МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
НАУЧНОЕ НАСЛЕДИЕ А. Н. ГВОЗДЕВА К 110-летию со дня рождения А. Н. Гвоздева 26 - 27 ноября 2002 года ПРОГРАММА ПЛЕНАРНЫЕ ЗАСЕДАНИЯ 26 ноября, 10.00.
Сопредседатели: проректор по научной работе СамГПУ проф. О. М. Буранок, проректор по научной работе проф. Ю. Н. Горелов Открытие конференции Приветственное слово ректора Самарского государственного университета проф. Г. П. Ярового и ректора Самарского государственного педагогического университета проф. И. В. Вершинина. 1. Е. С. Скобликова, проф. (Самара) А. Н. Гвоздев и его творческое наследие. 2. С. Н. Цейтлин, проф. (Санкт-Петербург, ИЛИ РАН) Труды А. Н. Гвоздева по детской речи и современные проблемы онтолингвистики. 3. Е. П. Пронина, проф. (Самара) Совершенствование грамматических представлений учащихся на основе синонимических трансформаций (на базе концепции А. Н. Гвоздева). 4. А. А. Гребнев, доц. (Самара) Оценка и использование трудов А. Н. Гвоздева за рубежом. 5. В. Д. Бондалетов, проф. (Пенза) А. Н. Гвоздев в моей памяти и судьбе. 26 ноября, 14.00.
Председатель - проф. В. Д. Бондалетов 1. Н. А. Илюхина, проф. (Самара) Когнитивные принципы в изучении лексики. 2. М. Н. Везерова, проф. (Самара) Вербализация концепта в художественном тексте. 3. Л. Б. Карпенко, проф. (Самара) Славянская палеография: подходы и методы исследования (к проблеме систематизации глаголических почерков). 4. Н. И. Шапилова, доц. (Кемерово) Формирование и развитие лексикона языковой личности. 5. Н. А. Кожевникова, д. ф. н. (Москва, ИРЯ РАН) Заглавия и тексты (на материале произведений А. П. Чехова). 6. Т. М. Гарипов, проф., Р. Р. Габдиева (Уфа) Языки народов Приволжского федерального округа России. 7. В. С. Храковский, проф. (Санкт-Петербург, ИЛИ РАН) Выражение таксисных отношений в простом предложении. 8. Е. Г. Вышкин, проф. (Самара) Межкультурная коммуникация и лингвистические исследования. 9. Е. С. Скобликова, проф. (Самара) О материалах обсуждения проекта Нового свода правил русского правописания в журнальных статьях и рецензиях. СЕКЦИОННЫЕ ЗАСЕДАНИЯ Секция N 1 Семасиологический и когнитивные принципы в изучении языка и дискурса
Сопредседатели - проф. Н. А. Илюхина, проф. С. В. Чернова 27 ноября, 10.00. 1. С. В. Чернова, проф. (Киров) О двух подходах к анализу семантики глагольного слова. 2. Я. Минкоша-Богдан, проф. (Польша, Варшава) Язык в виртуальном пространстве. 3. Н. А. Илюхина, проф. (Самара) Метонимия как механизм функционирования ментальных моделей (ментальная модель "живое" в концептосфере "человек"). 4. М. В. Сандакова, доц. (Киров) Об отраженной метонимиии прилагательного. 5. Т. В. Медведева, асп. (Самара) Метонимический перенос в концептосфере "дружба" (на материале лирики А. С. Пушкина). 6. Р. С. Горская (Луга) Влияние картины мира на адекватность переводного текста. 7. М. А. Ярмашевич, доц. (Саратов) Специфика развития значения лексических аббревиатур. 8. Л. Р. Першина, доц., (Уфа) Структура русского культурного минимума сквозь призму телевизионных игр. 9. Н. И. Бахмутова, доц. (Саратов) Концептуальная метафора в романе Е. Замятина "Мы". 27 ноября, 14.00. 1. О. И. Кальнова, доц. (Самара) Семантическая структура экзотического слова. 2. В. Ю. Прокофьева, докторант (Санкт-Петербург) Россия в поэзии Серебряного века: различные метафорические модели одного локуса. 3. И. Б. Ирлицына, доц. (Самара) Типы синонимов в терминологии (на материале терминологии нефтедобычи). 4. Е. Е. Хазимуллина, преп. (Уфа) Функциональная мотивированность: взаимодействие языковых и неязыковых факторов. 5. В. И. Жданова, асп. (Уфа) Этическая оценка как отражение христианского мировоззрения. 6. О. Г. Павлова, асп. (Тольяти) Реализация пространственных значений в системе членов предложения. 7. Ю. А. Сабирзянова, учитель (Самара) О метафорике Н. С. Лескова (на материале романа "Некуда"). 8. Е. А. Барашкина, преп. (Самара) Метафорическая интерпретация сферы мышления. 9. В. В. Лабутина, к. ф. н. (Самара) Текстовая актуализация метафорической картины мира. 10. Н. А. Бабаняева, преп. (Самара) Об основных факторах расхождения немецкой и русской библейской фразеологии. Секция N 2 История и диалектология славянских языков
