стр. 43

     С. Т.

     ЛИТЕРАТУРНОЕ МНОГОПОЛИЕ

     Можно быть очеркистом-номадом. Этот литературный кочевник движется с места на место, собирая урожай фактов и затем бросая свое пастбище, дабы больше на него никогда не вернуться. В его писаниях есть дефект. Они плоски и статичны. В них на первый план выпирают вещи, но не прощупываются процессы и тенденции. А социальные процессы, рост людей и укладов, изменение функций вещей представляются для нас наиболее интересными.
     Мы не любим натюр-мортов, нам больше говорит график.
     Чтобы сделать фиксацию процессов легкой и постоянной, нужно фактовику-кочевнику осесть и перейти на многополье. Это значит - не надо увеличивать до бесконечности объектов самого наблюдения. Поле наблюдения надо ограничить. Построенное на нем описание углубить, а затем организовать "правильный севооборот", возвращаясь на прежние места.
     Предположим, я, очеркист, фиксировал Пекин, за ним Сванетию, потом подмосковную деревню, затем северо-кавказский колхоз, туберкулезный санаторий, волжскую пристань, ботаническую работу в Сухуме, Сокольничье бюро юных натуралистов и быт баптистов.

стр. 44

     При правильном подходе к материалу я должен постоянно держать все эти пункты под своим контролем и через относительно крупные промежутки времени снова возвращаться к их описанию. Тогда на основном фонде наблюдения, сделанном в первый раз, будут отчетливо откладываться те изменения, которые наросли за это время, и ход конструктивных и разлагающих процессов станет ясным.
     Фиксация факта, отложенная по временной координате, даст фиксацию процесса, без чего вообще невозможно перевести наше мышление из логики в диалектику.

home