НЕПРИЛИЧНАЯ ФАМИЛИЯ О. ПРОСКУРИН
Всем памятно в «Мертвых душах» Гоголя знаменитое место, завершающее 5 главу Первого тома:
Место это в ранней редакции имело, однако, несколько иной вид:
У ядовитой сентенции о фамилиях, которые совестно произносить при дамах, есть, как, представляется, конкретный адресат. Определить его помогают воспоминания А. О. Смирновой-Россет. В них содержится такой рассказ:
Описанный инцидент относится к 1831 году, когда Тургенев, после пятилетнего отсутствия, прибыл на несколько месяцев в Россию. Д. Н. Блудов, некогда близкий братьям Тургеневым (а с А. И. Тургеневым он был дружен), в то время состоял товарищем министра народного просвещения (графом он еще не был; это ошибка памяти Смирновой). Начало его блестящей государственной карьере было положено в 1826 г., когда он был назначен делопроизводителем Следственной комиссии по делу декабристов. По результатам следствия находившийся за границей Николай Тургенев был причислен Верховным судом к первому разряду государственных преступников и заочно приговорен к смертной казни (приговор затем был смягчен). Не обладавший соответствующими полномочиями Блудов, конечно, не мог подписывать смертный приговор кому бы то ни было здесь Александр Тургенев нарочито сгустил краски. Но и самого участия в работе комиссии, и тенденциозного, как казалось, описания политической позиции Николая Тургенева в составленном Блудовым «Донесении Следственной комиссии» было достаточно, чтобы навсегда прервать отношения некогда очень близких людей. Гоголь мог узнать о скандальной сцене в салоне Карамзиной (и о финальной сентенции Тургенева) еще до своего отъезда из Петербурга в 1836 г.: к середине 30-х гг. он был уже знаком, хотя и не коротко, и с рассказчицей, и со всеми участниками инцидента. Но вероятнее всего он узнал об этом скандале уже за границей либо от самого Тургенева (к которому относился с симпатией и с которым встречался неоднократно во Франкфурте и в Париже), либо от Смирновой (с которой в начале 1837 г. возобновил знакомство в Париже). Вторая кандидатура по ряду причин кажется более предпочтительной. Горькая острота Тургенева была куда менее плоской, чем может показаться по изложению Смирновой. Тургенев отнюдь не ставил под сомнение древность рода Блудова напротив, от этой древности отправлялся. Имя родоначальника Блудовых было предано бессмертию пером Карамзина. Значительная часть VIII главы первого тома «Истории Государства Российского» посвящена рассказу о предательстве и братоубийстве: в борьбе за Киевский престол князь Владимир устранил своего старшего брата Ярополка с помошью прельщенного заманчивыми посулами воеводы Блуда, ближайшего сподвижника Ярополкова («Ярополк слушал только изверга Блуда и с ним отправился в Киев, где Владимир ожидал его в теремном дворце Святослава. Предатель ввел легковерного Государя своего в жилище брата, как в вертеп разбойников, и запер дверь, чтобы дружина Княжеская не могла войти за ними: там два наемника, племени Варяжского, пронзили мечами грудь Ярополкову »). О происхождении рода Блудова от «предателя» Блуда говорится и в переписке братьев Тургеневых, и в знаменитой книге Николая Тургенева «Россия и русские». Несомненно, на Блуда намекал Александр Тургенев и в салоне Карамзиной. Степени сарказма Тургенева не понял никто из присутствовавших (понял бы, конечно, сам Блудов, но он уже удалился в слезах): ни вдова историографа, усмотревшая в произнесенной фразе неуместную шутку, ни Смирнова, в свою очередь, увидевшая здесь лишь обыгрывание этимологии фамилии («Народ был прост и при крестном имени давал клички»). Последнее истолкование и заставляет предположить, что об инциденте Гоголь услышал именно от Смирновой (Тургенев наверняка бы не отказал себе в удовольствии напомнить Гоголю про «изверга Блуда»): в «Мертвых душах» неудобная для произнесения фамилия значительного лица, которой предок его (судя по контексту совсем недавний) обязан своим крепостным людям, намекает на блуд, а не на Блуда. Мы можем утверждать это совершенно уверенно, поскольку в 9 главе «Мертвых душ» содержится эпизод, демонстрирующий, как и при каких обстоятельствах создают «крепостные люди» прозвища, переходящие из рода в род. Этот эпизод своего рода иллюстрация к пассажу о фамилиях, которые при дамах неловко произнести. Причем весьма недвусмысленно указывается, о какой именно родовой кличке идет речь:
