АNNАЛИЗ ТЕКСТА |
|
К Lehrer'у |
Разговор об интеллигенции как этосе получил продолжение на форуме "Говорим по-русски". Здесь - его отображение. Буквоедица. Crusoe Тема: Интеллигент Буквоедица. Почему интеллигент категорически не может быть умелым? Откуда это следует? Тем более, что определения этому явлению всё равно никто дать не может. NN Тема: Бить не буду Crusoe Тема: Определения Общий итог таков: это что-то маргинальное, ни рыба тебе ни колбаса... Впрочем, тема заслуживает обсуждения. Я, например, имею в загашнике 2 инвариантные (ИМХО) черты интеллигента... NN Определений я не давал. Только начал описание. С радостью познакомлюсь с чертами из загашника. Ну, а определение есть у Иванова-Разумника: Crusoe Об интеллигенции. Разумеется, это не определения. Но подобные поведенческие стереотипы проявляются уже полтора века и уже поэтому заслуживают внимания. Grrub Тема: Об интеллигенте еще Думаю, здесь говорить, откуда цитата излишне. Вопрос: как бармен распознал
в Жилине "интеля"? "Сам себе и ответил" -- по неистребимой
манере цитировать. Вы слышите, коллеги, внутренним слухом, как Жилин невольно
подставил в слова "Стучись, значит..." воображаемые кавычки.
И был немедленно распознан воинствующим невеждой. Crusoe Бармен оказался докой в знаковой системе И., то есть в системе распознавания "свой-чужой." Таковая система была обязательной для И. в 70-е - 80-е; тогда это были, например, цитаты из "Швейка", Ильфа и Петрова, слова "Пастернак", "Мандельштам", "Ахматова" или, например, "Архипелаг", "Сахаров", "Буковский". Собственно, изучив эти немногие слова, в те времена можно было быть принятым за своего в среде И. Интересно, работала ли среди И. подобная система ранее - например в конце 19-го века. Тата Может быть, это неистребимая манера... А может просто жизнь, которая предстает в разных контекстах - или по-разному контекстуализируется (О!)? Чем больше контекстов, тем больше смыслов, нет? Только я не думаю, то это атрибут сугубо интеллигента. Или что это необходимое для 8)) Зануда Тема: Бармен, Grrub, NN Тема: Crusoe 2. А вот тут любопытно. Мне кажется, что судьба людей, зарабатывающих прежде всего продажей своих знаний, неизбежно оказывается связана с обладателями ресурсов. В результате "интеллектуалы" всегда приобретали некоторые черты владельцев власти - просто потому что отирались рядом. Интеллигенция же 150 лет назад попробовала избавиться от такой зависимости, стать самостоятельной силой. И мы наблюдаем различные проявления этого процесса... Crusoe NN Зануда Если Говорун станет настаивать, что бармен из ХВВ угадал в Жилине именно интеля, я скажу, что он узнал типично-интелевый хемингуэевский диалог. Вот устный рассказ реальной программистовой жены (как женила - отдельная песня): "Отправила его курицу купить. Приходит ни с чем. Я: ?? - Он: просил килограмм курицы. Не дали..." Это отчасти к мерзейшей из всех, которые помню, рекламе "Скока вешать граммов?" - с удовольствием убил бы всех, кто причастен к изготовлению и показу. Crusoe NN Зануда, я стою на позициях авторов сборника "Вехи" (это я стыдливо
признаюсь в негативном для меня звучания слова "интеллигент",
прячась за спину маститых - "Это он первый начал!"). NN Тема: Хочет, но не может А в целом мне представляется, что создание этоса вообще дело людей, не желающих поддерживать status quo. Не тех, кто не может, а именно тех, кто не хочет. Совсем бесполезные люди туда приходят, но вымирают так же, как и в любой живущей системе. Либо вместе с системой - если их туда набьётся излишне... Туда - это в место, где складывается новый этос. Crusoe Более жёсткого и практичного человека, чем Некрасов трудно себе вообразить...
Собственно, на интеллигенции зарабатывали многие - в позднесоветские времена
её обслуживала целая полуподпольная сеть распространителей, например,
литературы: знавал я многих господ и дам, копивших в изобилии заветных
авторов, не читая их дальше предисловия... Кстати, идиолект дело, конечно, личное, но всё-же "Вехи"-то написаны и написаны отнюдь не безграмотными золотарями. Да и язык наш упорно отказывается смешивать интеллигента с интеллектуалом. Так что, не одинок мой идиолект... NN Тема: "нежелание поддерживать может принимать различные формы - от метания бомб до ухода в запой." Да. Но бывают и формы, условно говоря, конструктивные (правда, связанные обычно с бегством, resp. экспансией): вспомним, как формировался этос казаков... Ну, а мой идиолект - пожалуй. куда более одинокий Потому что я пытаюсь придать слову "интеллигент" смысл не оценочный, а описательный. И против меня чуть ли не вся русская культура... Буквоедица. %... я пытаюсь придать слову "интеллигент" смысл не оценочный,
а описательный. И против меня чуть ли не вся русская культура...% mosquit Для измерения интеллектуальности существует количественный показатель - IQ. С интеллигентностью он, по моим представлениям, никак не связан. NN Тема: IQ mosquit Согласен. Но - не самый плохой показатель возможности присоединиться к этой группе. NN Право же, далеко не самый важный показатель. Даже и возможности. Вы мало знаете "торговцев знаниями", которые с трудом набрали бы сотню на самом популярном из айзенковских тестов? Да загляните в любую редакцию - они ведь все по социальным признакам - интеллектуалы... Crusoe Тема: NN NN Тема: Оценки интеллигентов mosquit Я, честно говоря, не знаю. IQ ведь не пишут на беджиках, равно как и
размер доходов. NN Музыкант, разумеется, тоже интеллектуал. Он живёт за счёт продажи своей способности производить "нематериальные" культурные ценности. Grrub Тема: => mosquit mosquit Тема: NN ИНТЕЛЛЕКТУА'Л, -а, м. Интеллектуальный человек. || ж. интеллектуа'лка, -и (разг.). ИНТЕЛЛЕКТУА'ЛЬНЫЙ, -ая, -ое; -лен, -льна. 1. см. интеллект. 2. Умственный, духовный; с высоко развитым интеллектом. Интеллектуальные запросы. || сущ. интеллектуа'льность, -и, ж. ИНТЕЛЛЕ'КТ, -а, м. Ум (в 1 знач.), мыслительная способность, умственное
начало у человека. Высокий и. || прил. интеллектуа'льный, -ая, -ое. Интеллектуальные
способности. Интеллектуальная собственность (охраняемый законом продукт
чьего-н. умственного труда). и ИНТЕЛЛЕКТУА'Л -- человек с высокоразвитым интеллектом; человек интеллектуального труда. ИНТЕЛЛЕ'КТ [лат. intellectus] -- мыслительная способность человека, уровень умственного развития, способность к рациональному познанию. (Новый словарь иностранных слов) Grrub NN Цитата: Прилагательное intellectual, имеющее латинское происхождение, время от времени (хотя и нечасто) появлялось в английском языке на протяжении многих веков; однако существительное An Intellectual вошло в обиход лишь примерно в 1884 году. (Так датирует его появление "Оксфордский словарь английского языка"; это слово не раз встречалось мне на страницах "Новой Граб-стрит", романа Джорджа Гиссинга, опубликованного в 1891 году и описывающего литературную жизнь Лондона 1880-х годов.) В других языках аналогичное существительное тоже вряд ли появилось раньше XIX века. Единственное (и на мой взгляд - прелестное) исключение - это французское слово un curieux, которое возникло еще в XVI веке и имело почти то же значение, что и An Intellectual три века спустя: "любознательный человек, книголюб". Насколько мне известно, во французском языке "любознательный", "интеллектуальный" и "книголюб" - это тоже уже разные вещи. Как бы то ни было, английское прилагательное intellectual не совсем совпадает по значению с rational (разумный, рассудительный) и educated (образованный), и точно так же существительное Intellectual всегда обозначало нечто другое, нежели просто "образованный человек". Интеллектуалов стали выделять среди прочих благодаря их взглядам, а не образованности. В Англии и Соединенных Штатах это произошло около 120 лет назад, и примерно в то же время в США появилось и прижилось слово intelligentsia. Его историю полезно знать. Это не просто заимствование, но транслитерация русского слова "интеллигенция", которым в тогдашней России называли людей определенного круга, не совсем таких, как обычные образованные люди. К интеллигенции причисляли русских curieux (и curieuses) - людей, чьи взгляды, по их собственному и всеобщему мнению, были шире, необычнее, прогрессивнее и свободнее взглядов правительства и военных чиновников Российской империи, независимо от уровня образованности последних. К 1910 г. они выделились в отдельный класс, но, повторяю, по признаку их взглядов, а не социального статуса. Большинство из них гордились тем, что их взгляды прогрессивнее и разумнее, чем у других. Этим Соединенные Штаты отличались от Англии, где слово "интеллигенция" (время появления которого "Оксфордский словарь английского языка" датирует 1920 годом) возникло в тот момент, когда получила признание Группа Блумсбери - хотя большинство блумсберцев не были типичными интеллектуалами и многие из них не хотели, чтобы их причисляли к интеллигенции. На то имелась причина: члены Группы Блумсбери ставили свои вкусы выше вкусов других образованных людей и, тем более, обывателей, грамотных и неграмотных. Они делали акцент на вкусе и искусстве - а интеллектуалы , повторяю, гордились прогрессивностью своих взглядов. Возможность для занятий интеллектуальной деятельностью, для встреч и
знакомства с людьми, чьи интересы, склонности и взгляды схожи с твоими,
зависела не только от атмосферы в целом, но и от существования самих городов.
