ОБЪЕДИНЕННОЕ ГУМАНИТАРНОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВОКАФЕДРА РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ТАРТУСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
о проекте | анонсы | хроника | архив | публикации | антология пушкинистики | lotmaniania tartuensia | з. г. минц
personalia | ruthenia – 10 | сетевые ресурсы | жж-сообщество | независимые проекты на "рутении" | добрые люди | ruthenia в facebook

Оглавление | Именной указатель |

ОБ ИЗДАНИЯХ КАФЕДРЫ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

В публикуемой библиографии расписано содержание подготовленных кафедрой русской литературы Тартуского университета изданий, начиная с 1958 г. В основу отбора материала для библиографии положен чисто формальный принцип: описывались лишь те издания - монографии, учебные пособия, отдельные тома "Ученых записок", всевозможные сборники (в том числе и сборники студенческих научных работ), тезисы и материалы научных конференций, - которые выпускались непосредственно этой кафедрой или же кафедрой русской литературы совместно с другими университетскими кафедрами в рамках изданий Тартуского университета. По этой причине в публикуемую библиографию не вошла, например, книга "Finitis duodecim lustris: Сборник статей к 60-летию проф. Ю. М. Лотмана" (Таллинн, 1982), хотя фактически она была подготовлена сотрудниками кафедры, но выпущена в свет эстонским издательством "Ээсти Раамат" без какого-либо указания на участие кафедры. Не расписаны и издания по семиотике (в частности очень авторитетная серия "Трудов по знаковым системам"), поскольку они войдут в специальную библиографию, выходящую в свет одновременно с данным указателем. Надо также учесть, что преподаватели кафедры русской литературы печатались и в общеуниверситетских сборниках, как и в изданиях, выпускаемых другими кафедрами (напр., в сборниках "Лингвистическая семантика и семиотика", "Studia metrica et poetica", "Вопросы истории Тартуского университета" и др.). Эти работы также не зафиксированы в указателе. За рамками библиографии оказались и подготовленные кафедрой методические указания для заочников по предметам литературоведческого цикла (в их числе "Методические указания по курсу "История русской литературы" для студентов-заочников", выдержавшие уже четыре издания), поскольку они преследуют узко учебные цели и практически неизвестны за пределами университета.

Указатель начинается с 1958 г. Именно в этом году вышел первый выпуск "Трудов по русской и славянской филологии" как отдельной серии "Ученых записок Тартуского университета" и первая монография преподавателя кафедры - книга Ю. М. Лотмана "Андрей Сергеевич Кайсаров и литературно-общественная борьба его времени" (Учен. зап. Тартуского гос. ун-та; вып.  63).1 С этого времени издания кафедры выходят уже регулярно, практически каждый год. Первоначально "Труды по русской и славянской филологии" (как и сборники научных работ студентов "Русская филология") готовились совместно с кафедрой русского языка университета, с седьмого же выпуска произошло разделение "Трудов..." на две подсерии - лингвистическую и литературоведческую. Всего к настоящему времени вышло 26 томов изданий этой серии, считая и первые шесть выпусков. В них помещено 289 статей, сообщений и публикаций по литературоведению 108 авторов.

С 1964 г. выходит другая серия "Ученых записок Тартуского университета" - "Труды по знаковым системам" ("Семиотика"), которая стала своеобразным печатным органом тартуской семиотической школы, возглавляемой проф. Ю. М. Лотманом. Издано уже 23 выпуска этой серии.

B том же 1964 г. вышел и первый "Блоковский сборник", позже превратившийся в отдельную серию изданий, объединяющую прежде всего школу проф. 3. Г. Минц по изучению А. А. Блока и русского символизма, шире - новых течений в русской литературе конца XIX - начала XX в. Издано уже 9 "Блоковских сборников", включающих 117 статей и публикаций 88 авторов.

Bce эти три серии изданий кафедры получили широкий международный резонанс и в настоящее время известны во всем мире, о чем свидетельствуют многочисленные ссылки на труды тартуских ученых в работах зарубежных историков и теоретиков литературы.

