КЛАССИЧЕСКИЙ ДЕТЕКТИВ: ПОЭТИКА ЖАНРА |
хрестоматия || дополнительная литература || теория литературы / поэтика || ссылки || детектив на www || свои работы || о проекте || об авторе || послать письмо |
Новости сайта4.05.2005 В разделе Дополнительная литература новые аннотации на статьи и рецензии Н.Галь, Г.Лавкрафта, Г.Пилиева, С.Кузнецова, М.Хоста с соавторами, Л.Данилкина, В.Токмакова и других авторов. В разделе Теория литературы/Поэтика глава "О соотношении между содержанием и средствами музыки" из книги Л.Мазеля "Вопросы анализа музыки". В разделе Детектив на WWW новые ссылки на детективы Б.Акунина, С.Ван Дайна, Д.Д.Карра, А.Милна, Э.Рампо, П.Шестакова.
|
ХрестоматияАркадий Адамов Разговор на берегу. Как писатель, А. Адамов не имеет никакого отношения к детективу - написанные им книги целиком и полностью укладываются в рамки "полицейского производственного романа". (При чем этот термин используется не для обозначения особого жанра, а представляет собой оценочную категорию - если какой-либо роман называют "полицейским" или "производственным", значит его не расценивают как "настоящую литературу".) Поэтому основная часть его книги занята рассуждениями о проблемах преступности и об их отражении в "романах о преступниках". Но, как читатель, Адамов, видимо, на самом деле любил детектив, и поэтому в первых главах своей книги он довольно интересно рассказывает о классиках этого жанра. "...надо остановиться на оригинальной форме, которую выбрал Коллинз для своих романов. Это рассказы "от первого лица" многих персонажей. Форма эта, на мой взгляд, чрезвычайно трудная. ...Преимущества такой формы очевидны: необычайно ярко, как бы изнутри, раскрываются характеры действующих лиц, повествование оживляется, приобретает своеобразный динамизм, свежесть, какие-то новые, неожиданные краски. Кроме того, этот прием позволяет придать повествованию дополнительную загадочность, ибо часто один из рассказчиков не знает того, что знает и потом сообщит другой". Предупреждение: В тексте раскрываются сюжеты романов У. Коллинза "Женщина в белом" и "Лунный камень", а также некоторых рассказов Э. По, А. Конан Дойля и Г.К. Честертона.
Г. Альтшуллер Шерлок Холмс и ТРИЗ Работа выдающегося ученого - нашего соотечественника - Г.С.Альтшуллера (1926 - 1998), разработавшего замечательную теорию решения изобретательских задач (ТРИЗ). Была издана в Баку в 1978 году как пособие для преподавателей ТРИЗ в виде пятистраничной брошюрки. "Человеку, знакомому с ТРИЗ, сразу бросается в глаза много общего между ТРИЗ и принципами, на которых основана работа Холмса. В частности, почти в каждом рассказе обнаруживается четкое криминалистическое противоречие, нередко подобное по форме физическому противоречию, например: человек здесь есть, поскольку он не мог исчезнуть из этого помещения, и человека здесь нет, поскольку все присутствующие - другие люди (рассказ "Человек с рассеченной губой"). Наверное, нужна специальная работа по сравнительному анализу ТРИЗ и теории Холмса. Такая работа может оказаться весьма полезной при построении общей теории сильного мышления".
Эрих Анушат Искусство умозаключений Шерлока Холмса в детективных романах В данной работе немецкого автора, впервые переведенной на русский язык в 1927 году, представлен взгляд на детектив криминалиста-практика. И взгляд этот вполне уважительный. В отличие от литературных критиков, часто укоряющих писателей, которые работают в этом жанре, за "оторванность от жизни", надуманность загадок и якобы бесполезную в реальных расследованиях приверженность к логическим "дедукциям", автор книги ставит в заслугу детективу именно его любовь к логическим рассуждениям и неистощимую изобретательность в конструировании самых фантастических способов преступлений. Э.Анушат считает, что Шерлок Холмс и его коллеги сделали для прогресса криминалистики больше, чем многие теоретики, работавшие в этой области. "Мое требование, чтобы криминалист соблюдал законы логики, чтобы он научился последовательно мыслить, далеко не ново и относится к древнейшим временам; оно встречается в старинных по уголовным делам рукописях, но никто никогда не обращал никакого внимания на это обстоятельство. Вопрос этот был выдвинут внезапно, и толчок к этому был дан авторами романов" Предупреждение: В этом тексте раскрываются сюжеты рассказа Э.По "Убийство на улице Морг" и нескольких рассказов А.Конан Дойла.
О. Ю. Анцыферова Детективный жанр и романтическая художественная система Основной тезис автора: жанр детектива возник в лоне романтизма и по сей день несет в своей структуре генетические черты породившей его художественной системы. "Новелла и роман, построенный по принципу новеллы, оказываются наиболее подходящими для процесса разгадывания детективной загадки".
И.А. Банникова О стилистическом контексте детектива и методах его исследования и приложения В статье рассматриваются возможности стилистического анализа детективов и связанных с ними "вторичных текстов" (включая и рекламу детективов). К сожалению, автор относит к наиболее ценимым читателями признакам детектива такие, как "напряженное ожидание (саспенс), недоговоренность, резкие повороты сюжета, развязка на последних страницах". (Вряд ли их можно считать признаками именно детектива, все они присущи любому "остросюжетному" повествованию и наиболее характерны для бульварного романа). Отсюда и поразительный вывод автора статьи о том, что сегодня "детективная литература переживает период расцвета". Увы, но в действительности ничего подобного не наблюдается. Как пишет сама И.А.Банникова: "Прилавки пестрят обложками с именами одних и тех же авторов, работающих по одним и тем же шаблонам. Декодировать такие "произведения" ни к чему: заглавия... достаточно полно оповестят вдумчивого читателя, что на чтение не стоит тратить времени".
Н. Берковский О советском детективе Статья известного советского литературоведа Н. Я. Берковского впервые была опубликована в 1927 году. Непосредственным поводом для ее появления был роман А. Толстого "Гиперболоид инженера Гарина", который Берковским оценивается как неудачный ("мало логики, много мелодрамы"). Но этот роман служит автору статьи лишь отправной точкой для рассуждений о детективном жанре. "По существу детектив - игра в научное исследование. ... Специфична для детектива именно его чисто логическая динамика. Детектив "сентиментален" в очень малой степени. Читателю предлагают стлаться вслед сюжету не столько чувством, сколько мыслью.