Вскоре после 1910 г. районы, подобные нью-йоркскому Гринвич- Виллиджу,
стали появляться и в других американских городах - например, в Чикаго
и Сан-Франциско, куда люди разных профессий и интересов, в том числе и
интеллектуалы , бежали от того, что им казалось отупляющей провинциальностью. А вот здесь уже видно, что "интеллектуал" приобретает значение
человек из соц. группы: http://www.russ.ru/ist_sovr/ 20020122_ya_fr.html Буквоедица. Тема: интеллектуал Если взять второе значение - человек интеллектуального труда, то под это определение подпадает и журналист, и бухгалтер и много других профессий. Трудятся они своим интеллектом, у кого сколько есть. Может быть очень глупый и невежественный интеллектуал. mosquit Тема: NN Буквоедице NN Тема: mosquit Сам я полагаю, что интеллигенты - это всё же социальная группа, объединённая не только взглядами и убеждениями, но и образом жизни, включающим в себя способы экономического, политического, социального поведения. Существование именно этой группы не является социологической универсалией, тогда как существование "людей умственного труда" такой универсалией является. Однако группа эта не настолько специфична, как полагает Crusoe - она состоит не только из неудачников (сам факт того, что на них можно наживаться, и достаточно долго, свидетельствует о том, что каким-то образом они востребованы). Ну. а являются ли творческие профессии обязательно интеллектуальными - действительно, вопрос выбора значения слов. В социальном плане - да; в психологическом (что является "рабочим органом") - нет... Зануда ++ сомневаюсь, чтобы журналист, пишущий серьёзные аналитические материалы
... ++ Не могу отказать себе в удовольствии процитировать любимого автора: "Интеллигенцию как только не поносят. Ленин что-то там говорил об испражнениях, Солженицын изобрёл слово "образованщина", ... , Максим Соколов ограничил круг интеллигенции Йошками Фишерами и Маратами Гельманами... Я же склонен, следуя Чехову, ... называть интеллигентами образованных людей, ведущих себя соответственно и, в частности, устойчивых к массовой пропаганде, в том числе к своей собственной. На придуманной Стругацкими планете Саракш такие люди назывались выродками...". Конечно, интеллектуальность не определяется социальной принадлежностью и даже, вообще говоря, не опознаётся по оной. А прогрессивность взглядов и духовность помыслов вовсе ни при чём: очень уж субъективны - не забывайте, кто у нас в России самый наидуховный и где гнездятся самые что ни на есть распрогрессивнейшие. Crusoe Тема: NN История с тех пор добавила доказательств. Так что, И. не имеет профессии. Это прислуга, дворня. Будучи пролетарием умственного труда, он не дотягивает до мастерового. Плохой писатель всё-же писатель, он написал что-то и тиснул в печать. И. просто не сможет написать книгу - всё окончится покупкой новой ручки и обсуждением со товарищи ненаписанного. Если бы Полесов был интеллигентным слесарем, он починил бы забор, но, беда в том, что он был слесарем-интеллигентом. NN Я вижу здесь небольшую подмену. Изгоев пишет об этом не как об отличительной черте интеллигента вообще, а как о норме, действующей в этой социальной группе. Т.е. можно быть интеллигентом и не владеть профессией, профессионалы - белые вороны в этой среде (верность этого анализа оставим на его совести - проверить не можем). Вы же фактически делаете это признак главным основанием деления интеллектуалов на правильных и неправильных (интеллигентов). Grrub Тема: =>Crusoe об интеллигенции NN Тема: Любопытная подборка Grrub Тема: =>NN Grrub "Интеллигент - это представитель профессии, связанной с умственным
трудом (инженер, врач, ученый, художник, писатель), и человек, обладающий
умственной порядочностью. Основной принцип интеллигентности - интеллектуальная свобода, - свобода
как нравственная категория. Не свободен интеллигентный человек только
от своей совести и от своей мысли." Crusoe NN: Grrub: Grrub Тема: =>Crusoe =>NN Crusoe Тема: ->Grrub Зануда Тема: Совесть, скажу я вам, 197х год, 111 автобус объезжает университет, где-то у главного входа или ГАИШа садится некий дед - и учиняет скандал девушке, которая не уступила ему место. Та, покраснев, уступает. Сравнительно молодой человек, севший у зоны В (и похожий в моих воспоминаниях на Льва Киселёва, ныне академика по биологии), тихо говорит ровеснице, севшей вместе с ним: "Представляешь на его месте Владимира Александровича?". Та - с улыбкой во весь рот: "Да уж...". (Владимир Александрович - Энгельгардт, как я предполагаю.) NN Тема: Crusoe Там подальше есть более конкретные работы - а та, в которой Вы нашли данные, весьма характерный пример мифологизации образов интеллигента и интеллектуала. Т.е. это не столько инструмент исследования, сколько орудие социального действия. И это типично для подобных разговоров... Grrub Тема: =>Crusoe Crusoe Я пробую составить сводку определений И. из приведенных по ссылке статей. Даже предварительный результат впечатляет. Полная аналогия с рассказом о мудрецах, распознающих слона в темноте методом ощупывания. Один держит за хвост и говорит, что слон похож на змею. Под руку второго попалось ухо и слон для него - плоский блин. А ухвативший ногу настаивает на колонне. Но им было проще - слон-то в тёмном сарае действительно был... Grrub Тема: Интеллигенты/интеллектуал "Проведенное нами социологическое исследование основных жизненных
ориентации представителей умственного труда различных отраслевых групп
и социальных статусов (всего обработано 168 анкет)..." Буквоедица. Тема: интеллигент Интеллигентная внешность и интеллигентные манеры - это понятно что такое. Бывает техническая интеллигенция и творческая интеллигенция. Тут имеются в виду профессии и образ жизни. NN Тема: Этос и норма Так вот, в языке норма затрагивает прежде всего то, что безразлично для языка как такового; то, что может быть в рамках этого языка реализовано так или иначе. При этом реализации языковой нормы могут иметь абсолютное количественное преобладание над нарушениями нормы - и наоборот; но они всё же остаются в пределах данного языка (т.к. носители другого языка нарушений просто не заметят). И напротив, то, что делает данный язык им самим, не подлежит нормированию - оно просто таково. Социальная норма в этосе тоже касается того, что вариабельно. Ведь если носитель этоса может нарушить эту норму и остаться носителем этоса - норма не определяет принадлежность к этосу. Если интеллигент может быть среднеобразованным или высокообразованным (хотя последнее, предположим, и ненормально) - это не затрагивает суть его этоса. Интересен вопрос о способе описания этоса. Возможно, простое перечисление признаков окажется неэффективным инструментом. Если видеть в этосе определённую структуру деятельности, а не простую клетку в классификационной таблице, то и признаки нужно будет выстраивать в какую-то структуру, отражающую их иерархию. Это я к чему. Если уровень образования не слишком значим для принадлежности к интеллигентам, это означает, скорее всего, одно: этос интеллигента определяется профессиональной и-или интеллектуальной деятельностью в очень небольшой мере, это подчинённые стороны этоса; а важнее, могут быть этические стороны существования... Crusoe Тема: Этика этоса NN Согласен. И попытку такого рассмотрения как раз предпринимал в http://www.ruthenia.ru/annalystxt/ Chernyshevsky.htm Crusoe Я читал, но, на мой взгляд, Вы взяли чрезмерно мелкий масштаб: с 1861 года Россия развивалась с невиданной в истории скоростью. До 1914 года сменилось 3 поколения И. Как кажется, это обстоятельство - один из источников затруднений: мы имеем дело с хамелеоном, непрерывно меняющим цвет. Что есть в хамелеоне, кроме цвета? Постоянен ли механизм мимикрии и в чём он заключается? Что общего между (условно) И. 60-х, 80-х и 900-х годов и есть ли вообще это "общее"? NN Тема: Масштаб К таким постоянным чертам И. я бы отнёс способы добывания средств на жизнь. В качестве гипотезы. Чем зарабатывает интеллигент Чернышевского, Гаршина и Чехова? Crusoe Давайте начнём со списка: кого мы априори полагаем И. у Чернышевского, Гаршина и Чехова? Последний особенно важен, поскольку писал много и долго - и как Человек без селезёнки и как А.П.Чехов... NN Тема: Список Гаршин: Дедов и Рябинин ("Художники"), Василий Петрович ("Встреча"). Дедов, всё менее интеллигентный, проходит последовательность "инженер - наследство - продажа картин", Рябинин - уходит в учителя, ВП - учитель. Чехов (конца 90-х - начала 1900-х): "Скучная история", "Человек в футляре", "Дама с собачкой", "Дядя Ваня". Наука, медицина, преподавание; Гуров, с филологическим образованием, служит в банке. Crusoe Что интересно: нет юристов и журналистов. А ведь юриспруденция (адвокатура) и журналистика в пореформенную эпоху расцвели в первую голову. Преподавание лидирует, инженер-интеллигент появляется, как это и ожидалось, в 80-е, будучи востребован промышленным бумом, медик - в 90-е. То есть, похоже, допускается продажа собственного труда обществу, но не человеку и не государству. NN Тема: Инженеры Стоит, конечно, учитывать, что интеллигент в худ. произв. - это "прототипический" интеллигент, фигура должная, а не реальная. Но в целом я бы сказал так: интеллигенты неизменно приторговывают знаниями, высвобождая себе время на что-то ещё. На всякие Миссии... Продажа государству, полагаю, допускается, но только в тех случаях, когда может быть использована для общественной пользы. В конце концов, научная деятельность, как я понимаю, могла протекать как официальная только в рамках гос. системы высшего образования. А вот то, что требуется прежде всего государству, интеллигент делать не мог. Типа оружие разрабатывать... Тетка Polly Тема: Crusoe Буквоедица. Тема: => NN NN Тема: При большевиках Crusoe А как же Менделеев с бездымным порохом? Да и научная деятельность тогда
была менее формализована, чем сейчас - можно было накупить в магазине
лейденских банок, микроскопов, пробирок и в Академию Наук посылать сообщения
о исследовании лягушки болотной. И, если повезёт, стать членкором. Тетке Polly Тетка Polly Чернышевский, представленный Кони - пожалуйста. А Кони Чернышевскому? Ладно, допустим. А Плевако, тем более, с Рахметовым и Ко? Это уже совсем вопрос... NN Тема: Гос. наука Пример Менделеева любопытен. Надо бы разобраться с интеллигентской реакцией на его работы... Crusoe Тема: У советской И. NN Мне представляется, что в эти эпохи интеллигенты пытались стать политической и кадровой основой государства. Т.е. пытались формулировать принципы управления и конкретные решения, делали нечто для реализации этих решений... А вот этическую силу, позицию образца поведения гражданина СССР, советские интеллигенты держали именно до пятидесятых. NN Тема: Менделеев Выглядит всё так, что была тесная связь между учёным Менделеевым и гос.
