начальная personalia портфель архив ресурсы

[ предыщущая часть ] [ содержание ] [ следующая часть ]


Институализация Реформации

Существо изменений после Крестьянской войны определил Бликле. До 1525 г. Реформация развивалась во взаимодействии города и деревни. После 1525 г. города начали искать союза с князьями. Более того, можно говорить и о количественном факторе — после 1525 г. не увеличилось число городов, реформировавших церковное устройство, эти процессы шли только там, где они [108] уже начались, причем новое приживалось но сразу, постепенно, в течение 30-х и даже 40-х годов XVI в431.

Осенью 1525 г. союзный съезд принял решение об объявлении лютеранства вне закона и о возвращении церковным учреждениям конфискованных имуществ432. Сделано это было в ходе Крестьянской войны, на фоне военных побед, но последствий не имело. Уже на Шпейерском рейхстаге 1526 г. стало ясно, что города будут удерживать прежние позиции, ссылаясь на опасность восстания общин, на незаконность вмешательства власти в церковные дела (имелась в виду власть рейхстагов, а не освященные волей общины городские режимы), наконец, сформировалась позиция, согласно которой города сопротивлялись сословиям, но подчеркивали лояльность императору. Одновременно начал образовываться союз с приверженными новому вероучению князьями Гессена и Саксонии, причем города получили заверения, что князья будут способствовать введению их представителей в Большой и Малый комитеты, которые, по существу, руководили рейхстагами433.

Формирование нового, реформационного объединения шло медленно. Инструкции советов предписывали сохранение единства Союза, откладывать обсуждение конфессиональных вопросов до собора434.

Аргументация отражает единство и взаимозависимость универсалистского и локального в представлениях бюргерства. Два довода соседствуют и обусловливают друг друга в нордлингенской инструкции 1527 г. Первый — это то, что только общехристианский собор может судить о церковном устройстве в Нордлингене, а император и рейхстаг не вправе вмешиваться в духовные дела, которые касаются не только германской нации, но и всего христианского мира. Второй довод прежний — мир и согласие в городской общине как высшая ценности. Вормсский эдикт не может соблюдаться, так как это вызовет возмущение горожан, на которое они имеют право435.

В мае 1528 г. пришло сообщение о военных приготовлениях ландграфа Филиппа Гессенского, заключившего соглашение с врагом Союза, герцогом–изгнанником Ульрихом Вюртембергским. Через несколько месяцев на городском съезде в Эсслингене был предложен проект союза евангелических городов.

Директивы магистратов своим представителям содержали указания поддерживать акции Саксонии и Гессена436. Все это вело к конфессиональному конфликту внутри Швабского союза. Накануне Шпейерского рейхстага 1529 г. из бундесрата был исключен бургомистр Меммингена, заявивший, что город провел реформу Церкви по воле бюргеров и никто не может изменить этого решения437.

На самом рейхстаге оказались переплетенными два вопроса — налог на войну с турками и реформа Церкви. По словам представителя Меммингена, от городов требовали денег и молчания. Отчеты послов других городов упоминали об успехе церковной реформы в некоторых общинах, о непринятии евангелическими [109] городами налоговой политики, их нежелании содержать имперские институты438. Переговоры с ландграфом Филиппом начал посол Ульма439.

На Шпейерском рейхстаге появилось понятие «протестантизм», происходящее от той протестации, которую заявили Саксония, Гессен и примкнувшие к ним имперские города против антиреформационного проекта решения. К протестации присоединилось 15 городов, представители 27 общин поддержали проект440. Среди последних были преимущественно мелкие города441.

Более половины всех имперских городов входило в Швабский округ, в котором сложилось, на первый взгляд, равное положение — 11 католических, 14 протестантских и шесть паритетных общин442. Но среди протестантов оказались лидеры швабских городов — Ульм, Эсслинген, Мемминген и другие.

Таким образом. Швабский союз прекратил свое существование. Окончательно его распад был оформлен в 1534 г., когда сложился Шмалькальденский союз.

Для дворян самым существенным было то, что Шмалькальденский (Протестантский) союз был создан для совместных действий в империи, а потому не содержал норм, предусматривавших вмешательство в юрисдикцию своих членов. Новое объединение не имело собственного суда, карательных органов и вообще не предполагало никаких действий для поддержания мира443. Это был не ландфрид, а конфессионально-политический союз, основанный на полном сохранении суверенитета городов и князей.

Первоначальный вариант устава Шмалькальденского союза, изложенный в инструкции курфюрста Иоганна Саксонского и маркграфа Георга Бранденбург-Ансбаха съезду в Швабахе (октябрь 1529 г.), оставлял дворянам место в новой организации. Главным условием вступления было признание лютеранства и лояльность по отношению к императору. Графам и господам, пожелавшим вступить в Протестантский союз, отводился один голос во всех внутрисоюзных делах, а также давалось право предоставлять воинские контингенты в распоряжение командования. При этом князьям, свободным и имперским городам предоставлялось по два голоса и один голос — курфюрсту Саксонскому. Кроме того, проект устава объявлял желательным, чтобы верховное командование осуществлял князь, хотя возможным было и назначение на этот пост графа или господина. Однако представительство дворян в военном совете не было предусмотрено — в него входили по два советника от городов и князей444.

При окончательном оформлении Шмалькальденского союза в 1531 г. и в 1535 г. в него вошли протестантские князья и города. Только северонемецкие графы Мансфельд и фон Грубенхаген были представителями дворян445.

Таким образом, лидеры Шмалькальденского союза, добивавшиеся приема в новую организацию верхненемецких городов, с самых первых попыток создания политического объединения поставили дворян в неравноправное положение. Нет никаких оснований для того, чтобы сделать вывод о стремлении [110] князей или городов ввести в организацию дворян Юго-Западной Германии.

Основой политической силы городов и князей была их финансовая мощь, относительная экономическая стабильность. Имея возможность проводить самостоятельную политику, опираясь на наемные вооруженные силы, города и князья не нуждались в поддержке дворян как равноправных политических партнеров.

Распад Швабского союза по конфессиональному признаку и во многом по инициативе городов совпал с новым этапом Реформации, которому соответствовал и новый тип объединения, отличавшийся от прежнего и составом, и задачами, и структурой, и отношением к религиозному конфликту эпохи.


431 Blickle. Gemeindereformation. S. 120–122.

432 Klüpfel. II. S. 294–296.

433 Brecht. Die Gemeinsame Politik. S. 217–225.

434 Klüpfel. II. S. 292–294, 314–316.

435 Rublack. 1980. S. 131–132.

436 Klüpfel. II. S. 322–326.

437 Ibid. S. 332–334.

438 Ibid. S. 338–340, 344–345.

439 RTA JR VII,1. S.653–656.

440 Ibid. S. 705–706.

441 Чуянов А. Ф. Становление политической оппозиции протестантов в Германии (20–30-е годы XVI в.). М., 1983. Рук. дел. в ИНИОН РАН № 13589. С. 120.

442 Jäger. Op. cit. S. 33.

443 Fabian. 1962. S. 300–301.

444 Fabian. 1960. S. 78–60.

445 Fabian. 1962. S. 347–353, 357–376.