ОБЪЕДИНЕННОЕ ГУМАНИТАРНОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВОКАФЕДРА РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ТАРТУСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
о проекте | анонсы | хроника | архив | публикации | антология пушкинистики | lotmaniania tartuensia | з. г. минц
personalia | ruthenia – 10 | сетевые ресурсы | жж-сообщество | независимые проекты на "рутении" | добрые люди | НОВОСТЬ: Ruthenia в Facebook

НЕУЧТЕННЫЙ ОТКЛИК Д. МИНАЕВА
НА ВТОРОЙ СБОРНИК ТЮТЧЕВА

Л. СОБОЛЕВ

В библиографическом указателе 1978 г. (составители И. А. Королева и А. А. Николаев) имя Д. Д. Минаева (1835–1889) встречается трижды; есть ссылка на статью «Старая и новая поэзия» («Дело», 1869, № 5; Минаев рецензировал «Собрание стихотворений Василия Курочкина»), в которой Тютчев среди других поэтов объявлен «жрецом беспредметного, бесцельного лиризма»; эта же статья упоминается в комментарии к письму Я. П. Полонского к Тургеневу (от 25 ноября 1869 г.); в разделе «Художественные произведения, посвященные Тютчеву», указана пародия Минаева «По Тютчеву» (составители дают сноску на «Собр. стихотворений» Минаева 1947 г.); эта пародия (в составе стихотворения «Осеннее петербургское утро в 7 песнях на одну тему») включена в сб. «Поэты “Искры”» [Л., 1955. Т. II. С. 151–152], где можно обнаружить не отмеченные в «Указателе…» упоминания Тютчева еще в стихотворении «Слово о полку Игореве…» [С. 156, 158]; там же помещена пародия Минаева на тютчевское «Тихой ночью, поздним летом…» (в составе «Альбома светской дамы, составленного из произведений русских поэтов» [С. 162–163]); там же отмечен перепев из тютчевского «Полдня» в пародии «Пейзаж (Из К. Случевского)» [С. 271].

В именном указателе к письмам Тютчева [Т. IV–VI Полного собрания сочинений и писем в шести томах. М., 2002–2004] имя Минаева не встречается; нет его и в библиографическом разделе сетевой «Тютчевианы» (http://www.ruthenia.ru/tiutcheviana/bibliograph/bibliogr.html#dop). Между тем в № 25 еженедельника «Неделя» за 1868 г. помещены «Невские заметки» «Темного человека» (ежемесячное обозрение; подпись — один из псевдонимов Минаева). Пожалев о том, что летом в Петербурге нет театральных спектаклей, автор продолжает: «Нам остается только одно удовольствие — читать новое издание стихотворений г. Тютчева, чтение которых, действительно, возможно только летом». Процитировав тютчевские строки, пародист отметил своими знаками то, что казалось ему странным:

    Сияет солнце, воды блещут,
    На всем улыбка, жизнь во всем
    Деревья радостно трепещут,
    Купаясь (?) в небе голубом.

    Поют деревья,(!?) блещут воды,
    Любовью воздух растворен,
    И мир, цветущий мир природы,
    Избытком жизни упоен.

Минаев продолжает: «Такое совершенно летнее (хотя и несовершеннолетнее) стихотворение г. Тютчева можно читать только в июне месяце, а не зимой… Зимой, пожалуй, расхохочешься от такого поэтического образа, где деревья поют (романсы, что ли?) и купаются в голубом небе… Летом же позволительно писать и читать и такие стихи:

    Подневный жар… Смотрю я в воду:
    Чуть зыбь видна в е¨ струях,
    И любо мне, хваля природу,
    Купаться в тютчевских стихах.
    Вдали от городского гула
    Я размышляю у окна,
    Склонясь лениво к спинке стула:
    «О чем-то думает сосна,
    Когда в ночи она заснула?»

Последние две строки я заимствовал у другого нашего лирика, Я. Полонского, рассуждавшего о том:

    Что думают сосны, когда они спят!..

Да, читатели, рекомендую вам посвятить целое лето чтению лирических стихотворений и купанью в собственных лирических мечтах и надеждах» [С. 794–795].

Строка Полонского взята из его стихотворения «Жалобы Музы» (у Полонского «О чем грезят сосны, когда они спят») — стихи этого поэта еще в большей мере, чем тютчевские, были предметом насмешек Минаева. Добавлю, что строки Тютчева, вызвавшие недоумение у Минаева, были с восторгом процитированы А. Фетом в статье «О стихотворениях Ф. Тютчева»: «<…> деревья поют у г. Тютчева! Не станем, подобно классическим комментаторам, объяснять это выражение тем, что тут поют сидящие на деревьях птицы, — это слишком рассудочно; нет! нам приятнее понимать, что деревья поют своими мелодическими весенними формами, поют стройностью, как небесные сферы. Зато каким скачком рвется вперед, со второго куплета, лиризм стихотворения, и без того погружающего читателя с первого полустишия в море весеннего восторга» [А. А. Фет. Сочинения в двух томах. Т. II. М., 1982. С. 157].


Кириллица, или Небо в алмазах: Сборник к 40-летию Кирилла Рогова. Содержание


Дата публикации на Ruthenia 8.11.2006.

personalia | ruthenia – 10 | сетевые ресурсы | жж-сообщество | независимые проекты на "рутении" | добрые люди | НОВОСТЬ: Ruthenia в Facebook
о проекте | анонсы | хроника | архив | публикации | антология пушкинистики | lotmaniania tartuensia | з. г. минц

© 1999 - 2013 RUTHENIA

- Designed by -
Web-Мастерская – студия веб-дизайна