учреждениями. И в конце концов - он был на гос. службе... NN Тема: Менделеев-2 Морское министерство поручило заняться этим вопросом профессору химии Минного офицерского класса Балтийского флота И. М. Чельцову, который стал искать - кого бы из крупных химиков привлечь к этой работе. Академик В. Е. Тищенко так впоследствии описал свою беседу с Чельцовым на эту тему: <<Я... предложил: А попробуйте пригласить Дмитрия Ивановича". - Да он не согласится". - Может, и согласится, ведь он теперь свободен (весной 1890 г. Менделеев подал прошение об отставке из Петербургского университета. - И.Д.) ...". Я знал, что Дмитрий Иванович любит и ценит Чельцова. Чельцов решился идти. Минут через 20 вернулся, радостный, сияющий: Дмитрий Иванович согласился>> [17, с. 127]. Вскоре к ученому пожаловал чиновник министерства с тем, чтобы уладить все формальности, в том числе решить вопрос о вознаграждении. Дмитрий Иванович поинтересовался, сколько получают генералы, члены Технического комитета. <<По две тысячи в год>>, - был ответ. <<Ну, и мне две тысячи!>> - <<Но мне разрешено предложить Вам до 30 тысяч.>> - <<Нет, много дадут, много и спросят>>, - ответил мудрый Дмитрий Иванович. На том и порешили. И что это, как не позиция интеллигента: Позднее в письме к С. Ю. Витте (август 1903 г.) Менделеев писал: <<Свои открытия в деле бездымного "пироколлодийного" пороха, введенного в нашем флоте и уже нашедшего своих подражателей в Америке ... были переданы мною Морскому министерству, не в качестве "изобретателя", а как простым чиновником устроенной для этой цели лаборатории. Другой на моем месте, даже любой ученый Западной Европы, на одном этом сумел бы обеспечить себя на всю жизнь .., а я, сделав свое посильное дело, оставил и самую службу по делу, когда убедился в невозможности избежать дрязг... >> NN Тема: Страна и государство Менделеев понимал важность предложенного ему дела для обороны страны и, несмотря на нанесенные ему обиды, в докладной записке на имя военного министра написал: "Бездымный порох составляет новое звено между могуществом стран и научным их развитием. По этой причине, принадлежа к числу ратников русской науки, я на склоне лет и сил не осмелился отказаться от разбора задач бездымного пороха". http://zpadlo.narod.ru/pyro/explode4.htm Crusoe Вот именно. Менделеев разработал новый вид боеприпаса на государственной службе, но соблюл кодекс чести И. тех времён: не нажился на изобретении, не вошёл с государством в контакт, более тесный, чем это было необходимо и ушёл, сделав работу. В разные времена этот кодекс был разным: через немного лет стало допустимым желать поражения страны в войне, а ещё через несколько лет возводить г-на Пеньковского в герои и считать предательство доблестью. Выходит, что именно кодекс чести определяет поведение И. и именно от таковых правил зависит его поведение, в том числе и как работника по найму. Этот факт выводит нас на относительно твёрдую почву: похожие нравы имели место среди многих социальных групп во многих странах в разные времена. NN Да; помнится, здесь уже высказывалось мнение, что И. - группировка скорее этическая, чем экономическая. Встаёт след. вопрос: так есть ли нечто постоянное в сменяющих друг друга кодексах чести интеллигенции? (Ещё есть и проблема кодифицированности этой самой чести... Действительно - есть ли кодификации?) К вопросу об описаниях: текст человека, не стыдящегося причислять себя к интеллигенции. http://www.russ.ru/ist_sovr/20010129.html Grrub Тема: =>Crusoe NN Тема: Честисовесть Crusoe Кодифицирован он менее, чем у, например, уголовного мира. Кодификацию следует искать у тех же авторов, а лучше всего - в дневниках. Например, многое можно почерпнуть в дневниках К.Чуковского. Судя по всему, в этом кодексе много христианского: "Богу - богово, кесарю - кесарево", "Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкопывают и крадут; но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляет и где воры не подкопывают и не крадут", "Царство Божие внутри нас" и т.д. Не является ли И. еретической околохристианской сектой? Grrub Тема: =>NN, честь, совесть.. NN Тема: Честь и совесть В целом честь кажется в большей мере связана с внешним контролем, с тем, что думают другие люди. По крайней мере человек чести, совершив бесчестный поступок, должен искупать бесчестье перед другими - и в принципе такое возможно: можно совершить порицаемый поступок, а затем, как честный человек, сделать что-то для его исправления-искупления. Если же человек идёт против совести, он может выглядеть вполне приличным человеком - но собственная оценка должна его мучить. И в целом совесть должна сигнализировать не о том, как посмотрят на поступок другие, а о том, каково будет самому человеку с его системой ценностей. Соотв. спасение от нечистой совести в русской картине мира может принести только внутренний процесс в самом человеке. NN Тема: Кодификация А давайте-ка поподробнее разберём "казус Менделеева". То есть какие именно операции он произвёл при совершении своего выбора. 1. К нему обращается знакомый, которому он благоволит, с предложением поработать на благо страны в момент, когда он лишился своего обычного места работы. 2. Менделеев соотносит это предложение с имеющимся у него идеальным образом развивающейся России (и, как следует из не подтверждённого утверждения во второй статье, с мечтой об абсолютном оружии, которое сделает невозможным любую войну). 3. Он соглашается поступить на службу в качестве "обычного чиновника" с оплатой, аналогичной оплате службы офицеров какого-то уровня (заведомо ниже того, что ему предлагают). При этом использует для успеха дела личные связи с учёными других стран; вкладывает значительно больше сил и времени, чем от него ожидают. Результат достигнут. 4. Менделеев не соотносит своё открытие с наличным распределением ресурсов в данной области, игнорирует интересы готовых производителей бездымного пороха в России, полагая, что его результат "говорит сам за себя". Он принципиально отказывается воздействовать на процесс принятия решения, ограничиваясь предсказанием. Которое сбудется. Ничего не упустил? А доля христианских ценностей в любой европейской системе ценностей будет столь велика, что мы всю современную культуру Запада можем считать "околохристианской сектой"... Grrub Тема: =NN О чести Вопрос же таков: насколько сопряжено соблюдение "кодекса чести" с экономической независимостью? Вспомним в связи с этим этимологию слова "жалованье". Служит дворянин, потому что должен. Не за деньги. Ему не платят за службу, государь его жалует (деревенькой, мешком червонцев, орденом)... Crusoe Чуть позже я добавлю немного исторического мясца к скелетику Вашего от 16th September 2003, 21:34:04. М.б. и успею написать о "Казусе Тарле" - почему и как им не была написана история ВОВ... Что касается христианства - именно потому что доля христианских ценностей в любой европейской системе ценностей велика, нам с руки искать кодексы именно в христианстве, то есть там, где они лежат... К слову, посмотрите статью С.Булгакова: "Героизм и подвижничество" в "Вехах". Тетка Polly Тема: Менделеев и т. п. Crusoe Разумеется, они были государственными служащими - но не крепостными и с государством их связывали отношения работодателя - наёмного работника равно как и гражданская позиция. Разумеется, И. - порождение государства на определённой степени его развития. И., наверное, всё-же не класс. А вот пренебрежительно о госзаказах здесь никто и не говорил: речь шла о тонкостях взаимоотношений И. и государства, вернее И. и правительства. Как кажется на текущем этапе дискуссии, И. пропускает свою деятельность (в том числе и работу по найму) через некое моральное сито: допустимо или недопустимо этим заниматься. Вот об этом сите и речь. Учитывая, что по крайней мере один из участвующих в дискуссии (Ваш покорный слуга) считает Российскую И. явлением негативным, а Российское Государство - безусловно позитивным и необходимо доминирующим над интересами частных лиц и социальных групп - можете не беспокоиться, интересы государства в дискуссии будут мною защищены... Crusoe Тема: Менделеев К нему обратилось правительство. Перед этим, М. был изгнан со службы