Хорхе Луис Борхес Детектив "В нем [Эдгаре По] - первоначало двух явлений, которые кажутся далекими, а на самом деле близки. Одно - это понимание интеллектуальных истоков литературы, другое - жанр детектива. ...в основе детектива лежит тайна, раскрываемая работой ума, умственным усилием. ...Сегодня детективный жанр переживает... упадок. Он стал реалистическим и рассказывает о насилии... Интеллектуальные истоки детектива забыты" Предупреждение: В этом эссе раскрываются сюжеты рассказов Э.По "Убийство на улице Морг", "Похищенное письмо", Честертона "Человек-невидимка" и романа Г.Леру "Тайна желтой комнаты".
Хорхе Луис Борхес О Честертоне Основная тема эссе - роль мистики, ужаса и кошмаров в творчестве Честертона, но попутно Борхес высказывается и о детективе. Говоря о том, что в каждой из новелл о патере Брауне объясняется (с помощью только разума) некий необъяснимый факт, Борхес очень метко замечает: "Авторы детективных романов обычно ставят себе задачей объяснение не необъяснимого, но запутанного".
Хорхе Луис Борхес Роже Каюа "Детективный роман" Небольшая рецензия на книгу Р. Каюа, которую Борхес в целом оценивает положительно. "Даже в предельно посредственном, наихудшем детективном романе есть завязка, сюжет и развязка. Современную литературу затопили чувства и проповеди, несообразности и признания; детектив воплощает порядок и необходимость выдумки".
Бертольт Брехт Замечания по поводу детективных романов "Всегда будут люди, которым для их формалистических потребностей нужен как средство сопротивления материал, то есть содержание, но гораздо здоровее обретать для своего материала сопротивление в форме. Полезно, таким образом, культивировать схему. Подобной здоровой схемой в наше время, кроме оперетты и ревю, из художественной продукции более высокого ранга обладают, вероятно, только детективные романы".
Бертольт Брехт О популярности детективного романа Сжатое и убедительное изложение принципов построения детектива. "...широкие массы... все еще предпочитают психологический роман, а детективный роман поднимается на щит лишь одной... группой знатоков. Однако у них чтение детективных романов приняло характер и силу привычки. И это привычка интеллектуальная". Брехт предлагает оригинальную причину популярности детективных романов у современной ему интеллигенции: "Само положение интеллигентов, которое определяется тем, что они объект, а не субъект истории,- и формирует то мышление, которое они могут с удовольствием применить при чтении детективного романа".
С. С. Ван Дайн Двадцать правил для писания детективных романов Один из известнейших "кодексов", описывающих основные требования к литературному произведению, которое претендует называться "детективом". Автор не стремится жестко очертить границы детективного жанра, исходя из незыблемых теоретических постулатов, его "Правила" - лишь набор практических советов, которые, хотя и не гарантируют успеха, но позволяют избежать многих грубых ошибок при осуществлении желания написать "настоящий детектив". Рассматривая "Двадцать правил" в таком ракурсе, можно сказать, что большинство из них довольно хорошо совпадает с нашим (читательским) интуитивным представлением об "идеальном детективе". "...создаются детективные романы по строго определенным законам - пускай неписаным, но тем не менее обязательным. Каждый уважаемый. и уважающий себя сочинитель детективов неукоснительно соблюдает их. Итак, ниже сформулировано своего рода кредо детективщика, основанное отчасти на практическом опыте всех больших мастеров детективного жанра, а отчасти на подсказках голоса совести честного писателя".
Николай Вольский Загадочная логика. В книге дано наиболее полное на сегодняшний день, последовательное и философски обоснованное изложение теории детективного жанра. "...детектив дает читателю редкую возможность воспользоваться своими способностями к диалектическому мышлению, применить на практике (пусть и в искусственных условиях интеллектуальной забавы) ту часть своего духовного потенциала, которую Гегель называет "спекулятивным разумом" и которая, будучи присущей каждому разумному человеку, почти не находит применения в нашей обыденной жизни". Предупреждение: В книге раскрываются сюжеты некоторых рассказов Конан Дойля о Шерлоке Холмсе.
Н. Вольский Загадка Агаты Кристи Речь в статье идет об интересной загадке, скрытой в тексте рассказа Агаты Кристи "Мотив против возможности" (1932), и о загадочном поведении писательницы, которая на протяжении сорока с лишним лет не выдавала читателям тайну своего рассказа. "Рассматриваемый в том виде, в котором мы его читаем, рассказ нельзя отнести к числу тех шедевров, которые создали писательнице репутацию мастера детективных загадок, но его нельзя считать и беспомощной халтурой; он профессионально построен, но неинтересен. И все же в этом рассказе есть нечто, отличающее его от великого множества других детективов, прочитав которые на сон грядущий, вряд ли можно вспомнить их сюжет на следующее утро. Как я постараюсь показать далее, это рассказ с двойным дном. Именно это привлекает к нему внимание". "...мою статью можно рассматривать как обращенный к любителям детективов призыв поломать голову над этой загадочной историей".
В.В. Воробьев Принципы Шерлока Холмса Страница сайта, автор которого - специалист в области теории решения научных задач (ТРНЗ) "Эта страница содержит цитаты из всех произведений Артура Конан Дойля о Шерлоке Холмсе. В приведенных ниже 105 цитатах содержится все, что было написано о системе сильного мышления и методах работы Шерлока Холмса. Поскольку цитаты вырваны из контекста, в некоторых случаях пришлось их изменить, однако это не повлияло на их смысл. Рассказы и повести о Шерлоке Холмсе можно рассматривать как первую в истории публикацию по проблеме сильного мышления".
А. Вулис Поэтика детектива В статье известного советского литературоведа не содержится каких-либо значительных открытий в области теории детектива. Сам автор определяет свою работу как "попытку бегло охарактеризовать некоторые аспекты поэтики детектива". И тем не менее, благодаря тому, что автор остро чувствует специфику жанра, эта статья представляет собой, редкое в отечественном литературоведении, ясное и толковое изложение вопросов, связанных с сущностью детектива, и содержит множество интересных деталей и тонких наблюдений. "...детектив, когда нарушаются законы жанра, с такой стремительностью "теряет свое лицо", что попросту перестает быть самим собой, делаясь чем-то другим". Предупреждение: В статье раскрываются сюжеты романов П. Шестакова "Через лабиринт", Эллери Квина "Корень зла", А. Кристи "Загадка Эндхауза" и "Убийство Роджера Экройда".