Помимо трех серий "Ученых записок Тартуского университета" кафедра русской литературы более или менее регулярно выпускала сборники студенческих научных работ (5 выпусков сб. "Русская филология", 1963 - 1977), а также материалы и тезисы студенческих научных конференций (10 выпусков, 1966 - 1988). Некоторые из них готовились совместно с другими университетскими кафедрами, прежде всего с кафедрой русского языка.

Кроме того кафедрой выпущено два сборника "Литературоведение и школа" (1969, 1976), несколько внесерийных сборников статей, из которых особо следует выделить "Quinquogenario: Сборник статей молодых филологов к 50-летию проф. Ю. М. Лотмана" (Тарту, 1972), ряд изданий тезисов докладов научных конференций ("Творчество А. А. Блока и русская культура XX века", 1975; "М. В. Ломоносов и русская культура", 1986; "Пушкинские чтения в Тарту", 1987; "Великая Французская революция и пути русского освободительного движения", 1989).

Проф. Ю. М. Лотман говорил об университетских "Ученых записках": "Это лицо коллектива. Лицо университета. Это не сборники, где представлены статьи по отдельным вопросам, а показатель уровня, направленности и лица той или иной кафедры. Они действительно отражают, кто есть кто". И далее, уже касаясь "Ученых записок" кафедры русской литературы Тартуского университета, Ю. М. Лотман отмечал: "Это история кафедры, история научной мысли, история поиска. Осмелюсь утверждать, что наши "Ученые записки" - это одна большая эпопея, где закономерно развиваются и меняются темы, которые не зависят от бумажек сверху, от планов... Это органический путь науки, небольшого научного коллектива, воздух, которым дышат преподаватели и студенты".2

И, действительно, издания кафедры русской литературы Тартуского университета наиболее полно отражают направления научных исследований тартуских литературоведов-русистов, их методологию, научные поиски и открытия. Не случайно они почти сразу привлекли внимание ученых, научной общественности как у нас, так и за рубежом. Уже на первые выпуски "Трудов по русской и славянской филологии" появилось несколько рецензий,3 хотя, как правило,"Ученые записки" вузов и научных учреждений у нас не рецензируются.

Нельзя не отметить широкого диапазона научных интересов преподавателей и аспирантов тартуской, в сущности, очень маленькой кафедры (в конце 1950-х - начале 1960-х гг. в ее составе было 6-7 преподавателей, да и ныне их число невелико - всего 12). Вначале на кафедре определилось три направления научных исследований: изучение русской литературы и общественной мысли конца XVIII - начала XIX в. (Ю. М. Лотман), русской критики и журналистики середины XIX в. (Б. Ф. Егоров, П. С. Рейфман) и русско-эстонских литературных связей (В. Т. Адамс, С. Г. Исаков). Позже появились новые направления, из которых особенно широкий международный резонанс получили структурально-семиотические исследования литературы и - шире - культуры школы Ю. М. Лотмана (так наз. "тартуская семиотическая школа"). В 1960-е гг. определяется еще одно важное направление историко-литературных исследований преподавателей и аспирантов кафедры - изучение русской литературы конца XIX - начала XX в. и прежде всего символизма, А. А. Блока (3. Г. Минц) и Л. Андреева (В. И. Беззубов). Расширялись и изменялись и три указанных выше первоначальных направления исследований. Первое направление усилиями Ю. М. Лотмана постепенно трансформировалось в изучение закономерностей русского историко-литературного процесса XIX века вообще и пушкинской эпохи в частности. Третье направление дополнилось изучением прибалтийского аспекта русско-немецких литературных связей. Появился цикл работ по стиховедению (П. А. Руднев), исследований по теории перевода (П. X. Тороп) и т. д.4