Об отношениях Гоголя с Блудовым известно очень немного. В переписке 1834 г. Блудов упоминается как один из министров, обещавшихся хлопотать о получении Гоголем профессорского места. Затем следует пауза в двенадцать лет вновь Блудов появляется только в письме Гоголя Жуковскому из Неаполя от 12/24 ноября 1846 г.: «В Риме встретил я в нашей церкви у обедни Блудова, к которому, разумеется, я тот же час подошел. Он немного постарел, но нынешнее выражение лица его мне очень понравилось. Он меня принял очень приветливо». Эти «разумеется» и «нынешнее выражение» говорят столько же о благостности умонастроений Гоголя в середине 40-х годов, сколько и о былой неприязни (уже очень понравившееся нынешнее выражение свидетельствует о том, что прежнее выражение очень не нравилось). 15 ноября 1839 года А. И. Тургенев рассказывает в дневнике о примечательной петербургской дискуссии: «С Вяз<емским>, Жук<овским> и даже Вал<уевым>, спор за поведение с мерзавцами: один Гоголь за меня»2. Опубликовавший эту дневниковую запись М. Гиллельсон вполне обоснованно предположил, что спор шел в основном о Блудове Однако негативное отношение автора «Мертвых душ» к Блудову нельзя, конечно, объяснить только симпатией к Александру Тургеневу, видевшему в Блудове одного из виновников невинного осуждения брата. Нетрудно заметить, что выпад против Блудова в «Мертвых душах», в отличие от тургеневских эскапад, имеет не столько морально-политическую, сколько социально-сословную окраску. «Словцо» Тургенева Гоголь приспособил для своих нужд. Главный предмет его обличений не предательство, а необоснованное чванство древностью рода. Эта направленность, вероятно, была обусловлена тем, что Блудов, в свою очередь, невольно (а может быть, и вольно он был известен своим злоязычием) задел сословную честь Гоголя. А. Д. Блудова, дочь Дмитрия Николаевича, рассказывает в своих воспоминаниях: «В моем детстве, многие при мне говорили не раз, чуть ли не с таким сомнением, о дворянском происхождении Малороссийских фамилий, как о графском титуле Поляков. Признавали однако достоинство генеалогии некоторых знатных и высокозаслуженных вельмож, как напр. Безбородки, Кочубея, но на остальных смотрели как на что-то вроде их клиентов (в Римском смысле слова) »3. Если подобные высказывания о малороссийском дворянстве, «не раз» звучавшие в доме Блудовых, дошли до Гоголя, они должны были быть восприняты им как личное оскорбление. Подобных оскорблений Гоголь не забывал долго. Пассаж о происхождении неприличных фамилий «людей, дослужившихся первых мест», оказывался, таким образом, ответным ударом Для печати, однако, этот удар был смягчен. Готовя «Мертвые души» к публикации, Гоголь старательно очищал текст от слишком личных намеков. Прямой выпад против Блудова исчез. Сохранился только завуалированный в общих рассуждениях о подаренном народом метком прозвище, которое пойдет обладателю «в род и потомство», да в рассказе о подвигах и бесславном конце блудливого заседателя. ПРИМЕЧАНИЯ 1 Смирнова-Россет А. О. Дневник. Воспоминания. М.: Наука, 1989. С. 467. 2 Гиллельсон М. И. Н. В. Гоголь в дневниках А. И. Тургенева // Русская литература. 1963. № 2. С. 139. 3 Русский Архив. 1889. Кн. 1. № 1. С. 102103. Кириллица, или Небо в алмазах: Сборник к 40-летию Кирилла Рогова. Содержание Дата публикации на Ruthenia 8.11.2006. |