А. Вулис "Типология" приключений В этой главе отражена попытка автора создать рациональную классификацию жанров, которые интуитивно воспринимаются как явно различные, но в то же время близкие друг к другу. Попытка, не приведшая (как мне кажется) к положительному результату, но, тем не менее, любопытная. "Вывернуть наизнанку результат того, что случилось, вывести из цифры уравнение, которое ее породило, из шахматной позиции предыдущие ходы, короче говоря, разгадать детективную тайну - такая задача требует ума, ума и ума. Потому что единственное оружие против тайны (если понимать ее рационалистически) - анализ. Под таким углом зрения детектив - своеобразный антипод авантюры. Или, иначе, авантюра ума в поединке с авантюрой действия". Предупреждение: В тексте раскрывается сюжет рассказа А. Конан Дойля "Союз рыжих".
А. Вулис Тайна В начале автор высказывает совершенно верное понимание "тайны" как художественной категории (см. нижеприведенную цитату), а затем смешивает ее с тайной сберегательного вклада, то есть с тем, о чем просто отсутствует информация. Это приводит к теоретической запутанности всех рассматриваемых вопросов и даже к появлению такого странного жанра как "детектив нараспашку". При этом неспособность четко отдифференцировать "тайну" от всех прочих "незнаний" остро ощущается автором, и отсюда его многочисленные оговорки. "...тайна - не любой, а романтический дефицит нашего знания. Это "кусок" метафоры, намек - и отсутствие под рукой удовлетворительного, рационального объяснения. Это непременное участие чуда в альтернативной мотивировке происходящего". Предупреждение: В тексте раскрываются сюжеты романа А. Кристи "Загадка Эндхауза" и ее пьесы "Мышеловка".
А. Вулис Он создал лучший детективный роман всех времен и народов В послесловии к роману У.Коллинза "Бедная мисс Финч" (произведении, которое детективом не является) автор говорит об огромной и, по-видимому, недооцененной литературоведами роли Коллинза в становлении детективного жанра. "Образ Коллинза, сколь ни парадоксально, всего отчетливей видится на фоне будущего. ...он живет по сей день не только своими романами - хотя и романами! - сколько - и прежде всего - литературно-теоретическими открытиями".
Александр Генис Закон и порядок. Мой Шерлок Холмс "Цивилизация, которая ненароком отразилась в сочинениях Конан Дойла, достигла зенита своего самоуверенного могущества. ...Эпоха Холмса - редкий триумф детерминизма, исторический антракт, счастливый эпизод, затерявшийся между романтической случайностью и хаосом абсурда. Если преступление - перверсия порядка, то оно говорит о последнем не меньше, чем о первом. Читая Конан Дойла, мы подглядываем за жизнью в тот исключительный момент, который кажется нам нормой". Предупреждение: В этом эссе раскрываются сюжеты рассказов Конан Дойля "Союз рыжих" и "Голубой карбункул".
Александр Генис Явление героя В первом эссе точно выбранный угол зрения позволяет автору дать оригинальный и убедительный "психологический портрет" детектива. Во втором - "Поиски жанра", где сравниваются детектив и фантастика, - автор пытается опровергнуть сам себя, повторяя чужие, в конечном итоге, банальности по поводу "современного искусства", которое своей бессвязностью и невразумительностью якобы выражает хаос нашей реальной сегодняшней жизни. "Выродившийся космос просветительского, романтического и реалистического романа наделил детектив своей энергией, но не способностью к продолжению рода. Поэтому хороший детектив всегда должен сохранять хронологическую дистанцию между читателем и героем. Этот ностальгический жанр - пришелец из мира иной психологии".
А. Гозенпуд Детективная драма Автор описывает как общие мотивы и стандартные сюжетные конструкции, которые характерны для пьес детективного содержания, так и конкретные произведения наиболее известных авторов, работавших в этом жанре в 40-е и 50-е годы ХХ века. Наибольшее внимание он уделяет пьесам А.Кристи. В качестве важной тенденции развития детектива вообще, и детективной драмы в частности, автор отмечает их быстрое сползание на уровень триллера, рассчитанного на грубые эффекты внеэстетического характера. "На смену классическому детективу пришел "черный детектив" - триллер, суспенс, приобревшие массовое распространение. ...Эти пьесы и романы воздействуют на нервы зрителя и читателя самыми грубыми средствами, прежде всего изображением акта убийства. Ранее зритель и читатель воспринимали события глазами детектива, теперь - глазами преступника. С переменой точки зрения наступило этическое и эстетическое обесценение жанра". Предупреждение: В этой работе раскрываются сюжеты произведений А.Кристи "Убийство в восточном экспрессе", "Убийство Роджера Акройда", "Убийство на Ниле", "Черный кофе", "Свидание со смертью", "Десять негритят", "Мышеловка", "Нежданный посетитель", "Свидетель обвинения", "Паутина", Д.Поплевелля "Смерть в девять часов" и "Прелестная преступница", Д.Дюморье "Ребекка".
Антонио Грамши О детективном романе Заметки основателя коммунистической партии Италии, считавшегося видным теоретиком марксизма, можно рассматривать как образец "марксистского" анализа детективного жанра. "...новеллы об отце Брауне представляют собой "апологию" католицизма и римского духовенства, воспитанного в духе познания всех извилин человеческой души путем использования исповеди и своей роли исповедника, духовного руководителя и посредника между человеком и божеством, как противопоставление "научности" и позитивистской психологии протестанта Конан Дойля".
Детектив "От других форм художественной литературы детектив отличается тем, что в основе его сюжета лежит загадка. Обычно это преступление, но внимание читателя приковано скорее к загадочным обстоятельствам дела, нежели к самому преступлению".
