стр. 36
А. Родченко
ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ
---------------
Давая место заметке А. Родченко, редакция оговаривает свое решительное несогласие с основной мыслью автора, подменяющего борьбой за "новую эстетику" те утилитарно-производственные функции, которые в новой фотографии, в первую очередь, интересуют Леф. Подробный ответ на "Предостережение" редакция даст в N 12 "Нового лефа".
---------------
Считая самым главным в фотографии то, "что" снимают, а не то, "как" снимают, некоторые товарищи из Лефа предостерегают от станковизации, от экспериментальности, от формализма в фотографии и впадают тем самым в эстетику аскетизма и обывательщину.
Нужно указать товарищам, что фетишизация факта не только не нужна, но и вредна для фотографии.
Мы боремся со станковой живописью не потому, что она эстетна, а потому, что она несовременна, слаба технически отображать, громоздка, уникальна и не может обслуживать массы.
Мы боремся собственно даже не с живописью (она и так умирает), а с фотографией "под живопись", "от живописи", "под офорт", "под гравюру", "под рисунок", "под сепию", "под акварель".
Бороться за то, "что" изображать, совершенно нечего, на это нужно просто указывать. И это сейчас всеми делается.
Плохо и просто снятый факт не является культурным делом и культурной ценностью в фотографии.
Никакой революции нет в том, что вместо портрета генерала стали снимать рабочих вождей в том же фотографическом подходе, как и при старом режиме или под влиянием художественного Запада.
Революция в фотографии состоит в том, чтоб снятый факт благодаря качеству ("как снято") действовал настолько сильно и неожиданно всей своей фотографической спецификой, чтоб мог не только конкурировать с живописью, но и показывал всякому новый совершенный способ раскрывать мир в науке, технике и в быту современного человечества.
Леф как авангард коммунистической культуры обязан показывать как и что нужно снимать.
Что снимать, знает каждый фото-кружок, а как снимать, знают немногие.
стр. 37
Снятый рабочий под христа или лорда и снятая работница под богоматерь говорит о том, что лучше и что важней.
Проще говоря, мы должны найти, ищем и найдем новую (не бойтесь) эстетику, подъем и пафос для выражения фотографией наших новых социалистических фактов.
Снимок с вновь построенного завода для нас не есть просто снимок здания. Новый завод на снимке не просто факт, а факт гордости и радости индустриализации страны Советов, и это надо найти, "как снять".
Мы обязаны экспериментировать.
Снимать просто факты так же как и просто их описывать дело не новое, но в том и беда, что просто снятый факт может покрыть живопись, а просто описанный факт кроет роман. Вы же, поклонники факта, тоже не так просто их пишите.
А то, товарищи, вы скоро потеряете, где правая или левая сторона.
Не тот лефовец, кто снимает факты, а тот, кто может фотографией бороться против "под искусство" образцами высокого качества, а для этого нужен эксперимент вплоть до станковизации фотографического ремесла.
Что такое станковая фотография? Вообще таких терминов нет, но можем подразумевать, это - экспериментальная фотография.
Не учите теоретически, не советуясь с практиками и не будьте друзьями хуже врагов.
Огромная опасность - абстрактные теории для практиков - выдуманные ради эстетики аскетизма.