ОБЪЕДИНЕННОЕ ГУМАНИТАРНОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВОКАФЕДРА РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ТАРТУСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
о проекте | анонсы | хроника | архив | публикации | антология пушкинистики | lotmaniania tartuensia | з. г. минц
personalia | ruthenia – 10 | сетевые ресурсы | жж-сообщество | независимые проекты на "рутении" | добрые люди | НОВОСТЬ: Ruthenia в Facebook

В. И. УЛЬЯНОВ И С. Т. РАЗИН:
К ИСТОЧНИКАМ ЛЕГЕНДАРНОЙ БИОГРАФИИ

И. БУЛКИНА

Источники «легендарных» биографий зачастую обретаются в исторически смежной, но столь же «легендарной» области. Известное заявление уроженца волжского города Симбирска молодого революционера В. И. Ульянова «Мы пойдем другим путем» по всей видимости, происходит из песни «Утес Стеньки Разина», в просторечьи называемой «Есть на Волге утес…»:

    … Много дум в голове родилось у него,
    Много дум он в ту ночь передумал.
    И под говор волны, средь ночной тишины
    Он великое дело задумал…

    И задумчив, угрюм от надуманных дум,
    Он наутро с утеса спустился,
    И задумал пойти по другому пути, —
    И идти на Москву он решился.

Авторская версия А. Навроцкого впервые явилась в «Вестнике Европы» в 1870-м, № 12, затем (1871, № 5) в драматической хронике того же автора «Стенька Разин». В 1873 г. хроника Навроцкого была переиздана в Женеве «чайковцами» под заглавием «Вольный атаман Степан Тимофеевич Разин», с изменениями и без указания автора (фактически — адаптирована, пересказана прозой и украшена «вставками пропагандистского характера»), два отрывка из нее включены в изданный тогда же революционный «Песенник» (Женева, 1873). В песенниках 1990-х текст уже существовал на правах народного, без указания автора. Песня, по свидетельству И. И. Ясинского, распевалась в 70–80-х годах «радикальной молодежью» и «имела значение русской марсельезы».

Заметим, что ранняя проза Навроцкого («Семейство Тарских») и его исторические сочинения носили следы влияния позднего романтизма, сама же песня о волжском утесе восходит очевидно к балладе А. Подолинского «Девич-гора» (впервые в 1837-м):

Ср.:

    Есть на Волге утес, диким мохом оброс
    Он с вершины до самого края;
    И стоит сотни лет, только мохом одет,
    Ни нужды, ни заботы не зная.

    На вершине его не растет ничего,
    Только ветер свободный гуляет,
    Да могучий орел свой притон там завел
    И на нем свои жертвы терзает.

«Девич-гора»:

    Есть курган над Днепром,
    Терем крепкий на нем,
    По углам златоверхия башни;
    Неподвижен и тих,
    Лес на ребрах крутых,
    И вокруг ни жилища, ни пашни.

Баллада Подолинского входит в цикл характерных для «вампирического» романтизма «сюжетов искупления» о заклятом замке и деве над рекой. Дева заманивает и губит рыцарей, отнимая у них святой крест, место «от века заклято», о чем «есть в народе молва». Характерно, что мотив молвы и проклятия в несколько трансформированном виде перешел и в песню о волжском утесе:

    Из людей лишь один на утесе том был,
    Лишь один до вершины добрался,
    И утес человека того не забыл,
    И с тех пор его именем звался.

    И хотя каждый год по церквам на Руси
    Человека того проклинают,
    Но приволжский народ о нем песни поет
    И с почетом его вспоминает.

Что же до генезиса образа «нового Стеньки Разина» (ср. у Маяковского в «Владимире Ильиче Ленине»: «…время нового зовет Стеньку Разина»), то кроме легендарного, отождествление это имело и вполне «теоретическое» обоснование, объясняющее появление в цитате «мы» (множественное число) в сильной позиции. В том же 1870-м году, когда в Симбирске родился В. И. Ульянов, а в «Вестнике Европы» явилась песня о волжском утесе Навроцкого, находившийся в женевской ссылке М. Бакунин обратился с письмом «К офицерам Русской армии», призывая их выступить «за святое дело народа» и предсказывал, что «будущий Стенька Разин» будет «не богатырь одинокий, а Стенька Разин коллективный».

ЛИТЕРАТУРА

Бакунин М. К офицерам русской армии. Geneve, 1870.

Подолинский А. Повести и мелкие стихотворения. Ч. 1. М., 1837. С. 3–17.

Рейблат А. И. Навроцкий Александр Александрович // Русские писатели. Т. 4. М., 1999. С. 199–200.

Ясинский И. И. Литературные воспоминания // Исторический вестник. 1898. № 1. С. 159.


Кириллица, или Небо в алмазах: Сборник к 40-летию Кирилла Рогова. Содержание


Дата публикации на Ruthenia 8.11.2006.

personalia | ruthenia – 10 | сетевые ресурсы | жж-сообщество | независимые проекты на "рутении" | добрые люди | НОВОСТЬ: Ruthenia в Facebook
о проекте | анонсы | хроника | архив | публикации | антология пушкинистики | lotmaniania tartuensia | з. г. минц

© 1999 - 2013 RUTHENIA

- Designed by -
Web-Мастерская – студия веб-дизайна