Здесь не место подробно разбирать все эти направления научных исследований сотрудников кафедры русской литературы Тартуского университета, их методологию, новаторство. Это могло бы стать темой специальной работы, которая, надеемся, будет когда-либо написана. Хотелось бы лишь подчеркнуть следующее. Во-первых, интерес тартуских филологов-русистов в первую очередь к неизученным, сложным и спорным явлениям в истории русской литературы, их стремление совершенствовать методологию литературоведческих исследований. Во-вторых, обилие публикаций, сделанных на основе архивных источников и впервые вводивших в научный оборот ценнейшие литературные материалы, и вместе с тем высокий научный уровень этих публикаций. В-третьих, то, что маленькому коллективу кафедры русской литературы Тартуского университета удалось объединить вокруг своих изданий и совместных научных мероприятий (конференций, симпозиумов, летних школ, семинаров) сравнительно широкий круг "сочувственников" - ученых из других городов Советского Союза, прежде всего из Ленинграда, Москвы и Риги, которые разделяют основополагающие методологические установки тартуских литературоведов-русистов, пути их научных поисков. Эти "иногородние" авторы печатаются в изданиях кафедры, особенно часто в "Блоковских сборниках" и в сборниках студенческих научных работ (студенческие научные конференции, ежегодно проводимые в апреле, привлекают много молодых исследователей из самых разных городов нашей страны).

Издания тартуских литературоведов-русистов показывают, что кафедра - это живой научный организм, который постоянно развивается и обновляется. Они демонстрируют нам смену поколений, приход в науку молодых исследователей. Наука не может успешно развиваться без этого динамичного процесса обновления и вместе с тем без сохранения некоей преемственности. Издания кафедры русской литературы Тартуского университета как раз и свидетельствуют о том, что в Тарту не забывают об этом "двуединстве" процесса развития науки и стараются сочетать постоянное обновление научных кадров с преемственностью, со следованием традиции. В этом, думается, одна из причин жизнеспособности тартуской школы русского литературоведения уже на протяжении более чем трех десятилетий.

Между тем история тартуских литературоведческих изданий далеко не была безоблачной. На долю тартуских литературоведов-русистов выпало немало испытаний в тяжелые годы брежневской и постбрежневской "стагнации". С середины 1970-х гг. тогдашним Государственным комитетом по печати был предпринят ряд мер, ограничивавших издательскую деятельность отдельных вузов и, в частности, издание "Ученых записок". Большинству университетов, как и других высших учебных заведений, еще раньше был запрещен выпуск в свет монографий, объем "Ученых записок" был сокращен до 10 а. л., а размер отдельных статей - до 1 а. л.; вслед за тем в них были запрещены публикации новых материалов на основе архивных источников и т. д. Ужесточились и чисто формальные требования, порою носившие бессмысленный, даже абсурдный характер: была запрещена продолжающаяся нумерация серийных изданий, каждый том "Ученых записок" должен был получать особое название и представлять собой как бы отдельный тематический сборник и пр. Все это больно ударило по тартуским изданиям. Перестают выходить монографии. Резко сокращается объем отдельных выпускав "Ученых записок"; с т. XXXI (1979) в "Трудах по русской и славянской филологии" исчезает раздел публикаций. Вскоре, с 1982 г., по требованию свыше исчезает нумерация томов этой серии, что внесло большую путаницу в библиографирование серийных изданий, которые становится все труднее находить в библиотечных каталогах.

В этих условиях приходилось искать обходных путей. Монографии выходят под видом учебных пособий, прежде всего под видом спецкурсов для студентов. Читатели "лекций для заочников" 3. Г. Минц "Лирика Александра Блока" (вып. 1-4, 1965-1975) или спецкурса С. Г. Исакова "Русский язык и литература в учебных заведениях Эстонии XVIII-XIX столетий" (вып. 1-2, 1973-1974) без труда увидят, что это не учебные пособия, а монографии. Публикации же новых материалов маскируются под научные статьи или же включаются в их состав. Так, ценнейшая публикация писем 3. Гиппиус и Д. Мережковского к А. Блоку включена в статью 3. Минц под названием "А. Блок в полемике с Мережковскими" (см. "Блоковский сборник" IV)!

В 1970-е и особенно в первой половине 1980-х гг. резко усиливаются и цензурные трудности. Почти ни один том "Трудов по русской и славянской филологии. Литературоведение" и "Блоковского сборника" не обходится без цензурных изъятий, выпуск в свет отдельных томов надолго задерживается. Кульминационным пунктом этих цензурных преследований явилось уничтожение всего тиража одного из выпусков "Трудов по русской и славянской филологии. Литературоведение" в 1984 г. (Проблемы типологии русской литературы. - Учен. зап. Тартуского ун-та; вып. 645) на основе указания из Москвы, в свою очередь вызванного неким доносом ("закулисных" подробностей этой истории редколлегия серии и ответственный редактор тома не знают до сих пор). Заново отпечатанный том под этим названием, значительно отличающийся от первоначального (из него изъяты статьи П. Торопа и Ю. Лотмана, остальные статьи подвергнуты жесткой цензурной правке), вышел в свет лишь в 1985 г.

