стр. 43
С. Третьяков
ОБРАЗОБОРЧЕСТВО
Нас, фактовиков, часто обвиняют в излишнем засушивании прозы, в подчинении ее так называемому деловому стилю. Совершенно верно, общая наша установка, особенно в произведениях описательных, заключается в том, чтобы каждое слово и каждый оборот несли на себе наивысшую смысловую нагрузку.
Однажды в споре мне был поставлен упрек: вы, мол, спорите против образов, но сами пользуетесь ими. Вот к примеру из вашей книги Сванетия сравнение Сванетии с древесным листом.
Сравнение это таково: "Сванетия, если взглянуть сверху, похожа на древесный лист, главная жила которого - река Ингур, боковые жилки - притоки, между которыми кряжами и перевалами выдавлено кверху зеленое мясо листа. За верхушку лист этот приподнят на полтора километра над уровнем моря, и воды в реках Сванетии не текут, а бурно срываются по наклону".
Припомним разнообразнейшие в поэзии и беллетристике сравнения страны с древесным листом: "Как бурей унесенный лист чахнет в ущельях прекрасная страна", "Весенним листом трепещет вольный край", "Угасание зеленого листка в безжалостных снегах"... "Лежат уезды как опавшие листья".
Думается, что между первым и последующими образами есть существенная разница. Образ о листе и жилках - это по существу макет, где структура листа в точности повторяет географическую структуру Сванетии. Этот макет целиком заадресован интелекту. Он дает схему, на которой кристализуются наши знания. Этот образ обнаруживает специфику предмета, а не специфику авторского к нему отношения.
Наша задача в том, чтобы литературное сопоставление повернуть к читателю интеллектуально воздействующей стороной. Образ-схема - план, качественный и количественный анализ, даваемый сопоставлением, это - то, что нам нужно. Но образ, адресованный к читательской эмоции, закутывающий предъявляемую вещь в импрессионистические оболочки, это то, что мы называем художественной имажинистикой и отчего считаем необходимым отчищать наше писание, ориентируя его на такие жесткие образцы деловой и технической прозы, как рапорт, приказ и доклад.