Сопредседатели - проф. Л. Б. Карпенко, доц. В. А. Маслова 27 ноября 10.00. 1. В. Д. Бондалетов, проф. (Пенза) Два офенских рукописных словаря В. И. Даля. 2. Л. Б. Карпенко, проф. (Самара) Особенности грамматического оформления имени в славянских языках. 3. В. А. Маслова, доц. (Москва) Сатэмовая палатализация как первая протославянская (праиндоевропейская) палатализация гуттуральных. 4. Л. В. Табаченко, доц. (Ростов-на-Дону) К вопросу о развитии приставочного глагольного словообразования в истории русского языка. 5. С. В. Рябушкина, доц. (Ульяновск) Семантические особенности приинфинитивных глаголов желания в русском языке второй половины XVIII - начала XIX вв. 6. О. Ю. Крючкова, проф. (Саратов) Метаязыковая функция в диалектной речи. 7. М. Н. Барабина, доц. (Самара) Об участии самарских диалектологов в создании Лексического атласа русских народных говоров. 8. Т. Ф. Зиброва, доц. (Самара) Опыт создания регионального атласа (об Атласе говоров Самарской области). 9. Т. Е. Баженова, к. ф. н. (Самара) А. Н. Гвоздев об образовании среднерусских говоров на южнорусской основе. 10. Г. А. Яковлева, преп. (Нальчик) О некоторых переходных или смешанных русских терских говорах Северного Кавказа. Секция N 3 Текст: принципы и аспекты изучения на современном этапе
Сопредседатели - проф. М. Н. Везерова, доц. Т. Я. Ким 27 ноября, 10.00. 1. Р. А. Адамович, докторант (Польша, Варшава) Содержание понятия "текст". 2. М. Н. Везерова, проф., Е. Г. Сиверина, доц. (Самара) Метонимический принцип словоупотребления в сборнике И. Северянина "Медальоны". 3. Е. А. Панова, доц. (Москва) Служебные слова в поэтической речи. 4. Н. Бакалова, доц. (Самара) Композиционно-языковые средства выражения экспрессивной сферы художественного пространства литературного произведения (на материале романа М. Булгакова "Белая гвардия"). 5. Т. Я. Ким, доц. (Уфа) Концептуальный подход к анализу языка художественного текста (на примере романа А. П. Платонова "Чевенгур"). 6. Л. В. Терентьева, доц. (Самара) Оценочность изложения как конструктивный принцип газетно-публицистического стиля. 7. Н. А. Прокуденко, к. ф. н. (Кемерово) Обстоятельства образа действия как текстовые обертоны. 27 ноября, 14.00. 1. Л. Е. Лисовицкая, доц. (Самара) Референциальные связи в художественном тексте. 2. Л. К. Африкантова, доц. (Самара) Экспрессема "дождь" в поэзии Б. Пастернака. 3. Ж. А. Исмаилова, доц., Г. Е. Тебякина (Казахстан, Тараз) Паралингвизмы в художественном тексте. 4. Т. С. Субботина, асп. (Москва) Контаминированные новообразования в поэзии Андрея Вознесенского. 5. Е. В. Свинцицкая, асп. (Самара) Особенности цветного письма в "Театральном романе" М. А. Булгакова. 6. Н. А. Аникушина, асп. (Самара) Стилистико-синтаксическая реализация образа автора в произведениях Л. Н. Толстого. 7. О. В. Саркисян, преп. (Украина, Луганск) О субстанциальности комплексов с вставными конструкциями. 8. А. В. Захаров, асп. (Череповец) Лексические и грамматические средства реализации дисконтинуума художественного текста (на материале произведения О. Мандельштама "Шум времени"). Секция N 4 Язык художественной литературы
Сопредседатели - проф. О. М. Буранок,