Выпуску в свет трудов кафедры русской литературы мешает и хроническая нехватка бумаги, чем обуславливаются малые тиражи их.

И все же мы с оптимизмом смотрим в будущее: на кафедре сложился дружный коллектив исследователей, не прекращается приток молодых сил; профессора, преподаватели, аспиранты, студенты, специализирующиеся на кафедре, занимаются историей русской литературы, актуальных проблем ее развития; исследованием наиболее важных и еще неизученных явлений; при кафедре создается лаборатория по изучению русской литературы XX в. и русско-эстонских литературных связей.

В заключение несколько слов о структуре указателя и о некоторых особенностях описания материала в нем.

Материал в указателе разбит на четыре раздела. В первый раздел "Монографии" включены не только монографии сотрудников кафедры, вышедшие в издании Тартуского университета, но и учебные пособия и даже один библиографический указатель - в общем все, что выходило в свет в виде книг отдельных авторов. Второй раздел - "Серийные издания" - включает две серии "Ученых записок", регулярно выпускаемых кафедрой, - "Труды по русской и славянской филологии. Литературоведение" и "Блоковские сборники". Третий раздел - "Продолжающиеся издания" - включает сборники студенческих научных работ, тезисы и материалы студенческих научных конференций, а также сборники"Литературоведение и школа". И, наконец, в четвертом разделе - "Сборники статей и тезисы научных конференций" - читатель найдет внесерийные сборники и нерегулярно выходящие в свет издания тезисов научных конференций. Мы вполне признаем известную условность такой систематизации.

В том случае, если определенное издание выпускалось несколькими кафедрами, в указатель включены лишь работы, подготовленные к печати кафедрой русской литературы. Это, в частности, касается первых шести выпусков "Трудов по русской и славянской филологии" и сборников "Русская филология".

В основу описания, как это и принято, были положены названия работ, приведенные в тексте самих изданий, а не в оглавлении, но в отдельных случаях использовались и некоторые дополнительные данные, позаимствованные из оглавления. В библиографии указывается лишь ответственный редактор тома, но не приводится состав редколлегии серии. В именной указатель включены авторы статей, сообщений, публикаций и комментариев к ним, фамилии ответственных редакторов книг и сборников (с отметкой в скобках "ред."), а также фамилии лиц, упоминаемых в заглавиях статей и публикаций (они взяты в скобки).

С. Исаков

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Правда, еще в 1946 г. вышла монография В. Адамса "Идиллия Гоголя "Ганц Кюхельгартен" в свете его природоописаний" (Учен. зап. ТГУ. Серия филол. наук; вып. 1), но ее все же нельзя считать изданием кафедры русской литературы, поскольку сама кафедра была создана лишь в следующем, 1947 году. Назад

2 Литературная учеба. 1989. N 2. С. 11. Назад

3 См.: Найдич Э. Труды по русской и славянской филологии Тартуского университета // Русская литература. 1960. N 4. С. 221-224; Чудакова М. По строгим законам науки // Новый мир. 1965. N 10. С. 247-251; Sliwowscy W. i R. Wydawnictwa rusycystyczne uniwersytetu w Tartu // Slavia Orientalis. 1965. N 2. S. 251-262. Назад

4 Подробнее об этом см.: Исаков С. Г. Изучение истории русской литературы и русско-эстонских литературных связей в Тартуском университете в советский период // 70 aastat Eesti u-umllikooli: Tartu u-umllikooli ajaloo ku-umlsimusi XXII (II). Tartu, 1989. С. 103-115. Назад

Оглавление | Именной указатель |

personalia | ruthenia – 10 | сетевые ресурсы | жж-сообщество | независимые проекты на "рутении" | добрые люди | ruthenia в facebook
о проекте | анонсы | хроника | архив | публикации | антология пушкинистики | lotmaniania tartuensia | з. г. минц

© 1999 - 2013 RUTHENIA

- Designed by -
Web-Мастерская – студия веб-дизайна