за: Итак, М. ушёл из университета по 2-м причинам: он не смог выполнить обязательство
перед своими учениками и был оскорблен отношением к студентам и себе министра
народного просвещения. Т.о., М. должен был выработать для себя гражданскую позицию в сложившихся обстоятельствах. Что он и сделал. ++ ОСНОВАНИЕ ОПЫТОВОГО БАССЕЙНА От него ожидали порох, не более и не менее. М. поступил профессионально и, как кажется, оптимально с точки зрения затрат сил и времени - он изучил уже сделанное. Своеобразие же методов изучения связано с секретностью темы: думаю, что в ином варианте он бы просто выписал литературу и изучил бы вопрос. Что до оплаты: он запросил низкое жалованье - но запросил, причём по тем временам значительное, использовал выделенные на разработку средства на организацию лаборатории, не растратил тем или иным способом остаток средств, но попутно продавил организацию на этот остаток Опытового бассейна. ++ Т.е. М. не стал ввязываться в историю, пахнущую лоббированием распределения госзаказа. Он посчитал, что в этом деле его долг гражданина исполнен. Вместе с тем, он не устранился от практической деятельности: ++ Серж Crusoe NN Тема: Grrub Соотношение экономической независимости и должного поведения - вопрос, регулируемый большинством кодексов. Для дворян как источник дохода долгое время были допустимы служба государю и жизнь на доходы с пожалованных владений. А вот наёмный труд - нет. Интеллигенты имели другие нормы - но имели. Менделеев (уточнение) Crusoe Дело в том, что Охтенский завод не был единственным - как минимум, был ещё и Казанский: 2000 рабочих, 60 000 пудов пороха в год. Вообще, у меня где-то были материалы по пороховым заводам России - вот только где... Помнится, что их в то время было 3 или 4. Но Казанский несомненен. NN Тема: Но выпускали ли Crusoe Тема: Вот, нашёл: В том-то и дело, что жирный госзаказ на развитие производства нового типа пороха был весьма привлекателен для управляющих казёнными заводами, и, тем более, для владельцев частных... В СССР все заводы были государственными, однако, читая, например, Грабина понимаешь, что борьба за аппетитный госзаказ была исключительно острой. NN Тема: Вот материальчик Там, конешно, про засилье иностранщины, но есть любопытный оборот: пироколлодий вроде бы требовал большей строгости в обращении с химикатами. Т.е. лабораторное производство - одно, а валовое - понятно, совсем другое; и главным инструментом тульских оружейников по-прежнему остаётся кувалда... Про заводы там такой расклад: Одновременно с разработкой пороха в России под общим руководством А. В. Сухинского было начато строительстве пироксилиновых и пороховых заводов. В июле 1890 г. приступили к постройке пироксилинового и порохового завода на Охте, на котором к концу 1891 г. была налажена валовая фабрикация винтовочного пороха. Решающая заслуга в разработке технологии пироксилинового пороха в России принадлежит 3. В. Калачеву. Он является творцом бездымного пороха в России, без помощи иностранцев установившего производство пороха и впоследствии усовершенствовавшего производство пироксилина. В период 1891-1895 гг. по проектам и под руководством талантливых русских инженеров Лукницкого, Симбирского, Хрущева и Иващенко были построены крупнейшие пороховые заводы для производства пироксилиновых порохов - Казанский и Шостенский, которые по своим размерам и техническим характеристикам превосходили пороховые заводы Западной Европы. Crusoe Как-то с датами не того-с... То есть, очевидно, имеется в виду строительство новых производственных линий. А про уход Менделеева на http://pirotex.by.ru/Historyofexlosives/explode5.html
сказано так: Что интересно - ушёл-то Менделеев в 1894 году, то есть не немедленно после окончания работ. NN Тема: Порох А значимый для нас сухой остаток в этой истории видится мне так: интеллигент не желает участвовать в "играх власти" (поскольку здесь не работает его основное оружие - рациональная аргументация?). Игры интересов - не его игры, особенно если речь идёт не об интересах приемлемых групп ("народ", "страна"), а об интересах "партий", "кодл" и проч. Кстати, этот сюжет регулярно воспроизводится в различных книжках-статьях-фильмах. Мы вам такую штуку придумали, а ваша косность-глупость-жадность-продажность не даёт её запустить. Тоже инвариант, вечный миф интеллигенции.. Grrub Тема: =>NN NN Я тоже не хочу игнорировать экономическую составляющую. Но для некоторых групп важнее не их экономическое поведение, а те нормы, которым их экономическое поведение подчиняется. То есть не их доходы-расходы определяют образ жизни, а образ жизни определяет доходы-расходы. Соотв. их экономика описывается - но как часть их нравственности ( идеальная и реальная). А в случае с Менделеевым важно не то, мог или не мог он себе это позволить. Важно, что он не рассматривал эту службу как способ улучшения своего состояния (и гордился этим). Grrub Ничто в этой паре -- экономика/честь не первично. В паре они двигались, как упряжка. И то, и другое -- наследие, между прочим. От предков. И вот в периоды, когда наблюдался дисбаланс, наступали повороты. Если денег было больше, становилось неприличным то, что прежде допускалось. Если меньше -- приходилось поступаться некоторыми приличиями. Впрочем, повороты могли быть и внешние. Денег мало - пора завоевывать кого-нибудь. Много -- Академию откроем. NN Очень это как-то напоминает наивный марксизм... Высокая мораль - от высоких доходов, низкая - от низких... Crusoe Тема: ->Grrub Сразу же был подписан издательский договор на трилогию. Первая книга
("Северная война и шведское нашествие на Россию") была написана
быстро - окончена в июне 1950-го, но далее историк остановился. Объясняя
всем, что "собирает и обрабатывает материалы", он ничего не
писал. Известны его слова: "Сталин хочет, чтобы я о нём написал,
а я раньше умру" (Б.С.Каганович, "Евгений Викторович Тарле"). Если бы Тарле был несгибаемым борцом, это было бы объяснимо, но он таковым никогда не был. Евгений Викторович был великим историком и не был человеком с железной волей и безупречной моралью. Если бы он написал - а он мог написать - третью книгу, никто не осудил бы его, более того, он смог бы написать очень хорошую книгу, тем более, что писал бы он о Сталине - Верховном Главнокомандующем, роль которого в Победе неоспорима. Но он предпочёл отказаться от госзаказа, даже под угрозой не только лишения оклада, но и лишения вообще всего. Что-то в нём сработало, какой-то кодекс чести. Зануда А. С. Изгоев Ну, блин?! Чего спорить-то? Нынче, конечно, среднего образования недостаточно для зачисления в интеллигенты, высшее подавай, однако ещё 30 лет назад Ю.Л. Бормотом совместно со мною было замечено, что полноценное среднее образование в окружавшей нас среде технической интеллигенции встречалось значительно реже высшего. Crusoe Тема: Зануде Grrub Тема: =>NN Отнюдь! Просто я из уважения к Вам не стал расшифровывать детально. Мораль тоже влияет на благосостояние, да еще как! Это вполне равноправная пара, по-моему. Crusoe Тема: NN NN Тема: Grrub'у Grrub Готов согласиться -- модель парной упряжки груба и вообще неадекватна.
Третьего фактора, который был бы столь же мощным и глобальным я не знаю.