доц. Т. С. Садова 27 ноября 10.00. 1. А. В. Молько, доц. (Самара) Проблемы языка в прозе А. Солженицына. 2. О. М. Буранок, проф. (Самара) Стиль ораторской прозы Феофана Прокоповича. 3. Л. Г. Мукожанова, доц. (Казахстан, Тараз) Лингвостилистическое своеобразие образа повествователя в рассказах А. П. Чехова. 4. Т. С. Садова, доц. (Санкт-Петербург) Категория автора в фольклорном тексте. 5. И. В. Некрасова, доц. (Самара) О некоторых особенностях стиля современной литературы. 6. Т. М. Пшеничнюк. Творчество Е. Замятина. Проблема стилизации. 7. И. А. Маринина, асп. (Самара) Текстовое употребление онима Карамазовы в романе Ф. М. Достоевского "Братья Карамазовы". 27 ноября, 14.00. 1. В. Л. Карякина, доц. (Самара) Сопоставительный анализ речевого воплощения образов в пьесах Н. В. Гоголя и А. Н. Островского. 2. Т. А. Степанова, к. ф. н. (Самара) Фонетическая организация стихотворения А. А. Ахматовой "Смуглый отрок...". 3. Н. А. Родионова, к. ф. н. (Самара) Категория ретроспекции в структуре художественного текста. 4. В. А. Щепа, преп. (Самара) Пушкинские наброски как эстетический феномен, диалогизирующий восприятие. 5. К. С. Поздняков, асс. (Самара) "Терминология" в прозе В. Сорокина. 6. Н. Н. Вертянкина, ст. преп. (Самара) Особенности речи рассказчика в "Сентиментальных повестях" М. Зощенко. Секция N 5 Функционирование языковых единиц: системно-языковой, текстовый и дискурсный аспекты
Сопредседатели - доц. Э. П. Кадькалова, доц. С. А. Карпухин 27 ноября 10.00. 1. Э. П. Кадькалова, доц. (Саратов) Стилистика и словообразование. 2. Л. Г. Кочедыков, доц. (Самара) "Словарь иноязычных фразеологизмов": новые материалы. 3. С. А. Карпухин, доц. (Самара) Глагольный вид в тексте, системе и дискурсе. 4. Т. П. Романова, доц. (Самара) Самарские эргонимы как элемент языка рекламы. 5. Т. В. Парменова, доц. (Германия, Франкфурт-на-Майне) Гипотетическая модальность и ее функции в речи и тексте. 6. С. А. Демченко (Саратов) Специфика образования аббревиатур в торгово-рекламной сфере в немецком языке. 7. А. А. Безрукова, доц. (Самара) Стилистическое использование инициальных аббревиатур и их функционально-стилистические характеристики в публицистических текстах. 8. Д. Г. Клечко, доц. (Белоруссия, Минск) Отглагольная суффиксальная деривация: прагмакоммуникативный аспект изучения. 27 ноября 14.00. 1. О. Н. Семенова, доц. (Оренбург) Особенности использования вторичной номинации в структуре современного газетного текста. 2. Ф. В. Авджан, доц. (Новороссийск) Структурно-семантическая связь предложений с количественно-именным подлежащим с жанрово-стилистическими особенностями текста. 3. В. Н. Артамонов, к. ф. н. (Ульяновск) Выделительно-сопоставительные предлоги как индикаторы значимости с добавочно-присоединительной семантикой. 4. Ж. Р. Амирова, доц. (Казахстан, Алматы) Субстантиваты как средство создания смысла пословичного текста. 5. Ю. В. Ошеева, асп. (Уфа) Роль словообразования в формировании политической лексики XX века (80-е - 90-е гг.). 6. Е. С. Николаева, асп. (Самара) О консонантных вариантах иноязычных слов в русском языке. 7. Н. Ю. Темникова, асп. (Самара) Междометно-модальные фразеологизмы и их функциональная роль в романах Достоевского. Секция N 6 Коммуникативная компетенция взрослого и ребенка
Сопредседатели - проф. А. А. Ворожбитова, доц. М. Н. Барабина 27 ноября, 10.00. 1. А. А. Ворожбитова, проф. (Сочи) Сильная языковая личность демократического типа: лингвориторическое самопроектирование. 2. Т. П. Орехова, доц. (Самара) Система речеведческих дисциплин в современной науке. 3. В. Б. Базилевская, доц. (Воронеж) Материалы дневника наблюдений за речью сына А. Н. Гвоздева с точки зрения когнитивной лингвистики. 4. М. Н. Барабина, доц. (Самара) Изучение детской речи самарскими лингвистами как продолжение идей А. Н. Гвоздева. 5. М. Д. Воейкова, к. ф. н. (Санкт-Петербург) Правила, схемы и вспомогательные механизмы в усвоении ребенком русских существительных. 