| Анна Ахматова. Поэма без героя Глава вторая Ты сладострастней, ты телесней Живых, блистательная тень! Баратынский
Спальня Героини. Горит восковая свеча. Над кроватью три портрета хозяйки дома в ролях. Справа она — Козлоногая, посредине — Путаница, слева — Портрет в тени. Одним кажется, что это Коломбина, другим — Донна Анна (из «Шагов Командора»). За мансардным окном арапчата играют в снежки. Метель. Новогодняя полночь. Путаница оживает, сходит с портрета, и ей чудится голос, который читает:
Распахнулась атласная шубка! Не сердись на меня, Голубка, Что коснусь я этого кубка: Не тебя, а себя казню.
Все равно подходит расплата —
Видишь там, за вьюгой крупчатой, Мейерхольдовы арапчата Затевают опять возню? А вокруг старый город Питер, Что народу бока повытер
(Как тогда народ говорил), —
В гривах, в сбруях, в мучных обозах,
В размалеванных чайных розах
И под тучей вороньих крыл. Но летит, улыбаясь мнимо, Над Маринскою сценой prima,
Ты — наш лебедь непостижимый, И острит опоздавший сноб. Звук оркестра, как с того света, (Тень чего-то мелькнула где-то), Не предчувствием ли рассвета По рядам пробежал озноб? И опять тот голос знакомый,
Будто эхо горного грома, —
Наша слава и торжество! Он сердца наполняет дрожью И несется по бездорожью Над страной, вскормившей его. Сучья в иссиня-белом снеге... Коридор Петровских Коллегий Бесконечен, гулок и прям (Что угодно может случиться, Но он будет упрямо сниться Тем, кто нынче проходит там). До смешного близка развязка; Из-за ширмы Петрушкина маска, Вкруг костров кучерская пляска, Над дворцом черно-желтый стяг... Все уже на местах, кто надо; Пятым актом из Летнего сада Пахнет... Призрак цусимского ада
Тут же. — Пьяный поет моряк...
Как парадно звенят полозья И волочится полость козья...
Мимо, тени! — Он там один.
На стене его твердый профиль. Гавриил или Мефистофель Твой, красавица, паладин? Демон сам с улыбкой Тамары, Но такие таятся чары В этом страшном, дымном лице: Плоть, почти что ставшая духом,
И античный локон над ухом —
Все таинственно в пришлеце. Это он в переполненном зале Слал ту черную розу в бокале, Или все это было сном? С мертвым сердем и мертвым взором Он ли встретился с Командором, В тот пробравшись проклятый дом? И его поведано словом, Как вы были в пространстве новом,
Как вне времени были вы, —
И в каких хрусталях полярных И в каких сияньях янтарных
Там, у устья Леты — Невы.
Ты сбежала сюда с портрета, И пустая рама до света На стене тебя будет ждать. Так плясать тебе без партнера! Я же роль рокового хора На себя согласна принять. (На щеках твоих алые пятна; Шла бы ты в полотно обратно; Ведь сегодня такая ночь,
Когда нужно платить по счету... А дурманящую дремоту Мне трудней, чем смерть, превозмочь.) Ты в Россию пришла ниоткуда, О мое белокурое чудо, Коломбина десятых годов! Что глядишь ты так смутно и зорко, Петербургская кукла, актерка,
Ты — один из моих двойников.
К прочим титулам надо и этот Приписать. О подруга поэтов, Я наследница славы твоей. Здесь под музыку дивного мэтра, Ленинградского дикого ветра И в тени заповедного кедра
Вижу
танец придворных костей.
Оплывают венчальные свечи,
Под фатой «поцелуйные плечи»,
Храм гремит: «Голубица, гряди!»
Горы пармских фиалок в апреле —
И свиданье в Мальтийской капелле, Как проклятье в твоей груди. Золотого ль века виденье Или черное преступленье В грозном хаосе давних дней? Мне ответь хоть теперь: неужели Ты когда-то жила в самом деле И топтала торцы площадей Ослепительной ножкой своей?..
Дом пестрей комедьянтской фуры,
Облупившиеся амуры Охраняют Венерин алтарь. Певчих птиц не сажала в клетку, Спальню ты убрала как беседку, Деревенскую девку-соседку Не узнает веселый скобарь. В стенах лесенки скрыты витые,
А на стенах лазурных святые —
Полукрадено это добро...
Вся в цветах, как «Весна» Ботичелли, Ты друзей принимала в постели,
И томился драгунский Пьеро, —
Всех влюбленных в тебя суеверней Тот, с улыбкой жертвы вечерней,
Ты ему как стали — магнит,
Побледнев, он глядит сквозь слезы,
Как тебе протянули розы И как враг его знаменит. Твоего я не видела мужа, Я, к стеклу приникавшая стужа... Вот он, бой крепостных часов...
Ты не бойся — дома не мечу, —
Выходи ко мне смело навстречу - Гороскоп твой давно готов... Поэма без героя. Часть первая. Глава третья |