Артур Конан Дойл [О Шерлоке Холмсе] Отрывки из мемуарной книги, в которых писатель вспоминает об обстоятельствах появления на свет Шерлока Холмса и прочих событиях своей жизни, связанных с этим героем. Интересно, что цикл рассказов о Ш.Холмсе был сознательно задуман автором как "литературный проект", рассчитанный на долгосрочный публичный успех. В приложениях к этому тексту даны отрывок из книги "За волшебной дверью", в котором Дойл высказывает свое мнение об Эдгаре По, и письмо в редакцию газеты, связанное с участием писателя в поисках пропавшей Агаты Кристи. "Габорио сильно привлекал меня тем, как он умел закручивать сюжет, а проницательный детектив месье Дюпен Эдгара По был еще с детства одним из моих любимых героев. Не смогу ли я привнести что-то свое? Я подумал о своем бывшем преподавателе Джо Белле... Будь он детективом, он непременно привел бы это завораживающее, но неупорядоченное дело к чему-то близкому точной науке. Попробую, смогу ли добиться подобного. В реальной жизни это, безусловно, возможно, так почему бы мне не попытаться осуществить это в литературе? Конечно, очень легко написать, что какой-то человек умен, но читатель хочет видеть тому примеры - такие, как Белл каждый день преподносил нам в больничных палатах. Меня увлекла эта идея".
Славой Жижек Два способа избежать реального в желании В книге автор ставит себе задачу прочтения "самых утонченных теоретических построений Жака Лакана параллельно с и через образчики современной массовой культуры", и в связи с этим касается некоторых проблем детектива. В частности, он проводит параллель между психоаналитической процедурой и расследованием преступления в детективе. Несколько запутано, но тем не менее интересно. "Самый знаменитый пациент Фрейда, "Человек с волками", вспоминает, что Фрейд регулярно и внимательно читал рассказы о Шерлоке Холмсе - не для развлечения, но именно из-за параллели между ретроспекцией сыщика и аналитика". Предупреждение: В этой работе раскрываются сюжеты рассказов А. Конан Дойля "Пестрая лента" и "Союз рыжих", романа А.Кристи "Азбука убийства", рассказа Адриана Конан Дойля и Дж. Д. Карра "Хайгейтское чудо" и рассказа Р. Чандлера "Красный ветер"
Наталия Зоркая Проблемы изучения детектива: опыт немецкого литературоведения Автор не высказывает прямо своего мнения о рассматриваемых ею литературоведческих работах, однако из ее обзора достаточно ясно видно, что в немецкой науке преобладает отсутствие интереса к сути изучаемого ею детективного жанра. Цитируемые литературоведы изучают что угодно и под каким угодно углом зрения, но не обращают внимания на эстетическое удовольствие, получаемое читателями при чтении детективов, и соответственно, не интересуются тем, что вызывает у читателей эту эмоцию. И всё же у отдельных представителей этой науки можно найти верные и интересные суждения о поэтике детектива. "...временная проблематизация привычного порядка вещей (эффект остранения) является важнейшим социально-психологическим механизмом успеха детективного жанра. В процессе чтения читатель как бы переживает маленький кризис своей "модели мира" (но при этом, как правило, зная, что она будет восстановлена)..."
Елена Иваницкая Комбинаторика возможных событий Интервью с Леонидом Юзефовичем, автором отличной книги "Самодержец пустыни", который помимо прочего пишет и детективные романы. Основная часть интервью посвящена вопросам, с детективом не связанным. Но в конце Л. Юзефович очень интересно высказывается по поводу этого жанра: "Откуда берется интерес к детективу, кажется, понимаю. Это явление чисто европейское. То, в чем восточный человек видит Тайну, европеец считает всего лишь загадкой. А что такое загадка? Это временная тайна. ...Классический английский детектив - это история с прирученной тайной, попытка балансировать на грани между "рацио" и тьмой. На этом балансе и держится глубинный интерес к детективу, а не только на том, что это 'легкое чтение'".
Наталия Ильина Что такое детектив? Автор не слишком вдается в теорию детективного жанра. Ее суждения о детективе просты и непритязательны. Можно сказать, что этот текст - не статья литературоведа-профессионала, а заметки читателя, пожелавшего выразить свои обобщенные впечатления от прочитанных детективов. Именно благодаря тому, что автор опирается на свое непосредственное читательское восприятие, любовь к этому виду литературы и безупречный литературный вкус, написанный ею "портрет детектива" оказывается гораздо ближе к оригиналу, чем большинство "научных исследований" этого жанра. "...литература в детективном романе - это умение строить сюжет, не жертвуя ради игры убедительностью..."
Дж. Г. Кавелти Изучение литературных формул Глава из книги американского культуролога, вышедшей в 1976 году и получившей статус "культурологической классики". По словам В. Березина: "В работах по массовой культуре на эту книгу ссылаются с той же обязательностью, с какой раньше ссылались на классиков марксизма-ленинизма". Поэтому стоит ознакомиться с этим текстом. Наиболее интересная часть текста - это цитата из книги Р. Уоршоу (1964): "К любому конкретному произведению публика подходит с определенными ожиданиями, и оригинальность приветствуется лишь в том случае, когда она усиливает ожидаемые переживания, существенно не изменяя их. Более того, отношения между конвенциями, на основе которых создается такое произведение, и реальным опытом аудитории или реальными подробностями ситуации, которая в нем отражается, имеют второстепенное значение и не определяют его эстетического воздействия. Лишь в последнюю очередь такие произведения апеллируют к присущему аудитории реальному опыту; а в первую - к предыдущему опыту самого типа произведений: он сам создает себе поле соотнесения"
П. Калецкий "Пинкертоновщина" Статья о жанре, который существовал до появления детектива, имеет своих поклонников, и в настоящее время практически вытеснил детектив, выходя в продажу под его торговой маркой. В девяти случаях из десяти то, что рекламируется и продается под рубрикой "детектив", принадлежит к сегодняшним разновидностям этого жанра. "...влияние "П.", ускользающей от библиотечного учета, до конца еще не ликвидировано. В противовес этому влиянию в СССР была сделана попытка создать "Красный Пинкертон". ...это начинание законно потерпело полную неудачу, создав только откровенную халтуру, якобы революционную, а по существу приспособленческую"
Джон Диксон Карр Лекция о запертой комнате Глава из детективного романа (его оригинальное название "The Three Coffins"; на русском он издавался также под названиями "Человек-призрак", "Три могилы" или "Три гроба"), в которой постоянный герой Д.Д.Карра доктор Гидеон Фелл читает своим соратникам по расследованию и, главным образом, читателям романа лекцию о детективных уловках, связанных с разрешением классической детективной загадки, известной как "загадка комнаты, запертой изнутри". "...есть все основания утверждать, что словечко "неправдоподобно", если на то пошло, меньше, чем какое-либо другое, подходит для осуждения детективной литературы. Ведь наша любовь к детективам в большой мере основана как раз на любви к неправдоподобному. Когда убит А и подозрение падает на Б и В, кажется неправдоподобным, что убийцей окажется невинного вида Г. Но убийца именно он. Если у Г стопроцентное алиби, подтвержденное под присягой каждым из персонажей, наберись их даже больше, чем букв в алфавите, вроде бы неправдоподобно, что Г мог совершить убийство. Но он-то и совершил его. Когда сыщик подбирает с песка на берегу моря крупицу каменного угля, представляется неправдоподобным, что эта малость может иметь какое-либо значение. Но она-то и будет иметь значение. Короче говоря, тут мы приходим к такому положению, когда словечко "неправдоподобно" как иронический ярлык становится бессмысленным. До конца детектива и речи не может быть ни о каком правдоподобии". Предупреждение: В этом тексте раскрываются сюжетные загадки романов Г.Леру "Тайна желтой комнаты" и А.К.Грин "Только инициалы".
