.Следовательно, можно предполагать с большой уверенностью, что ε, ẹ являются лишь оттенками единой фонемы, обусловленными лишь фонетическими условиями и не имеющими самостоятельной функции.
Все эти приемы, конечно, хорошо известны людям, на месте
изучавшим чужой устный язык с целью его полного грамматического и словарного описания и усвоения (нужно всячески подчеркнуть, что последнее есть необходимое условие первого), и я здесь лишь впервые теоретически обосновываю то, что практически, вероятно, многими делалось.
ПРИМЕЧАНИЯ
1
Настоящая статья является дальнейшим развитием взглядов, которые намечены были впервые в моем докладе, читанном в Лингвистической
секции 27 октября 1927 г.
Назад
2
Имею в виду здесь не только правила синтаксиса, но, что гораздо
важнее, правила сложения смыслов, дающие не сумму смыслов, а новые
смыслы, правила, к сожалению, учеными до сих пор мало обследованные, хотя интуитивно отлично известные всем хорошим стилистам.
Назад
3
Случаи сознательного «выдумывания» слов довольно редки вообще,
сознательное группирование слов свойственно лишь письменной речи,
которая все же в целом строится тоже автоматически. Сознательность
обыденной разговорной (диалогической) речи в общем стремится к нулю.
Назад
4
Позиции большинства лингвистов и даже Соссюра, ближе других
подошедшего к этому вопросу, неясны. Соссюр хотя и различил четко
«parole» (понятие, впрочем, далеко не вполне совпадающее с моим понятием «речевой деятельности») и «langue», однако помещает последний
в качестве психических величин в мозгу (см. его замечательный «Cours de
linguistique générale» [Paris, 1922], p. 32).
Назад
5
Впрочем, поскольку косноязычный сознает свое косноязычие и
знает, как он должен был бы сказать, этот случай не является типичным.
Назад
6
А зачастую и для всех групп, как например французский язык
теперешних французов.
Назад
7
Я не говорю здесь о технике лингвистического эксперимента: она
трудна и требует великого количества всяких предосторожностей. Записывать «тексты» может всякий; хорошо записывать тексты уже гораздо труднее; для того чтобы быть хорошим экспериментатором, необходим специальный талант.
Назад
8
Я не думаю, чтобы такое исследование обязательно должно было
совпадать с «психологией творчества» или с «психологией языка» (Sprachpsychologie). Мне кажется, что здесь возможны и чисто лингвистические подходы; но я не могу здесь обосновывать свои воззрения на этот предмет, так как это потребовало бы особого исследования.
Назад
9
Само собой разумеется, что в дальнейшем, для дополнения и сравнения, совершенно необходимо привлекать сочинения и других писателей, и чем больше, тем лучше. Стилистику без этого нельзя даже и построить, во всяком случае полную стилистику.
Назад
10
В сущности, это подобный же пережиток, какой можно было
наблюдать у Бругмана (и у многих других «младограмматиков»), когда он отрицал возможность искусственного международного языка, называя
его вслед за Мейером (G. Меуеr) homunculus'ом (Karl Вrugmann und August Leskiеn. Zur Kritik der künstlichen
Weltsprachen. Strassburg, 1907, S. 26). Но не прав был и Бодуэн, который
в разгаре обострившихся философских противоречий утверждал, что нет
разницы между живым и мертвым языком, между живым и искусственным
языком: достаточно кому-нибудь изучить мертвый язык, чтобы он стал
живым (J. Baudouin de Courtenay. Zur Kritik der künstlichen
Weltsprachen. Ostvald's Annalen der Naturphilosophie, [Bd.] VI, [Leipzig,
1907]. Этого, конечно, мало: для того чтобы стать живым, он должен
стать хотя бы одним из нормальных орудий общения внутри какой-либо
социальной группы, хотя бы минимальной.
Назад
11
Очень часто, особенно при смешении диалектов, норма может
состоять в отсутствии нормы, т. е. в возможности сказать по-разному.
Лингвист должен будет все же определить границы колебаний, которые
и явятся нормой.
Назад
12
Говорю отчасти, так как отрицательный языковой материал
создается не только непосредственными исправлениями окружающих,
но прежде всего фактическим непониманием: всякое речевое высказывание, которое не понимается, или не сразу понимается, или понимается
с трудом, а потому не достигает своей цели, является отрицательным
языковым материалом. Ребенок научается правильно просить чего-нибудь,
так как его непонятные просьбы не выполняются.
Назад
13
Приведу примеры: «проникнуть в тайные недопустимые комнаты
человеческой души» (Куприн. Штабс-капитан Рыбников); «из двух шагов один раз нога срывалась с вершины кочки и вязла» (Фет. Мои
воспоминания) и т. д.
Назад
14
Эту и все следующие фразы следует читать без логических акцентов.
Назад
15
Это безусловно справедливо по отношению к литературному языку
в Ленинграде, относительно Москвы у меня имеются сомнения.
Назад
Щерба Л. В. Языковая система и речевая деятельность. М.: Наука, 1974. С. 2439.