КЛАССИЧЕСКИЙ ДЕТЕКТИВ: ПОЭТИКА ЖАНРА
хрестоматия ||  дополнительная литература ||  теория литературы / поэтика ||  ссылки ||  детектив на www ||  свои работы ||  о проекте ||  об авторе ||  послать письмо

Новости сайта

4.05.2005
В разделе Хрестоматия "О Шерлоке Холмсе" А.Конан Дойла из его книги "Воспоминания и приключения"(1924) и статья Б.М.Лепешко "Формальная логика и детективный жанр: единство эвристической достоверности"

В разделе Дополнительная литература новые аннотации на статьи и рецензии Н.Галь, Г.Лавкрафта, Г.Пилиева, С.Кузнецова, М.Хоста с соавторами, Л.Данилкина, В.Токмакова и других авторов.

В разделе Теория литературы/Поэтика глава "О соотношении между содержанием и средствами музыки" из книги Л.Мазеля "Вопросы анализа музыки".

В разделе Детектив на WWW новые ссылки на детективы Б.Акунина, С.Ван Дайна, Д.Д.Карра, А.Милна, Э.Рампо, П.Шестакова.

О проекте

Детектив. Употребляя это слово, мы сталкиваемся с необходимостью определить, что мы имеем в виду, когда говорим о детективе. Проще всего решается эта задача для тех, кто не любит детектив и считает его чепухой, не стоящей просвещенного читательского внимания. Для них "дедюктив" лишь синоним громоздящейся на прилавках макулатуры, pulp-fiction, третьесортного чтива, предназначенного для доверчивой и эстетически неискушенной публики. Гораздо сложнее обстоят дела у того, кто любит детектив и готов тратить время и силы на то, чтобы обнаружить новые, еще неизвестные ему произведения детективного жанра.

Обычное словоупотребление мало чем может помочь нам в решении этого вопроса. Сегодня под названием "детектив" объединяются книги, не имеющие между собой ничего общего и рассчитанные на читателей с самыми разнообразными литературными запросами. Существование такого многозначного и неопределенного термина, каким является сегодняшний "детектив без берегов", вероятно, выгодно издателям и книготорговле, но читатель лишается при этом каких-либо ориентиров и ему остается полагаться на волю случая.

Чтобы говорить о детективе и о своей любви или нелюбви к нему, мы должны достаточно внятно выразить словами свое интуитивное представление о произведениях этого жанра. С другой стороны, мы не первые среди тех, кто интересовался подобными вопросами - "Что такое детектив?", "Каковы его родовые признаки?", "Чем он отличается от других родственных ему жанров?", "Как построен сюжет идеального детектива?" - то есть вопросами, связанными с теорией детективного жанра и его поэтикой. И хотя за последние полвека в нашей стране выходили лишь единичные книги, посвященные жанру детектива, неверно было бы считать, что литературы о поэтике детектива на русском языке вообще не существует.

В различные годы в периодических изданиях, в собраниях сочинений и книгах самого разнообразного характера печатались и продолжают печататься статьи, эссе, заметки и даже профессиональные литературоведческие исследования, имеющие прямое или, по крайней мере, косвенное отношение к обсуждаемой теме. Есть такие тексты и в Интернете, и их не так уж и мало. Однако, они разбросаны по самым разным сайтам, как правило, не имеют перекрестных ссылок, и поэтому попытка выловить их в безбрежной Сети требует значительных усилий, времени и упорства.

Идея, приведшая к созданию этого сайта, состоит в том, чтобы собрать все эти тексты в единое упорядоченное целое и тем самым сделать их доступными для всех интересующихся проблемами поэтики вообще и поэтики детектива, в частности.

 

 

 

 

хрестоматия ||  дополнительная литература ||  теория литературы / поэтика ||  ссылки ||  детектив на www ||  свои работы ||  о проекте ||  об авторе ||  послать письмо