Сноски и примечания

Напечатано: Mikhail Lermontov * Михаил Лермонтов. Симпозиум, посвященный 175-летию со дня рождения. Нортфилд, Вермонт, 1992. С.131—145.

1 Родзевич С. И. Предшественники Печорина во французской литературе, Киев, 1913; Duchesne A. Michel Iourievitch Lermontov: Sa vie et ses œuvres, Paris, 1910; Дюшен Э. Поэзия М. Ю. Лермонтова в ее отношении к русской и западноевропейским литературам, Казань, 1914; Томашевский Б. В. Проза Лермонтова и западноевропейская литературная традиция //Литературное наследство, т. 43–44, М., 1941; Эйхенбаум Б. М. Статьи о Лермонтове. М.–Л., 1961; Кийко Е. И. «Герой нашего времени» Лермонтова и психологическая традиция во французской литературе» // Лермонтовский сборник. Л., 1985.

2 Цит. по: Бирюков И. Лев Николаевич Толстой. Биография, т. 1, М., 1911. С. 280.

3 Пушкин А. С. Полное собрание сочинений в шестнадцати томах, М.–Л., изд-во АН СССР, 1937–1949. Т. 14. С. 166. Подлинник по-французски.

В дальнейшем: Пушкин.

4 Вольперт Л. И. Пушкин и психологическая традиция во французской литературе, Таллинн, 1980; Ее же. Пушкин и Стендаль. К проблеме типологической общности» //Пушкин. Исследования и материалы, т. XII, Л., 1986; Ее же. Тема безумия в прозе Пушкина и Стендаля (Дубровский и Красное и черное) // Болдинские чтения. Горький, 1985. С. 134–144; Ее же, Тема игры с судьбой в творчестве Пушкина и Стендаля (Красное и черное и Пиковая дама) // Болдинские чтения. Горький, 1986. С. 105–116; Ее же. Тема безумия в творчестве Пушкина и Стендаля (Красное и черное и Пиковая дама) // Пушкин и русская литература. Рига, 1986, с. 105–115.

5Constant A. Adolphe. Paris, 1963. P. 305. Перевод мой.— Л. В.

6Белинский В. Г. Полное собрание сочинений. Т. IV, М., 1954. С. 503. В дальнейшем: Белинский.

7 Литературу о Княгине Литовской см.: Лермонтовская энциклопедия М., 1981. С. 226; см. также: Виролайнен М. Н. Гоголь и Лермонтов: проблема стилистического соотношения // Лермонтовский сборник. Л., 1985. С. 104 — 131.

8 См.: Нейман Б. В. Русские литературные влияния в творчестве Лермонтов //Жизнь и творчество М. Ю. Лермонтова. Исследования и материалы. Сб. 1, М., 1941. С. 459–463.

9Лермонтов М. Ю. Сочинения в шести томах, М.–Л., 1954–1957. Т. 6. С. 175. В дальнейшем: Лермонтов.

10 Стендаль. Красное и черное.. Л., 1941. С. 249. Перевод с французского Г. П. Блока. В дальнейшем: Стендаль.

11Лермонтов. Т. 6. С. 124.

12 Лермонтов. Т. 6. С. 133.

13 Стендаль. С. 141.

14 Лермонтов. Т. 6. С. 133.

15Лермонтов. Т. 6. С. 133.

16 Лермонтов. Т. 6. С. 136.

17 Стендаль. С. 68.

18 Стендаль. С. 251.

19 Лермонтов Т. 6. С. 124, 159.

20 Стендаль. С. 404.

21 Стендаль. С. 395.

22 Стендаль. С. 405.

23 Лермонтов. Т. 6. С. 161.

24 Лермонтов. Т. 6. С. 161.

25 Стендаль. С. 269.

26 Лермонтов . Т. 6. С. 161.

27 См.: Вольперт Л. И. «Шекспиризм" Пушкина и Стендаля (Арап Петра Великого и Арманс) //Болдинские чтения. Горький, 1983. С. 56–66.

28 Лермонтов. Т. 6. С. 407.

29 Стендаль. Собрание сочинений в пятнадцати томах. Т. 15. М., 1959. С. 265. В дальнейшем: Стендаль. Указ. изд.

30 Стендаль. Указ. изд. Т. 13. С. 356.

31 См.: Гляссе А. Лермонтов и Е. А. Сушкова //М. Ю. Лермонтов. Исследования и материалы. Л., 1979. С. 102.

32 Сушкова Е. Записки. 1812–1841. Л., 1928. С. 24.

33 Вацуро В. Э. Проза Лермонтова //Лермонтовская энциклопедия. С. 448.

34 Кряжимская И. А., Аринштейн Л. М. Княгиня Лиговская. Лермонтовская энциклопедия. С. 225.

35 Пушкин. Т. 6. С. 11.

36 Лермонтов. Т. 6. С. 135.

37 Белинский. С. 503.

38 Лермонтов. Т. 6. С. 124.

39 Лермонтов. Т. 6. С. 131.

40 Лермонтов. С. 132.

41 Лермонтов. С. 135.

42 Лермонтов. С. 133.

43 Лермонтов. С. 178.

44 Лермонтов. С. 180.

45 Лермонтов. С. 123.

46 Лермонтов. С. 174.

47 Лермонтов. С. 179.

48 Лермонтов. С. 174.

49 О другом варианте реконструкции концовки Княгини Лиговской см.: Заславский О. Б. Сюжет Княгини Лиговской и проблема демонизма в творчестве Лермонтова //Wiener Slawistischer Almanach. 1992. Bd. 29. S. 31–44. На наш взгляд, «демонизм» Красинского недостаточно аргументирован, и реконструкция концовки представляется спорной. О дуэли в России как феномене комплексов «человека из подполья» см.: Reyfman I. Ritualized violence russian style. The Duel in Russian Culture and Literature. Stanford, California. 1999.

Ruthenia.Ru