Летняя школа по формальным методам в фольклористике - 2004
Ежи Фицовский «Демоны чужого
страха»
Рецензия.
Ежи Фицовский - польский поэт, писатель, исследователь
творчества известного польского прозаика Бруно Шульца. Написанные им
книги о цыганах также принесли автору
признание и известность как исследователю и знатоку традиций польских ромов.
В начале шестидесятых
годов, когда в Польше завершилось принудительное заселение цыган, Ежи
Фицовскому удалось присоединиться к бродячему табору Пуроро (Phuroro) благодаря протекции
одного из цыган рода Вайсов, который выдал его за близкого родственника.
Прославился Фицовский тем, что популяризировал цыганскую культуру. Примером
того могут служить его переводы с цыганского на польский язык стихов поэтессы
Папуши. Кроме большого научно-популярного произведения "Сколько печалей и дорог", появились еще два тома,
которые являются своеобразными воспоминаниями автора о его цыганском
путешествии, "Демоны чужого страха"
(не переведенная на русский язык) является одним из них.
Эта книга содержит богатое
собрание фольклорных и этнографических материалов и представляет собой
своеобразную "галерею образов". Такая доступная манера изложения
легка в восприятии и не отпугивает читателя долгими описаниями, свойственными
монографиям подобного рода. Особую ценность представляет то, что часть этих
историй записана с устных рассказов непосредственных их участников. Автор
также, несомненно, обладает достаточно обширными знаниями на описанную тему, о
коем факте он лично неоднократно напоминает читателю, который мог бы случайно
не принять его во внимание.
Описанные в книге истории приближают нам мир бродячих цыганских
таборов. Сам автор называет их поэтически “польским Гангом”. На их же фоне
выделены также несколько портретов особо
выдающихся личностей, таких как Папуша или Эдвард Дембицкий, лидер цыганского
фольклорного ансамбля.
Цыганский народ не сразу
отнесся положительно к присутствию чужака в таборе. Именно поэтому когда, в
конце концов, члены этого общества начали привыкать к такой ситуации, автор
впал в некоторого рода профессиональную гордыню. Уже в первой главе мы читаем о
том, какое высокое место пан Фицовский занимал в среде польских ромов, и то,
что приобрел он среди них статус “romano thagar”
- короля цыган. Как доказательство этого факта подробно описан некий золотой
перстень, факт сего дара и его роль в мире цыган подтвержден дополнительно
терминологией на языке ромов. В обязательном порядке и без каких-либо
сокращений приведены также все легенды,
касающиеся личности Ежи Фицовского, которые когда-либо появлялись и
функционировали в таборе. В то же время в главе, посвященной поэтессе Папуше,
мы сможем найти всего два стихотворения её авторства. Возможно, такие
подробности биографии автора и являются ценной информацией для поклонников
личности Ежи Фицовского, но если уж книга посвящалась цыганской тематике, то
такое ее засилье может при чтении послужить исключительно затруднением.
Несомненно, одна из наиболее
интересных черт этого произведения с точки зрения фольклористики такова: в
тексте неоднократно отмечено, что используемая автором информация является
тайной. Доподлинно известно, что цыгане – народ, который, как правило, своими
секретами не делится ни с кем. Здесь же, найдя с ними общий язык, автор
почитает себе за честь выявление того, что до сих пор оставалось скрыто от
непосвященного большинства.
Здесь появляется дилемма,
которая рано или поздно может встать перед каждым исследователем в экспедиции.
Это вопрос морального толка. Когда, проникая в чью-то жизнь, мы открываем ее
секреты и тайны, после этого же должны записать и издать полученную информацию
в своих работах, выставляя тем самым на показ чужую интимность.
Обязаны ли мы отречься от своей человечности во имя предоставления
науке исследовательской информации? Стоит ли стать виновником деструкции
человеческой судьбы во имя литературного или культурного открытия?
Особенно остро эти вопросы
встают во время чтения последней главы “Демонов чужого страха”, посвященной
цыганской поэтессе Брониславе Вайс, известной под именем Папуша. Здесь описана
история того, как неприметная цыганская девушка однажды прислала Ежи Фицовскому
рукописи своих стихов. Проблема заключалась только в том, что роль женщины в
цыганской среде не позволяла подобных вольностей, какими могут быть как уже
само писание стихов, так и тем более попытка их опубликования.