От дикого охотника, для которого вопрос, отнимать ли шкуру у другого охотника,
или у ее природного носителя, решался из соображений удобства и достижимости
в данной конкретной ситуации, к современному "цивилизованному"... NN Тема: Интеллигенты Это имеет некоторые следствия. Одно из них - в случае избыточной абстрактности и непродуманности идеала (что обычно для слабообразованного человека; а такой может стать И. - от него требуется лишь принятие кодекса) образуется разрыв между планом и действием, те самые метания. Другое - зависимость от тех, кому И. противостоит. Поскольку И. отвергает свои интересы как мотивацию действия, он вынужден искать мотивацию либо у "подзащитных" (положительную), либо у "нападающих" (отрицательную). Носители обеих этих ролей в равной степени д.б. удалены от И. (иначе есть опасность выдать свои интересы за чужие); защита интеллигентом кого-либо не может превратиться в альянс, а нападение интеллигента - в завоевание (и даже в случае, когда завоевание происходит - И. нравственно не способен использовать его результаты). Crusoe В абстрактности идеала кроется ловушка - И. свойственно выстраивать в схему, превращать в абстракцию или примерять к абстракции многообразие бытия, а практика общественной жизни - непрерывный компромисс, корректировка действий, бесконечный перебор вариантов в поисках не абсолютно - но оптимально приемлемого. Это понимает и делает любой политик, но для И. такая корректировка чревата постоянной переделкой абстрактных схем. На такой задаче сломается мозг даже Гегеля, а не только просто "образованного человека". Буквоедица. Сегодня я никак не могу пробиться на speakrus.narod.ru, да и вообще всё
работает через пень-колоду. Однако я могу порекомендовать найти статью
"Интеллигенция" в книге В.В.Виноградова. Там как раз это понятие
рассматривается с хронологической точки зрения. Похоже, что до конца 19-го
века это слово употреблялось (классиками, по крайней мере) в основном
в ироническом смысле. NN Тема: Crusoe Собственно, наиболее последовательные и радикальные интеллигенты выбирали
второй вариант - и власть в роли партнёра. Она им слово - они ей два... NN Тема: Виноградов об И. В1890 г. Ив. М. Желтов в заметке <<Иноязычие в русском языке>> писал: <<Помимо бесчисленных глаголов иноземного происхождения с окончанием -ировать, наводнивших нашу повременную печать, особенно одолели и до тошноты опротивели слова: интеллигенция, интеллигентный и даже чудовищное имя существительное -- интеллигент, как будто что-то особенно высокое и недосягаемое. ... Случается даже встречать сельская интеллигенция... В известном смысле, впрочем, эти выражения обозначают действительно понятия новые, ибо интеллигенции и интеллигентов у нас прежде не бывало. У нас были "люди ученые", затем "люди образованные", наконец, хотя и "не ученые" и "не образованные", но все-таки "умные". Интеллигенция же и интеллигент не означают ни того, ни другого, ни третьего. Всякий недоучка, нахватавшийся новомодных оборотов и слов, зачастую даже и круглый дурак, затвердивший такие выражения, считается у нас интеллигентом, а совокупность их интеллигенцией>> И. С. Тургенев вкладывает слово интеллигенция в уста интеллигента в <<Странной истории>> (1869) и сопровождает его комментариями повествователя. Видно, что в разговорной речи слово интеллигенция тогда было еще новинкой: <<"Послезавтра в дворянском собрании большой бал. Советую съездить: здесь не без красавиц. Ну и всю нашу интеллигенцию вы увидите". Мой знакомый, как человек, некогда обучавшийся в университете, любил употреблять выражения ученые. Он произносил их с иронией, но и с уважением>>. Иронически отмечено модное слово интеллигенция в <<Литературном вечере>> И. А. Гончарова (1877): <<Возьмешь книгу или газету -- и не знаешь, русскую или иностранную грамоту читаешь! объективный, субъективный, эксплуатация, инспирация, конкуренция, интеллигенция -- так и погоняют одно другое>>. С 60-х годов начинает распространяться и прилагательное интеллигентный в значении `осмысленный, с развитым интеллектом'. У В. П. Боткина в письме И. С. Тургеневу (от 6 июня 1863 г.): <<Великая перемена совершилась в русском обществе -- даже физиономии изменились, -- и особенно изменились физиономии солдат -- представь -- человечески интеллигентными сделались>> (Боткин, Тургенев, с. 177). В очерке Тургенева <<Пегас>> (1871): <<Собака стала болезненнее, нервознее, ее годы сократились; но она стала интеллигентнее, впечатлительнее и сообразительнее; ее кругозор расширился>>. До 60-х годовXIX в. слово интеллигенция употреблялось в значении `разумность, сознание, деятельность рассудка'. Слово разумность для перевода лат. intelligentia было предложено В. К. Тредьяковским еще в 30-х годах XVIII в. По-видимому, употребление слова интеллигенция в русском литературном языке с значением `разумное постижение действительности' укрепилось в философском лексиконе 20--30-х годов XIX в. Проф. А. Галич в своем <<Опыте философского словаря>> так объясняет термин интеллигенция: <<Интеллигенция, разумный дух>> (ч. 2, с. 321). Позднее Н. П. Огарев в письме (1850 г.) к Грановскому пишет: <<Какой-то субъект с гигантской интеллигенцией рассказал, что жена моя говорит, что вы -- друзья мои -- меня разорили! И вместо того, чтобы обратиться ко мне с запросом (если уж духа не хватало рассердиться на клевету), вместо того обвиненье субъекта с гигантской интеллигенцией было принято за аксиому>> (Черняк, с. 163; см. также Русские пропилеи, с. 113 и 126). В статье <<Критика философских предубеждений против общинного владения>> (1858 г.) Чернышевский популяризировал термин Ламарка animalia intelligentia, противопоставлявшийся термину -- animalia articulata (Чернышевский 1950, 5, с. 366). В Дневнике В. Ф. Одоевского: <<Милютин говорит: поляки в продолжение 40 и более лет смотрели на нас, как на медведя, правда -- но с которым человек, одаренный умом (т. е. поляк), всегда может справиться посредством своей интеллигенции. Надобно их уверить, что и москаль не лишен интеллигенции>> (1865) (Лит. наследство, вып. 22--24, с. 19. Ср. в статье В. Храневича: <<Ф. М. Достоевский по воспоминаниям ссыльного поляка>> о 50--60-х годах XIX в.: <<Нужно иметь в виду, что слова интеллигенция, интеллигент, интеллигентный еще не вошли тогда в обиход русской литературы, и потому Достоевский (в <<Записках из Мертвого дома>>. -- В. В.) по необходимости пользовался общеупотребительным, всем понятным словом дворянин, тем более, что в то время слова дворянин и человек образованный были почти синонимы>> (Русск. старина, 1910, март, с. 60. Слово интеллигенция в собирательном значении `общественный слой образованных людей, людей умственного труда в польском языке укрепилось раньше, чем в русском (ср. франц. intellectuels). Поэтому есть мнение, что в новом значении это слово попало в русский язык из польского. Так, Б. Маркевич в своих мемуарных очерках <<Из прожитых дней>> (3. На юге в сороковых годах) писал: <<Но умственное движение... сказывалось уже весьма заметно в мыслящих центрах России, особенно в Москве, где духовная жизнь, благодаря... благотворному влиянию тогдашнего университета и той дворянской, образованной и независимой по средствам и духу среде, в которой слагалась тогда ее интеллигенция (употребляю здесь термин, тогда еще не выдуманный, или, вернее, не заимствованный еще тогда русскою печатью у польской)...>> (Маркевич 1912, 11, с. 393). Михельсон также признавал слово интеллигенция заимствованием из польского. Устная традиция связывает первое употребление слова интеллигенция в языке художественной литературы с именем П. Д. Боборыкина. У Салтыкова-Щедрина в <<Пошехонских рассказах>>: <<Многие полагают, что принадлежность к интеллигенции, как смехотворно называют у нас всякого не окончившего курс недоумка, обеспечивает от исследования, но это теория несправедливая>> (Салтыков-Щедрин 1973, с. 144). У Маркевича в романе <<Бездна>>: <<У вас в Петербурге интеллигенция; mein Liebchen, was willst du noch mehr?>> (Маркевич, 9, с. 151). У Г. И. Успенского в очерке <<Бог грехам терпит. VII. Деревенская молодежь>>: <<...пора... дать дорогу -- не скажу уже готовой, "настоящей" интеллигенции, а хотя тем вопросам общественного блага, которые могут образовать эту настоящую интеллигенцию. Да, еще "образовать" ее надобно -- так она слаба, не уверена в себе, во всех тех видах, которые доступны ей в настоящем>> (Успенский Г. 1950, 7, с. 424). Crusoe Тема: Однако, Crusoe Тема: Миссия Ох, не так понимает, не так... И не плодоносит, как престарелая мисс Рейчел Уордль. Хотя Джингли вокруг так и вьются. NN Итак, промежуточный итог (уж больно наши позиции с Crusoe сблизились, обсуждать неинтересно становится): интеллигентом можно называть человека, исходящего в своих поступках из принятого им (исторически меняющегося) кодекса поведения, который запрещает носителю этоса интеллигенции преследовать (а порой и осознавать) свои личные интересы - по крайней мере в той степени, в которой эти интересы отвлекают его от выполнения внесённой в кодекс миссии. Это ещё не определение - под него mutatis mutandis и самураев подвести можно... Crusoe миссия самурая, дворянина, священника - поручение служить от суверена: феодала, правительства, Бога. А кто суверен И.? Кому она так истово служит? Зануда Тема: ++ А кто суверен И.? ++ Crusoe А кто такой "народ?" Всё население или часть его? В одном ли государстве? NN Тема: Миссия импассибал. А моя теория состоит в том, что выбор такого абстрактного суверена - первый шаг в эмансипации любой соц. группы. Вопрос лишь, сделает ли группа второй шаг. Осознает ли свои интересы как таковые и станет ли их отстаивать. Вступая в торг и схватку с остальными. Или сохранит этическую чистоту и останется "не при делах"... Crusoe Тема: Суверен Grrub Тема: О! Crusoe Что касается выбора абстрактного суверена: эмансипация начинается с осознания
