стр. 37
Л. Лайценс.
ЛЕВЫЙ КУЛЬТУРНЫЙ ФРОНТ ЗА РУБЕЖОМ.
I. Латвия
(Нижепомещаемая заметка написана для "Нового Лефа" руководителем журнала левого фронта искусства в Латвии т. Лайценсом.)
Левая революционная культурная работа в Латвии тесно связана с левым рабочим движением. С 1923/24 года определенно образуется фронт боевой: стихотворство, инсценировки, рассказы, журналистика определяются политической необходимостью.
Культурная работа сознательно превращается в орудие классовой борьбы. Можно сказать - острое орудие.
Реалистически-конструктивные пьесы-агитки, условность постановки на сцене, коллективность и массовость - это основное.
стр. 38
Левая проза - рассказ, роман - плохо развивалась; молодежь давала почти только одни стихи, экспрессивные, конструктивные, острые на тему дня. Стихи декламировались, читались на митингах. Авторы почти все рабочие - юноши с предприятий. Идеология - социалистическая, коммунистическая.
Вначале это вызвало некоторое недоразумение в массах, отдельные сопротивления непривычной форме, которая была ярким контрастом привычной - классической. Печатались редко в профсоюзном журнале. Была некоторая культурная коалиция с эсдеками, с 1926 года произошел окончательный разрыв.
С тех пор революционно-пролетарский культурный фронт установился окончательно также и против эсдековской культуры, которая характерна восприятием буржуазных псевдоценностей.
Тяжелое материальное положение и политические преследования долго не позволяли основать свой левый журнал. Только в 1928 году удалось выпустить первый номер "Крейза Фронтэ" (левый фронт).
В прошлом году вышло всего 6 номеров.
Отличие латышского "Левого фронта" от русских журналов определяется особыми политико-экономическими условиями и уровнем латвийских рабочих, особенно рабочей молодежи. Ориентация журнала - на массового читателя, главным образом на рабочую молодежь.
В журнале печатаются рассказы, стихи, фельетоны, теоретические статьи информационно-описательные о всех явлениях рабочей культурной жизни; ведется борьба против мещанской эсдековщины, против буржуазной пошлости. Дается информация о достижениях пролетарской культуры во всех странах.
Журнал сравнительно много внимания уделяет культурному строительству в Советском Союзе.
Установка на реальность, на фактичность, на экономию средств выражения. Отмежевывание от "божественного искусства".
Печатаются фото-снимки с целью культивировать интерес к факту. Тираж журнала 1 400 экз., при 1 1/2 милл. латышского населения Латвии - это немало.