфографии и пунктуации (1956), академической Грамматики русского языка. Инициатор создания первых учебных планов и программ для начальной и средней школы. Разработал принципы построения школьных учебников. Автор классического школьного учебника по русскому языку («Грамматика русского языка. Часть 1. Фонетика и морфология. Учебник для 5 и 6 классов семилетней и средней школы», «Синтаксис. Учебник для 6 и 7 классов семилетней и средней школы»). После революции организовывал языковые средние и высшие учебные заведения в Петрограде. Автор «Русско-французского словаря».


Список трудовЖизнь и творчество Прочесть тексты Внешние ссылки
ЛитератураДополнительно Назад в библиотеку Главная страница