"инаковости" и продолжается объединением по признаку этой инаковости
с целью: То есть, в случае 1 инаковость - суверен, в случае 2 - слуга. Или и то и другое одновременно... NN Мне кажется, что в описанных Вами случаях эмансипация зашла уже достаточно далеко. Чтобы осознать свою "инаковость", надо сперва ощутить свою "неуместность", почувствовать себя лишним и ваще чужим на этом празднике жизни. Какое-то время побиться по одиночке в попытках исправить себя. Попытаться скорректировать своё служение. Разочароваться в наличном суверене и его альтернативах... В общем, долгий это процесс. И муторный. Кстати, для советской интеллигенции в какой-то момент на роль абстрактного суверена вместо народа пришла культура. Для части, во всяком случае. Crusoe Мне так не кажется. Похоже, что И. взяла на себя роль хранителя культуры, мнила себя неким а/я "до востребования" содержимого сувереном - народом. Буде вернётся... NN Тема: Не знаю - не знаю... Crusoe Тут трудно что-то сказать с определённостью: для меня подобная самоизоляция
имела вид библиотеки без посетителей: грустный служитель протирает пыль
и заполняет карточки, а за окном парубки, горланя, идут в шинок... Всё-же
мне кажется, что это время ожидания прихода суверена. Что-то похожее на
японского партизана в Малайзии - он чистит винтовку, латает форму и ждёт
приказа. А война уже окончилась. NN Тема: Лик его ужасен, движенья быстры... Была ли интеллигентская активность конца 80-х - начала 90-х служением - в глазах самих интеллигентов? Что- то я не помню такого. Была радость, что повергли Левиафана (вспомним: государство - вечный партнёр). Была надежда, что теперь-то нам дадут сделать, как мы хотим и можем. Но, кажется, совсем не было риторики "мы задолжали, но вот наконец народ в нас нуждается..." NN Тема: Crusoe Crusoe А как "справляться" с джентльменским набором либерала вульгарис: атеизм (то-есть, "рационализм") vs традиционная религия, "правовое государство" vs "историческое государство", космополитизм (сиречь "интеграция в мировое сообщество") vs национализм? Просто: в окно посмотреть... Доводы авторов "Вех" и доводы Милюкова измерила и взвесила история 20-го века - века торжества национализма, возвращения религии, постижения того факта, что европейский путь развития - всего лишь один из многих. Триада Уварова для России показала свою живучесть, либерализм - искусственность и нежизнеспособность. "Отщепенство" и внеисторичность российской И. по Милюкову сегодня очевидны, а его оппонент Бердяев более наш современник, чем иной, здравствующий ныне. Кстати, тот же Милюков признал иллюзорность своих взглядов 1910 года в "Истории второй русской революции". Ну а свои воззрения на историю, народ, государство, etc, историк и политик Милюков проверил лично, с марта по октябрь 1917. Великое счастье, что он оставил нам "Историю второй русской революции" - этот труд всё превозмогает. Как Вам следующее: суверен И. - рационалистическое мышление? Как Завет без Творца? NN Тема: Милюков Триада Уварова... Про самодержавие - ещё могу предположить, что имеется в виду? А православие? И тем паче - народность? Имеется в виду обращение к русским ценностям во время войны? Но эксплуатация всего этого привела к такой инфляции этих ценностей, что к ним приходится пробиваться через такую коросту... Рационализм. Это, конечно, любимое оружие и любимое отношение к жизни - рационализации, "давайте обсудим", "мы же разумные люди"... Но вот чтобы служить разуму - нужно обладать весьма сильными мистико-гностическими интуициями. Не всякий это потянет. Обычно желательно всё же какое-то социальное тело. Ну хотя бы "культурные люди"... Зануда Тема: чтобы служить разуму .... Мне всегда нравятся филиппики против либерализма: как бы русским свобода
ни к чему. Всем, интересно, ни к чему - или некоторым всё же к чему? И
всякая ли свобода - или кое-какая годится? В России столетней давности,
скажем, свобода частного предпринимательства более-менее была, и кое-какая
свобода слова была - но с ограничениями. Crusoe Тема: NN Три вида отщепенства: антирелигиозное, антигосударственное и антинародное.
По М., первое - невозможность существования разумного И. в рамках ритуалов,
но эти ритуалы есть один из двух путей к Богу: через веру. Есть ещё путь
через разум и по нему шли упомянутые мной ранее авторы "Вех",
причём шли с задачей обновления Православия и очистки его от коросты -
но оставаясь Православными христианами. По-сути, речь шла о Реформации,
подбной реформации католицизма после ударов Лютера. А есть путь отступничества
и замены традиционной и показавшей свою прочность религии "измами". NN Тема: Crusoe: Маргиналы и маргиналии (хоть и не люблю я этот жанр на форумах...) У меня всё же отчётливое ощущение, что мы с Вами читали разных Милюковых. Отщепенчество и строительство "измов" по Милюкову есть дело чести, доблести и геройства - для тех случаев, когда это может принести пользу другим - да. Типа разведка. Но вообще-то речь в статье не столько о "смелых интеллигентах" и "трусливом стаде", сколько о том, что есть некоторые функции, которые И. должен выполнять, чтобы быть полезным той общности, которой он принадлежит. Эти функции - поиск и критика. Вы полагаете, что сами эти функции несущественны? Жить в коросте, пробиваться через коросту (или лечить её) или новых нарожать
- вот 3 позиции. его потенциала не хватает для участия в строительстве Православной теологии То есть Вы только в этом видите достойное поле приложения сил каждого мыслящего русского человека? А коли не хватает ума для Православной теологии - поди, развлекись измом каким? А лучше на оборонку потрудись? Или как? то, что понимал либеральный историк С.Соловьёв, оказалось выше понимания историка Милюкова. Значит, дело не в либерализме? А не в том ли, что Милюков - ещё и политик? С обычной для них склонностью упрощать символическое поле... В конце концов, публицистика - это пространство политического, а не научного действия. Оценивать же исторические работы М. не возьмусь. По М., первое - невозможность существования разумного И. в рамках ритуалов Это точно из другого М. Мой писал про недостаточность формального следования ритуалу для религиозного переживания - и, кажется, весьма уважительно высказывался о Булгакове, нашедшем в себе силы смирить свои переживания, чтобы оставаться в рамках культа (и в этом М. противопоставляет его Бердяеву). А кстати - после чьих ударов понадобилось реформировать Православие (как я понимаю, Русскую православную церковь)? Реформация, как-никак, была мощным общественным религиозным движением. А какое религиозное движение стало вызовом русскому православию? Опять же, вопрос выбора: жить, как раньше, реформировать изнутри, постигая исторический путь и ничего не отбрасывая, либо внедрять "измы". Сам Милюков и внедрял с марта по октябрь 1917. Вообще не понимаю. Так "жить как раньше" или "реформировать изнутри"? Если реформировать - то как находить направления такой реформы? "Ничего не отбрасывая" - а если уже сдохло и запахло? И такой ли уж большой выбор был у Милюкова с марта по октябрь -"внедрять" или "не внедрять"? Ну, а про маятник - кому же оттягивать его в сторону Европы (да и Азии тож, откровенно говоря), как не "отщепенцам"? А если не оттягивать - надолго ли хватит энергии? Дальше по Вашему тексту не пойду - так мы окончательно вылезем за рамки ГПР. Вернусь лишь к мысли, которая регулярно возобновляется в обсуждении. Это вопрос об отношении И. к status quo. Есть предположение, что неудовлетворённость этим самым статусом является постоянной чертой интеллигенции. Более того - это вменяется в нравственную обязанность И. Как? Пойдёт? В инварианты? Crusoe Тема: NN NN Тема: Status qui pro quo Наблюдение. Выражение status quo не вполне точно истолковывается как "наличное положение дел" - по крайней мере для русского языка. У нас оно приобрело дополнительные оттенки значения: оно подразумевает достаточно продолжительное и - главное - подтверждённое неким высшим авторитетом положение дел. Именно наличие такого высшего подтверждения и и позволяет удерживать status quo достаточно долго, противополагая