Иван Кашкин Г. К. Честертон Большая статья о Г.К.Честертоне, предназначаемая для "Истории английской литературы" была написана известным советским переводчиком и литературоведом И.А.Кашкиным в 1947 году. В одном из разделов этой статьи автор рассматривает детективное наследие Честертона. Кашкин исходит из того, что "Честертон, выбрав проторенную дорогу детективной новеллы, находит и после Э. По, французов и Конан-Дойля новые возможности избитого жанра, но, верный своему иррационализму, он подрывает самые устои этого жанра, основанного на логике". В другом месте он прямо утверждает, что логические несообразности, которыми переполнены произведения Честертона, особенно неприемлемы в детективе, и приходит к выводу о том, что "если говорить о большом писательском мастерстве, то у Честертона оно мнимое. Он неизменно начинает за здравие, а кончает за упокой". Предупреждение: В этом отрывке раскрываются сюжетные загадки рассказов Г.К.Честертона "Крылатый кинжал" и "Проклятая книга".
Тибор Кестхейи Характерология Текст представляет собой большой раздел, посвященный теории детективного жанра, из книги Т.Кестхейи, вышедшей в 1989 году в Будапеште на русском языке. Эту книгу не стоит рекомендовать в качестве популярного, вводящего в проблему пособия тем, кто хотел бы разобраться в принципах построения детектива. Книга плохо написана, а почти все "теоретические" утверждения автора неверны, они только запутывают реальные проблемы, лишая читателя возможности понять конструкцию детектива. Сомнительным вкладом автора в теорию детектива является утверждение о сходстве детектива с волшебной сказкой, которое, разумеется, не выдерживает никакой критики, но которое Т.Кестхейи пытается использовать для объяснения любых вопросов, затронутых в этой книге. (Оригинальность этой идеи также проблематична, но зато она придает книге "теоретический" статус и позволяет привлечь к обсуждению детектива труды Проппа и Мелетинского). Даже в тех случаях, когда Кестхейи цитирует чьи-то верные высказывания о детективе, в своем комментарии ему обычно удается так исказить цитируемую мысль и так запутать дело, что исходное утверждение теряет всякий смысл. Основанием для включения отрывка из этой книги в Хрестоматию служит только тот факт, что на сегодняшний день "Анатомия детектива" - единственная книга по теории детективного жанра, изданная на русском языке. И читатель должен довольствоваться тем, что есть, не теряя критического отношения к предлагаемому тексту. "Он [Шерлок Холмс] открывает нам то, что мысль, мышление могут существовать не только в категории истины, но и в категории красоты, точнее, одной из ее разновидностей - эффектности. Своеобразие ее в том, что она возбуждает эмоциональную и одновременно интеллектуальную радость, которую в литературной форме - за исключением диалогов античных греческих философов и романов-эссе двадцатого века: - предлагают только авторы детективов". Предупреждение: В тексте частично раскрываются сюжеты многих детективных произведений.
Даниэль Клугер Баскервильская мистерия На примере "Собаки Баскервилей" в эссе обсуждается проблема соотношения рационального и мистического в классическом детективе. Автор утверждает, что без элементов иррационального ("тайны") детектив немыслим. Интересно, несмотря на некоторую искусственность в доказательствах, возникающую из-за попыток автора спроецировать "Собаку" на фон Священного Писания (ясно, что к архетипам можно свести любой текст). "...кроме безукоризненной логики сыщика в детективном романе сохраняется та иррациональная Тайна, о которой говорилось выше и которая никогда и ни при каких обстоятельствах читателю не раскрывается. Детективный роман содержит две категории, чрезвычайно близкие друг к другу, на первый взгляд - чуть ли не синонимы: Тайну и Загадку". Предупреждение: В этом эссе раскрывается сюжет романа Конан Дойля "Собака Баскервилей".
Ю. В. Ковалев Детективные рассказы В своих суждениях о детективном жанре автор во многом опирается на книгу Б.Райнова, которую он почему-то считает одним "из наиболее авторитетных исследований по истории детективного жанра". Видимо, поэтому в посвященной детективу главе его собственной книги много неверных, а иногда и просто нелепых утверждений относительно детектива как такового. В то же время, говоря о "логических рассказах" Эдгара По, с которых берет свое начало детектив, Ю.Ковалев приходит к нетривиальным и интересным выводам. В частности, он ставит под сомнение главенствующую роль "дедукции и индукции" в методе расследования (и познания в целом), который после Э. По взяли на вооружение все корифеи детективного жанра. "Закономерности жанра, изложенные Ван Дайном,- результат наблюдений над специфическими особенностями детективной литературы конца XIX - начала XX века. Они выведены из сочинений Габорио и Конан Дойла и едва ли были бы пригодны для Хэммета, Чандлера или Сименона". Предупреждение: В этом тексте частично раскрываются сюжеты рассказов Э.По "Убийство на улице Морг" и "Тайна Мари Роже".