Вследствие этого даже сам
автор вполне осознает тот факт, что, издавая стихи, статьи и рассказы этой ни в
чем неповинной цыганской девушки, не спрашивая ее согласия, стал виновником ее
отторжения ромами. Потеря же связи с этим единственно мыслимым для нее миром
оказалась для Папуши невыносима. Свою жизнь поэтесса окончила в психиатрической
клинике.
Лично мне исключительно
трудно было понять, как человек может настолько спокойно описывать собственную
вину за разрушение жизни близкого друга. Разрушения полного, вплоть до потери
разума. Нельзя ли было найти другой выход? Неужели наука или искусство может
быть важнее обычного человеческого счастья, благополучия?
Каждый
лично для себя должен найти ответ на этот вопрос. Автор этой книги склонился в
этом выборе в сторону вечных ценностей: литературному искусству, и решился-таки
издать материалы: стихи, написанные тайком и не предназначенные для чужих глаз,
без позволения их автора. Думаю, что были и другие возможности издания стихов
Брониславы Вайс, исключающие такое огромное испытание, каким стало для нее
отвержение со стороны цыганской среды. Если бы только автор обратил больше
внимания и уважения к ней, как к личности, а не только талантливому поэту! Ее
публикация возможна была, например в другое, более благоприятное время,
существовала также возможность сокрытия личности автора.
Создается впечатление, что,
не смотря на извинения, принесенные в конце, Фицовский скорее гордится своим
вкладом в науку, чем тяготится конкретной человеческой судьбой. Естественно,
нельзя преуменьшать достижений пана Фицовского в области культуроведения. Ему
без сомнения принадлежит много открытий, касающихся цыганской культуры, хотя бы
и добытых за счет пренебрежения законами самих цыган, которым автор обязан
своим успехом и популярностью. Поэтому кажется, что не совсем заслуженно он
производил себя в ранг чуть ли не исключительной личности. Ежи Фицовский описал
цыган возможно и не лучше, чем это мог бы сделать кто-то другой. Не нужно было
ему так хвалить себя самого в своей собственной книге, ведь лучше, если бы это
сделали за него другие?
Что эта книга дала мне
лично? Она без сомнения была интересна и углубила мои, довольно скудные, знания
на тему цыганской культуры.Однако также склонила к размышлению на тему
исследовательской этики. Можем ли мы публиковать информацию, которую нам
распространять не разрешено?
Также, по моему мнению,
Фицовский излишне идеалистично подходит к цыганскому народу, пытаясь
оправдывать цыган за такие известные их “грехи”, как, например их не слишком честные
способы заработка. Его воспевание цыган без доли критики создает искаженный
образ этого народа, который, как и каждый другой народ имеет свои положительные
и отрицательные черты.
В заключение хотелось бы
только пожелать как Ежи Фицовскому, так и другим авторам подобных работ (в том
числе и себе), чтобы сиараться выработать с себе более зрелый подход к собственному занятию. Подход,
который не позволит углубиться в бессмысленное самооопевание, но с известной дистанцией,
тщательно и профессионально, отнестись к поднимаемой теме. К тому же позволит
более внимательно подойти к людям, с которыми нам выпадает работать, так, чтобы
после не приходилось приносить им своих извинений. Ведь как мне кажется,
исследователь все же не ограничен извечно этой необходимостью выбора между
человеческими и научными интересами, а современная наука уже подошла к тому
своему этапу, когда личные человеческие качества каждого, как исследователя так
и исследуемого, не являются уже исключительно преградой в объективном и целостном
взгляде на ситуацию.
Ficowski Jerzy Demony cudzego
strachu. Wspominki cygańskie, Ludowa Spółdzielnia
Wydawnicza, Warszawa 1986.
Ficowski Jerzy, Cyganie na
polskich drogach, PWN, Kraków 1965.
Ficowski Jerzy,"Ile smutków i dróg. Cyganie w Polsce",
Ludowa Spółdzielnia Wydawnicza, Warszawa
1982.
Материал размещен на сайте при поддержке гранта №1015-1063 Фонда Форда.
|