его размывающему воздействию времени. С другой стороны, возникновение определённой стабильности, способной противостоять этому воздействию, побуждает к принятию сложившегося положения дел, признания status quo. Так вот: неудовлетворённость, движущая эволюцией и присущая всем, охватывает вообще любые положения дел. Я же имею в виду сомнительность для И. положений дел, как раз утверждённых внешним авторитетом; даже при внешней привлекательности его он должен изыскивать возможность его улучшения. Причём такое отношение - не просто констатация факта, но часть кодекса, то, что вменено в обязанность И. Что же касается абстрактных мотиваций этого отношения - тут мы возвращаемся к уже обсуждавшейся склонности "торговца знаниями" генерализовать некоторые доступные ему истины, применяя их и там, где можно было бы обойтись и обычным здравым смыслом. Я, конечно, понимаю, что вы склонны относить к И. лишь тех, кто излишне самоуверен и неэффективен в этой своей склонности - но та же любовь к обобщениям, к упорядочению мира движет и вполне эффективным учёным... С удовольствием прочитаю Ваш письменный (в смысле - в письме) ответ на мои ночные маргиналии :) Crusoe Давайте уточним. Какой внешний авторитет - Плеханов, Пушкин, Чайковский или Столыпин? Научный, религиозный, административный, литературный,... По-моему, есть разница в отношении. NN Тема: Авторитет В разных сферах обществ. деятельности степень и направленность активности И. разная, конечно. Crusoe Я полагаю, что в кодексе явно может быть прописано фрондёрство по отношению к любой, современной И. светской власти. Нигилизм к религиозным авторитетам вторичен и не столь инвариантен, он проистекает из рационализма И., принятого за единственно верный способ познания мира. Более того, обращение к религии служило в недавние времена способом фронды при властях, декларирующих атеизм. Как только нужда в таком выражении непослушания отпала, И. сняли с себя кресты и превратилась в атеистов. То есть, отрицание авторитета власти светской прочнее отрицания авторитета властей духовных, религиозных. NN А не в том ли дело, что власти духовные некоторое время были как бы и не власти, точнее, власти, но - для своих. Не для всех. Хошь - подчиняйся, хошь - так ходи. А вот когда возникло опасение (подчеркну: опасение, не опасность), что священников введут вместо политруков и секретарей по идеологии - началась фронда? То есть И. склонен критиковать те структуры, которые обладают реальной властью - вспомним Толстого, который был в равной, если не большей степени неудобен официальной церкви, нежели государству как таковому. Crusoe Наверное Вы правы. В Росии, Церковь никогда властью не была, она была носителем традиций, которые у нас сильнее законов. То есть Православная Церковь - реальная власть традиции, похоже, что это входит в то, что мутно называли "мещанством". Но на фоне мощи светской власти, духовные власти до 1917 года оставались мишенью не главной, второстепенной. А после октября 1917 года, пока И. отождествляла себя с властью светской, Церковь стала мишенью №1 и И. кинулась в бой, громить религию. Луначарский тому превосходный пример. Но уже в 30-е, направление главного удара опять изменилось - вспомним историю с запретом "Богатырей" Д.Бедного. NN Тема: Церковь и власть Crusoe "Соборное уложение" - светский документ. Crusoe Тема: NN ++ NN Тема: Какие обиды? Про интеллектуальную распущенность - она вообще обычна для креативной инт. деятельности - на уровне создания моделей, целостных образов; затем нужно углубляться в детали - или оставаться дилетантом... Не сделать ли очередной промежуточный итог? Допустим, такое описание: интеллигент - человек, считающий своим нравственным долгом служить идеалу разумно устроенного общества, являющийся носителем такого идеала и соотносящий с ним окружающую действительность и своё собственное поведение? Показательная сводка мнений: http://www.inauka.ru/history/article35266 Зануда Тема: ++ интеллигент - человек, NN Тема: бен-Ладен не пройдёт Вообще разумно устроенный - вовсе не такая безобидная часть определения, как кажется... Crusoe Тема: NN А я моральный кодекс И. нашёл! Он напечатан, издан и... широко известен. Написал его И.Тургенев и называется он - угадайте! Навеяла Ваша ссылка... Зануда Тема: Крузо, дык.... NN Кодекс - уж не "Гамлет и Дон Кихот" ли? Про Пол Пота - слишком мало знаю: насколько образован и бескорыстен? Хрущёв - если как пограничный случай ("сельский интеллигент"); прочие - конечно. Скрипс Тема: Пол Пот NN Тема: Пол Пота Crusoe Точно. И И. загадочным образом соединяет в себе их обоих. Но при столь обобщающем определении, этос И. становится весьма обширен: от Пол Пота до прыщавой курсистки, радеющей "за народ". Этак мы повторим казус Милюкова: он в И. включает некое "ядро", Бердяев же имеет в виду периферию, окрестности этого ядра. Так вот и дискутировали... Один о Белинском, второй о курсистках. NN Тема: Полпотная курсистка Что же касается проблемы интеллигентности Пол Пота - ведь любая нравственная оценка (а для интеллигента "разумно" - это оценка нравственная) существует благодаря сообществу, эту оценку производящему. Стало быть, если бОльшая часть интеллигентов (за всё время их существования) сочтут действия Пол Пота не отвечающими идеалу разумного мира - он будет извергнут из славных рядов. Crusoe Здесь так: этосу, как образу жизни, разумеется всё равно - будет ли в нём курсистка с Пол Потом или вообще никого. Но нам-то нужны некие определения, имеющие и прикладное значение; этакое мерило для определения понятия И. - или несколько мерил, если этос И. распадается на подэтосы: И. подвида "Пол Пот", И. подвида "курсистка"... Далее, Пол Пот не отвечает инварианту №2 - он не стал сам себе в оппозицию, став реальной силой, реальной властью. И, наконец: предположим, что любая нравственная оценка существует благодаря сообществу, эту оценку производящему. Но: отвержение большинством голосов, как я предполагаю, И. - что слону дробина, ибо он и Бога-то не признаёт, а не то что результатов голосования... Да и рациональное обоснование правоты Пол Пота найти нетрудно - было бы желание, в вербальном мире всяко лыко в строку. Заявим, например, что он занимался прикладной евгеникой. Или действовал, сообразуясь с теорией Мальтуса. И пожнём рукоплескания курсисток. NN Тема: Без руля и без мерил Оппозиция к себе - дело многовариантное. Склонные к интроверсии властные особы всё более загамлечиваются, терзая себя нравственными мучениями; экстраверты же, видимо, начнут оппонировать друг другу - оставаясь во власти (пока лесник не придёт...). Опять же ничего не могу сказать о Пол Поте... Насчёт отвержения большинством голосов - а как же излюбленное оружие внутриинтеллигенстких разборок - бойкот? А критерии разумности всё же меняются время от времени... То есть не всякая рационализация принимается как нравственно допустимая. Тут приходится ещё потрудиться, подоказывать... Да, собственно что сказать-то хотел - надо установить отношение числа действий, обладающих структурой И., к общему числу действий человека - и по мере приближения показателя к единице судить о мере его интеллигентности... Grrub Тема: И.! NN Тема: Доля цитат А то, что Лихачёв "цитировал своё" - весьма большое преувеличение. Он, конечно, говорил то, что сам продумал - но источником могли быть и вполне чужие мысли (собственно, чем образованнее человек, тем менее он склонен полагать свои мысли своими). Штука именно в том, что он считал свои утверждения разумными. NN Тема: Гамлет и Дон Кихот Скрипс Тема: И.!? Да! И блюсти соответствие индивида вышеперечисленным критериям должны не интеллигенты, а личности цельные, не подпадающие под определение И. ни по одному из пунктов 1-4. А то что же это получается?! Интеллигент - это человек, изгнанный из сообщества интеллигентных людей за интеллигентность?? "Чтобы понять, что такое жизнь, мы, врачи, должны всесторонне исследовать явление смерти." (с) Хармс Grrub Угу. И сказать блондину, что он блондин имеет право только лысый от рождения. Скрипс Не сказать (обозвать), но дать определение блондина. В сообществе, заселённом сплошь блондинами, трудно разработать такое определение. (с)"Блондин - это неудавшийся брюнет" Забавно, что термин "И." имеет сейчас ругательное значение как среди людей интеллигентных, так и не- интеллигентных. Но - разное значение. А вот термин "интеллигентный человек" ругательством не является. По крайней мере вызывает гораздо меньше подозрений. Скрипс +++отказаться от использования в определении душевных свойств+++ Отчего же! Другое дело - кто и как их будет оценивать. На ум приходит известная шутка о трёх кандидатах на выборную должность; на каждого предлагается некоторая объективка. На первых двух - пробы негде ставить, а третий - весь из себя положительный. Третий - это Гитлер, а первые двое - Рузвельт с Черчиллем. Grrub В том-то и дело, что мне кажется негодным определение, зависящее от "определятеля". NN Тема: Вненаходимость Такая аналогия. Как узнать, на каком языке говорит данный человек? Нужно спросить того, кто владеет языком данного человека и языком вопрошателя. Никаких более объективных критериев не придумаешь. Неизбежную подозрительность мнения эксперта можно преодолевать только другими мнениями экспертов. А любая "объективированная" система, заряженная в книгу или машину, будет лишь формализацией мнения экспертов. С этосами то же самое. Определить, имеют ли действия конкретного человека ту или иную структуру, может лишь тот, кто способен аналогичным образом организовать свои действия. Он не обязательно должен всегда это делать - но в принципе это делать он может. Совсем же посторонний человек, в сущности, ничего и не сможет сказать - кроме слишком уж остранённого... Crusoe Тема: NN Не попробовать ли указать в определении, что соотнесение идеала с действительностью производится И. с точки зрения презумпции невиновности идеала? NN Тема: Идолы и идеалы Crusoe Наблюдения за жизнью этоса дают следующее: И. непрерывно полируют свои