Дмитрий Комм Образы неназываемого В целом статья посвящена фильмам ужаса, точнее, той их разновидности, которую автор называет mystery и которую он не отделяет от детектива. Но в приводимом отрывке речь идет о детективах Конан Дойля и Коллинза. "Мастерством автора маленькое нарушение в привычном порядке вещей превращается в зловещее Нечто, опасность неперсонифицированную и оттого непредсказуемую и грозную. Чуть приподнятый край занавеса над раз и навсегда заведенным укладом обнаруживает под ним хаос и безумие иррациональности. Когда страх обывателя достигает апогея, в дело вступает Холмс. ...Он объясняет тайну, делая окружающую действительность вновь понятной, - а следовательно, безопасной".
Григорий Кружков Из предисловия к "Книге NONсенса" Автор - известный поэт и переводчик - рассуждает об английском национальном характере, сочетающем рациональность и эксцентричность, и в связи с этим вспоминает Шерлока Холмса. А затем приходит прямо-таки к гегельянскому выводу. "Для меня Англия началась с Шерлока Холмса. В эту дверь я вошел, оглянулся и вдруг увидел - вокзалы, кэбы, фонари в тумане... Первое впечатление - самое сильное".
Б.М.Лепешко Формальная логика и детективный жанр: единство эвристической достоверности NEW Научная статья, в которой рассматривается роль формально-логических построений в конструкции детективных произведений. Автор считает, что творческий процесс не позволяет заранее определить, какое место будут занимать такие построения в сюжете детектива, и единственной меркой здесь является талант писателя. "...постепенно становится ясным, что мир детективной загадки не однороден, не однополярен, не раскрашен только лишь чёрно-белыми красками. Мир детективной загадки столь же полифоничен, как сама жизнь. И здесь всегда есть место, как творчеству, так и строгости формально-логического мышления". Предупреждение: В этой статье раскрывается сюжет романа А.Кристи "Убийство в Восточном экспрессе"
Янина Маркулан Детектив. Что это такое? Две главы из книги, вышедшей в 1975 году и построенной как теоретическое исследование жанра "кинодетектива". В первых двух главах автор пытается анализировать литературный жанр "детектив", как основу соответствующего киножанра. При этом она по крохам собирает отдельные высказывания отечественных авторов о детективном жанре, но по каким-то (видимо, идеологическим) соображениям практически не пользуется обширнейшей детективоведческой литературой, изданной до 1975 года за рубежом. Однако в пользу Я.Маркулан говорит тот факт, что ничего другого по этой теме на русском языке нет и до сих пор. Поскольку выбирать русскоязычному читателю не из чего, то стоит прочитать и это. "Детектив - популярный жанр. Это общеизвестно. Но из этого не следует, что он механически, в силу количественного фактора всегда становится продуктом массовой культуры. Между детективными историями Конан Дойля и Эдгара Уоллеса, Фридриха Дюрренматта и Мики Спиллейна существует принципиальная разница, хотя по величине тиражей они могут оказаться на одном уровне".
Н. Милых Подмена жизни Отклик читательницы на материалы дискуссии о зарубежном детективе, публиковавшиеся в журнале "Литературное обозрение" в 1986 - 1987 гг. Автор пишет о себе: "Я из тех, кто читает детективы взахлеб...", - но относится к этому жанру весьма критически и считает его "опасным для душевного здоровья". Статья интересна именно этой противоречивостью. "...притягательная сила детектива, которой и объясняется его популярность, - это его полная противоположность серьезной литературе, или настоящей литературе, или просто литературе. Литература отражает жизнь... и говорит человеку что-то новое, доселе неизвестное, о нем самом. ...В детективах... не пахнет ни жизнью, ни живыми людьми... это игра и только игра. Происходящая в выдуманном мире, населенном куклами".
М.А.Можейко Детектив Из этого симптоматичного для нашего времени текста вряд ли можно узнать что-то новое о детективе, но зато в нем явственно выражаются тенденции, господствующие в сегодняшних литературоведческих трудах об этом жанре. Пафос данной "энциклопедической" статьи в стремлении автора подвести "эпистемологическую базу" под ту беспомощную и одновременно агрессивную халтуру, которая издается сегодня под маркой "детектива". "Главным героем Д. выступает, таким образом, субъект решения интеллектуальной задачи (т.е. расследования), а именно - детектив (detectiv) в самом широком диапазоне его персонификационного варьирования: частный сыщик..., официальный следователь-полицейский..., частное лицо, случайно оказавшееся на месте преступления..."
Уильям Сомерсет Моэм Упадок и разрушение детектива "Детективистам следует запастись терпением. Не исключено, что настанет время, когда историки литературы... лишь бегло остановятся на сочинениях "серьезных" писателей, а все внимание сосредоточат на обширной и разнообразной продукции детективистов. И тогда им в первую голову придется ответить, чем объясняется неслыханная популярность этого жанра. Они попадут впросак, если отнесут ее за счет искоренения неграмотности, породившего целую армию ревностных, но темных читателей, потому что детективные романы, в которых выясняется, кто убийца, читают и ученые мужи, и утонченные дамы - и от этого никуда не уйти". Предупреждение: В этом эссе раскрываются сюжеты романа Э.Бентли "Последнее дело Трента" и рассказа Э.По "Убийство на улице Морг"
Н.Л. Мусхелишвили, Ю.А. Шрейдер Понимаю, ибо абсурдно Интересная статья, которую стоит прочитать всякому, интересующемуся поэтикой детектива. В начальных абзацах статьи авторы рассматривают детектив с точки зрения теории познания, вводя проблематику детектива в общефилософский контекст. К сожалению, статья не вполне закончена, и, вероятно, поэтому к детективу они больше не возвращаются. "...хороший детектив воспроизводит очень важную экзистенциональную ситуацию - обретение смысла в ситуации полного абсурда. Дело не в самой загадке и трудности ее решения. Дело в том, что в классическом детективе загадка несет особую функцию: без ее решения вся ситуация выглядит абсурдом. ... В результате деятельности детектива (сыщика) достигается катарсис - обретение утраченного смысла происходящего".
А. Ю. Наркевич Детективная литература Взгляд на детективный жанр, позволяющий автору статьи обнаружить в советской литературе массу "детективов", среди которых числятся произведения и Мариэтты Шагинян, и Николая Шпанова.