6. В. В. Казаковская, к. ф. н. (Санкт-Петербург, ИЛИ РАН) Особенности диалогового дискурса "взрослый - ребенок": вопросно-ответные комплексы. 7. Н. В. Гагарина, асп. (Германия) Опциональные инфинитивы в детской речи. 27 ноября, 14.00. 1. Е. Протасова, М. Баронова (Финляндия, Хельсинки) Родительские стратегии формирования двуязычия. 2. Н. А. Печникова, доц. (Ульяновск) Косвенное выражение побуждения в обиходно-разговорной речи. 3. О. В. Федорова, преп. (Москва) Становление когнитивной способности преодоления коммуникативных сбоев. 4. А. Б. Бушев, доц. (Тверь) Особенности перевода текстов военно-научного подстиля. 5. Н. В. Хохлова, асп. (Самара) Угроза как способ регулирования межличностных отношений. 6. Л. Н. Семячко (Соликамск) Риторические основы подготовки учащихся к сочинениям разных жанров. 7. О. Ю. Проничева, соиск. (Луга) Фактор адресанта в социолингвистическом аспекте: к проблеме речевой организации (на примере текстов политического дискурса). Секция N 7 Методика преподавания русского языка в вузе и школе
Сопредседатели - проф. Л. М. Кузнецова, проф. Е. П. Пронина 27 ноября, 10.00. 1. Л. М. Кузнецова, проф., И. А. Горшенева, доц. (Самара) Идеи А. Н. Гвоздева в развитии современной отечественной лингводидактики. 2. В. Н. Мещеряков, проф. (Тольятти) Парадигма речеведческих понятий в школьном обучении. 3. Е. Г. Шатова, проф. (Москва) Методика формирования обобщений при обучении орфографии. 4. Н. А. Ипполитова, проф. (Москва) Текст в системе работы по русскому языку в школе. 5. Т. И. Чижова, проф. (Санкт- Петербург) Функционально-стилистический аспект анализа текста в школьном обучении. 6. М. Р. Львов, проф., член-корр. РАО (Москва) Основы речевого развития учащихся. 7. Т. Н. Дорожкина, доц. (Уфа) Сочинения инновационных жанров в системе филологической подготовки и аттестации учащихся. 8. Н. П. Маслова, доц. (Самара) Прилагательное оценки лица как средство речевого и общего развития младших школьников. 9. В. И. Попова, доц. (Оренбург) Культурологический аспект внеучебной деятельности школьников. 10. Г. Ф. Балыкова, доц. (Ростов-на-Дону) Формирование коммуникативной компетенции при изучении курса "Русский язык и культура речи" в экономическом вузе. 11. А. А. Борзов, к. п. н. (Самара) Работа над лингвистическими понятиями с учащимися младших классов в контексте работ А. Н. Гвоздева. 12. В. В. Маслов, асп. (Самара) Принцип поэтапности формирования умения создавать текст у учащихся среднего звена общеобразовательной школы. 13. Г. А. Петербургская, учитель (Амурская область) Изучение литературы на основе языкового анализа. 14. Л. В. Евстифеева, учитель (Новокуйбышевск) Приемы обучения речевому общению в пятом классе. 27 ноября, 14.00. 1. Н. Н. Сидорова, доц. (Самара) Формирование синтаксических понятий у младших школьников. 2. Л. В. Артешина, доц. (Самара) Работа по лексике в школе. 3. Т. И. Куропаткина, доц. (Самара) Пути реализации идей А. Н. Гвоздева в школьной практике обучения орфографии. 4. О. Н. Огай, доц. (Самара) Словарная работа как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся. 5. О. В. Милютина, к. п. н. (Самара) Обучение учащихся построению умозаключений разных видов. 6. Л. П. Лунева, к. п. н. (Самара) Краевеческий материал на занятиях по русскому языку. 7. Ю. А. Уланова, асп. (Самара) Дидактическая игра как средство развития коммуникативной компетенции будущего учителя. 8. Е. А. Горлова, асп. (Самара) Разноуровневые задания при обучении русскому языку. 9. Г. Н. Тулузакова, асп. (Самара) О некоторых подходах к организации творческой работы студентов. 10. О. Ю. Сальникова, асп. (Самара) Типология упражнений по предупреждению лексических ошибок в речи учащихся. |