идеалы в непрерывных спорах друг с другом, используя в аргументации отрывочные
факты из общественной жизни. Получив власть реализовать идеал, демонстрируют: NN Тема: Я о другом Crusoe Такая проверка - неотъемлемая часть рационального мышления, "Подвергай
всё сомнению". Мне кажется, что это просто Кредо любого И. NN Тема: Но если так - Crusoe Исходя из той же теоремы о неполноте. Формируя некое труднодоказуемое утверждение, мы можем: - полагать, что наткнулись на нечто, требующее выхода в более развёрнутую
систему аксиом; И это часть рационального мышления... NN Тема: Мож я чего не понял Crusoe Речь шла о догматизме И. - несоответствие реального мира идеалу он, похоже, относит к несовершенству окружающего мира, но не к ущербности идеала. А как он себя при этом ведёт - вещь индивидуальная, хотя и достаточно воспроизводимая в большинстве случаев. NN Тема: Ага С другой стороны - а зачем вообще нужен идеал, который будет полностью соответствовать реальному миру? Это будет простым отображением реальности в сознании - коллективном или индивидуальном. А для действия - и даже для ориентировки - такого отображения, по-моему, всё же маловато... Crusoe В том то и дело, что мыслить рационально и иметь идеал - противоречивые вещи. На путях только рационалистического мышления недостижимо создание модели гармоничного общества, то есть метод убивает цель. А цель сопротивляется... NN Тема: Рациональные идеалы Скрипс Тема: рациональный идеалист Crusoe Давайте определим понятия - настала пора это сделать - "идеал," "рационально/разумно устроенное общество," "гармоничное общество" - что мы под этим понимаем? Я думаю, что многое прояснится после определения этих понятий. NN Тема: По понятиям С другой стороны, есть понятия, которыми мы оперируем как собственными инструментами, признавая их бОльшую объективность (в рамках обсуждения). Прежде всего, это понятие "идеал". Я называю идеалом абстрагированный образ желательного состояния, который существует продолжительное время (след., воспроизводится, поддерживается и трансформируется носителем идеала), побуждает носителя (носителей) идеала к тем или иным действиям, направленным на изменение наличной ситуации (независимо от ноправления этих изменений), и при этом является критерием успешности-неуспешности этих действий. В рамках действия идеал выступает как конечная цель; однако он может быть отделён от действия, сохраняясь в различных объективированных формах - текстах или изображениях. Скрипсу: спасибо за информацию. NN Тема: анимация Crusoe Возвращаясь к И. - вопрос о соотнесении реальной и умозрительной модели общества кажется мне принципиальным: достаточно ли инварианта №2: (И. склонен критиковать те структуры, которые обладают реальной властью на данный момент времени) для описания действий И. до обретения этосом той самой реальной власти и для описания действий И. после её обретения? Не будучи у власти, И. активно ищет и предлагает ответы на 2 известных вопроса: "Кто виноват" и "Что делать." Виноватыми в общественной неустроенности полагаются власти и темнота народа: первым адресуется критика обвинительного характера, второго порицают и/или жалеют. Ответом на второй вопрос предлагается та или иная схема общественного устройства, то есть умозрительная конструкция "разумного общества." Отвечая на второй вопрос, И. критикует иные конструкции, выдвигаемые, в том числе, и иными представителями этоса И. Периодически, тот или иной И. либо целые группы И. меняют платформу и переходят к иной (иногда диаметрально противоположной) концепции "разумного общества," то есть проявляют самокритичность. Итак, на этапе отстранённости от власти, И. проявляет критическую составляющую
поведения, направленную против: властей, оппонентов из этоса И., направленную
против себя самого и конструктивную составляющую - предложение модели
"разумного общества." Можем ли мы представить себе И. без какого-либо
из 2-х компонентов? Что происходит после обретения И. власти? Поведение остаётся прежним: критическая и конструктивная составляющая. Оставим в стороне изменение целей и методов критики; что кажется важным: критика оппонентов становится явно избыточной если рассматривать её как метод, помогающий созидать. Похоже, что созидание существует само по себе, а критика - сама по себе, её острота, методы и (что самое забавное) создание И. искусственных оппонентов вместо устранённых старых явно превосходит нужды строительства нового общества и простирается в суицидальные области. Похоже, что инвариант №2 действительно инвариант: И. может созидать, не созидать, строить умозрительные модели, не строить их - но критицизм просто обязателен. И., похоже, таинственным образом ставит в рациональном мышлении на первое место его критическую составляющую. Но: я бы подверг сомнению инвариант №1 - бескорыстие, ибо желание власти - тоже корысть. Является ли стремление к власти и желание её удержать типичным для И.? NN Тема: И. у власти Насколько я могу наблюдать, существует один-единственный "этичный" (с точки зрения И.) мотив борьбы за власть (точнее даже - принятия власти): "Если не я(мы), то будет совсем плохо". При этом, как правило, И. склонны доверять непосредственные управленческие функции "администраторам" - людям, не только умеющим, но и любящим управлять (они при этом воспринимаются И. как не совсем правильные); хотя И. может занимать и высшие посты в иерархиях - но подобно английской королеве. Правит, но не управляет. Crusoe Действительно, как И. попадает во власть? Как мне кажется, для И. есть
2 пути: парламентский и путь подставного лица. Впрочем, второй путь, похоже,
камуфлируется для И. режиссёрами спектакля под первый. Так или иначе,
на пути во власть И. проявляет настойчивость и целеустремлённость: при
появлении чего-то, похожего на парламентаризм он активно стремится попасть
и переизбираться в парламент и чувствует себя там достаточно комфортно.
Но реальную власть И. обретает после каких-либо событий, обрушивающих
власть прежнюю. Парламентские игры И. в спокойные времена можно (и должно),
конечно, вывести из зуда критицизма: тёплое место, самим Богом отведённое
для словесных упражнений. Но вот взятие реальной власти после (или во
время) разрушительных потрясений заслуживает пристального внимания. Действительно
ли И. столь склонна к самонадеянности и героическому самопожертвованию?
Или всё-же просматривается иной мотив? NN Тема: Козлы-бюрократы Crusoe Тема: И. и управленец NN Тема: И. в революции Ситуация же авторитарного или силового решения в целом для И. подозрительна, то есть требует Высшей Санкции (Бьют женщину! или Отечество в опасности!). Революция, да и любой кризис, может стать такой санкционирующей ситуацией. В этом случае те, кто не попал во власть лишь по недосмотру самой власти (см. выше), оказываются готовы на действия - но вместе с ними у власти оказываются и те носители того же проекта, которые продолжают воспринимать своё положение как ситуацию "свободного обмена мнениями". И, разумеется. через короткое время из власти уходят - или вылетают... |
К семинарам | |
В Отходы | |
ABC-лист | |
Знания здесь! | |
На форум | |
Послать NN | |
Новенькое: 5.02.2005
30.10.2004 3.11.2003 24.10.2003. Продолжение
Пополнение 21.10.2003. Продолжение семинара по интеллигенции 18.10.2003. На форуме размещены анализы стихов М. Цветаевой и Н. Гумилёва 15.10.2003. Размещено обсуждение работы по "Левше" с форума "ГПР" 10.10.2003. Продолжение пособия по анализу текста. Разделы "Когда всё это кончится" и "Сюжеты бывают всякие". 1.10.2003. Открыт дискуссионный; лист - рассылка, в которую может писать любой подписчик. Хотите попробовать? Мыло на полку (см. внизу)! 19.08.03. Открыт семинар по Шкловскому 19.04.03. И еще одно пополнение "Отходов" - "Эпитеты в "Машеньке" Набокова" 16.04.03. Пополнение в "Отходах" - реферат по эпитетам 10.04.03. Обсуждение на форуме стихов Бродского Несколько новых ссылок 31.03.03. Опубликована работа о геометрии поэтического мира Иосифа Бродского |