Рональд Нокс Десять заповедей детективного романа Одна из первых и наиболее известных попыток описания "детективного канона" - правил, по которым должен строиться сюжет детектива
P.Э.Нудельман Детективная литература
Любовь Романчук Новеллистический цикл Честертона В большой и интересной литературоведческой работе автор описывает и анализирует известный цикл детективных рассказов Г.К.Честертона о патере Брауне. Значительную часть этого исследования составляет обсуждение детективного жанра с кратким обзором литературы по этому вопросу. Выясняются особенности поэтики детективного рассказа у Честертона и те новшества, которые он внес в жанр детектива. "Среди бытующих мнений о природе детектива нередко встречается концепция, согласно которой генеалогия жанра возводится к протоэлементам, обнаруживаемым в библейских мифах и памятниках литературы разных народов столь же давних эпох. В аналогичном ключе "элементы детектива" выделяются в литературе нового времени - у Диккенса, Бальзака, Достоевского и др. Однако эта концепция, сама по себе интересная как частный случай литературоведческого анализа, мало способствует пониманию специфики детектива". Предупреждение: В этом тексте раскрываются сюжеты некоторых рассказов Г.К.Честертона.
В. Руднев Детектив Очень популярный в Рунете и очень характерный (на грани пародии) текст. Пройти мимо него просто невозможно. "Это английский Д. - его особенностью было то, что действие могло и чаще всего происходило в одном месте... Действие вообще могло быть редуцировано (ср. редукционизм логического позитивизма) к аналитическим рассуждениям о методах раскрытия преступления". Предупреждение: В статье раскрываются сюжетные загадки романов А. Кристи "Убийство Роджера Экройда" и Д. Хэммета "Стеклянный ключ".
Мыхалко Скалицки Феномен детектива Редкая в отечественной литературе попытка философского анализа детективного жанра, появившаяся Интернете в 2003 году на украинском языке и специально переведенная на русский самим автором статьи. В своем исследовании автор опровергает некоторые распространенные мнения о детективе (в частности, выдвинутое Я. Маркулан и доведенное до абсурда Т.Кестхейи утверждение о принципиальном сходстве детектива и волшебной сказки) и высказывает некоторые интересные (хотя и не всегда бесспорные) утверждения об этом жанре. "...всякое детективное повествование есть миф об абсолютном характере позитивного научного (методического) мышления. Утверждаясь в общественном (массовом) сознании сей миф формирует правовое поле, основанное на научной концепции вины и невиновности - научную юстицию. И именно в этом - общественная роль и общественное предназначение детективного жанра".
Татьяна Сотникова Напрасный детектив Небольшая рецензия на роман Л.Юзефовича "Казароза". Несмотря на то, что детективная интрига романа обсуждается лишь мимоходом, в конце автор статьи высказывает любопытную гипотезу о художественной сущности детектива: "...беллетристическая динамика, пресловутый драйв, принципиальным образом отличается от динамики художественной прозы. Беллетристическое - в том числе детективное - напряжение создается не просто за счет иных повествовательных приемов, а за счет иного типа писательского дарования". Предупреждение: В статье раскрывается (хотя и не вполне) сюжетная загадка романа Л.Юзефовича "Казароза".
Майя Тугушева Поговорим о детективе Приводимые главы играют роль введения и заключения в книге, основная часть которой посвящена творчеству четырех писателей - Э. По, А. Конан Дойля, А. Кристи и Ж. Сименона - их автор, очевидно, считает классиками детектива. В обрамляющих книгу главах две ипостаси автора - сам Автор и Критик - ведут "дискуссию" об общих проблемах и путях развития жанра (правда, роль оппонента автора в основном сводится к тому, что он "подает мячик"). Несмотря на некоторую сумбурность диалога и отсутствие у дискуссии видимых результатов, прочитать это всё же стоит. Хотя бы потому, что характерные для автора нечеткость позиции и неспособность (нежелание?) твердо очертить границы детективного жанра свойственны и большинству тех, кто сегодня пишет о детективе. "И все же есть нечто незыблемое в детективе, что делает его вечным жанром, - его моральная первооснова. Он изначально за справедливость и добро против зла и несправедливости".
Р. Остин Фримен Искусство детектива Известный автор, развивающий в своих произведениях конан-дойловское направление, размышляет о том, какие книги можно причислять к разряду "детективов". "Подлинные ценители жанра, решительно предпочитающие его всем прочим... - это в основном представители интеллектуальных кругов... Детектив радует своей логикой, и чем сложнее система доказательства, тем сильнее удовольствие от чтения".
Рэймонд Чандлер Простое искусство убивать Подспудная цель статьи Чандлера - оправдаться за "измену детективному канону". И главное здесь в том, что "...детектив - даже в его наиболее традиционной форме - крайне трудно хорошо написать. ...Мне кажется, что основная трудность, возникающая перед традиционным, или классическим, или детективным романом, основанным на логике и анализе, состоит в том, что для достижения хотя бы относительного совершенства тут требуются качества, редко в совокупности своей присутствующие у одного человека". Предупреждение: В этом эссе раскрываются сюжеты романов Э.Бентли "Последнее дело Трента" и А.Милна "Загадка Редхауза"
Карел Чапек Холмсиана, или О детективных романах В молодости Чапек пытался написать детектив, но, как он сам признается, это ему не удалось. В статье он рассуждает о том, как это получается у других, и выделяет основные мотивы, которые можно обнаружить в хорошем детективе. "Детективные романы не имеют к греху никакого отношения... Как только писатель начинает интересоваться душой преступника, он оставляет почву детективного романа".
Гилберт К. Честертон В защиту детективной литературы "Чтобы попробовать раскрыть сокровенную психологическую причину популярности детективной литературы, необходимо избавиться от многих ходячих представлений".
Гилберт К. Честертон О детективных романах "Странно, что авторы детективов в своей деятельности не вдохновляются открытиями литературоведов, ибо это одна из немногих форм искусства, где внимание к теории могло бы принести некоторую пользу. ...как только дело касается одного-единственного литературного жанра, к которому вполне приложимы строгие законы логики, никому и в голову не приходит проверить, как именно они срабатывают и срабатывают ли вообще в конкретных произведениях жанра".
Гилберт К. Честертон Шерлок Холмс "...благодаря феномену Шерлока Холмса мы начинаем постигать всю претенциозность и глупость рассуждений о том, что читательская масса предпочитает плохие книги хорошим. Рассказы о Шерлоке Холмсе - очень хорошие рассказы, это изящные произведения искусства, исполненные со знанием дела".
Гилберт К. Честертон Как пишется детективный рассказ В исключительно ясной форме Честертон в 1925 году изложил принципы построения детектива (именно, принципы, а не только технические правила и "законы" - т.е. условности - жанра). Вот первый из них: "...цель детективного рассказа, как, впрочем, и любого другого рассказа, не мрак, но свет. Рассказ пишется ради момента прозрения, а вовсе не ради тех часов чтения, которые этому прозрению предшествуют. Заблуждение читателя - это то облачко, за которое ненадолго скрылся свет понимания, и большинство неудачных детективов неудачны именно потому, что они пишутся, чтобы запутать читателя, а не для того, чтобы его просветить".
Гилберт К. Честертон В защиту "дешевого чтива" В этом эссе Честертон не касается непосредственно детективного жанра, а говорит в основном о приключенческой литературе, но высказанные здесь мысли создают контекст, необходимый для лучшего понимания его взглядов на детектив. "Главная угроза обществу кроется не в читателях комиксов, а в нас. Больны мы, а не они. Преступный класс мы, а не они. Мы - патологическое исключение. Большая же часть человечества остается верна своим неприхотливым потрепанным книжкам, своим затасканным героям. ... До тех пор пока разлагающее влияние светской культуры не коснется здоровой и грубой плоти "дешевого чтива", его нравственные принципы не будут поколеблены".
Елена Чудинова Словопомол Интересная, хлестко написанная статья о современной "массовой литературе" вообще, но и о той "литературе", которая потребляется сегодня под этикеткой "детектива". За пять лет, прошедшие со времени написания статьи, всё стало только очевиднее. "Значение слова "писатель" изрядно изменилось с неблагоустроенных древних времен. Книги пишут электронные машины - "словомельницы". Писатель же обязан по заключенному с издательством контракту а) нажимать пусковую кнопку словомельницы, б) экзотически выглядеть, чтобы объемная фотография на задней обложке отвечала образу "творческой личности", в) вести богемный образ жизни".
Корней Чуковский О Шерлоке Холмсе "Шерлок Холмс - чуть ли не единственный из персонажей детской мировой литературы, главное занятие которого - мышление, логика".
Корней Чуковский Триллеры и чиллеры Незавершенная статья К.Чуковского о пугающих его тенденциях развития детектива: "...я не собираюсь выступать с обвинительной речью против так называемой детективной словесности. Я с детства люблю и Уилки Коллинза, и Конан Дойла, и готов без конца перечитывать шедевры Эдгара По. Но теперь, как мне кажется, в литературе этого законного жанра там, на Западе, появились такие особенности, мимо которых невозможно пройти". Предупреждение: В статье раскрываются сюжеты романов Н.Марш "Прелюдия смерти", А.Кристи "Большая четверка", Д.Сэйерс "Девятка портных", Э.Гарва "Далекие пески".
Игорь Шайтанов Расследование ведёт Шерлок Холмс Автор (доктор филологических наук, профессор историко-филологического факультета РГГУ) излагает элементы теории детектива. Текст интересен тем, что обращен к детской аудитории (судя по тону - к школьникам пятого-шестого класса)
Виктор Шкловский Новелла тайн В книге В. Шкловского "О теории прозы" этот текст соседствует с главой, названной "Роман тайн" и построенной, главным образом, на разборе романа Диккенса "Крошка Доррит", который детективом, безусловно, не является. Использование слова "тайна" позволяет автору статьи присоединить "Рассказы о Шерлоке Холмсе" ко всем другим литературным произведениям, в которых нечто выясняется лишь в конце повествования, и тем самым не рассматривать вопроса о жанровой специфичности детектива. Подробно разбирая рассказ "Пестрая лента", автор, похоже, не видит, что речь в нем идет о классической детективной загадке - "убийстве в запертой комнате". В то же время Шкловский - мимоходом, но вполне ясно - указывает на важнейший конструктивный признак детектива: "Как видите, основной вопрос сводится, так сказать, к возможности опустить из одной точки два перпендикуляра на одну линию. Писатель ищет случая совпадения двух несовпадающих вещей по одному признаку. ...Но элементы совпадения даны в несовпадающих формах. Здесь цель не дать узнавание, а сделать его правдоподобным после: Чехов говорил, что если в рассказе сказано, что на стене висит ружье, то потом оно должно стрелять. ...Это правило в обычной своей форме действительно соответствует общему правилу художественных средств, но в романе тайн, ружье, висящее на стене, не стреляет, стреляет другое ружье". Предупреждение: В статье раскрываются сюжеты рассказов Конан Дойля "Пестрая лента" и "Человек с рассеченной губой".
Ю. К. Щеглов К описанию структуры детективной новеллы Статья была впервые опубликована в 1968 году. Опираясь на книгу Проппа о морфологии сказки и на эстетические идеи Л.А.Мазеля, автор пытается описать цикл рассказов о Шерлоке Холмсе как вариации одной темы, вырастающей из общей викторианской жизненной философии и заключающейся в требовании к миру быть авантюрным и драматичным, и в тоже самое время уютным и безопасным. "Задача автора заключается в подыскании условий, при которых герои первого плана могли бы одновременно и получать физическую и духовную встряску, попадая в разного рода драмы и приключения, и не покидать при этом своей привычной стихии, не поступаться ничем из привычных удобств, пользоваться иммунитетом. ...Этот мир, где совмещаются страшное с безопасным, движение с покоем, неудобства с комфортом, трагические или печальные события с наслаждением, - представляет собой совокупность условий, в которых даже самый мирный обыватель согласился бы, и более того, хотел бы пережить приключения, повидать опасности, ужасы и т.п."
Умберто Эко Метафизика детектива Для поклонников У. Эко и его романа. "По-моему, люди любят детективы не потому, что в них убивают, и не потому, что в них всегда в конце концов торжествует норма (интеллектуальная, социальная, юридическая и моральная), а зло, то есть ненормальность, уничтожается. Нет, детектив любят за другое. За то, что его сюжет - это всегда история догадки. В чистом виде".
|
хрестоматия || дополнительная литература || теория литературы / поэтика || ссылки || детектив на www || свои работы || о проекте || об авторе || послать письмо |