стр. 32
И. Терентьев
СЕМЕЙНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ РОМАН НА СЦЕНЕ
(Проект постановки "Войны и мира")
В. Ильин собрал факты и обработал их в книге "Развитие капитализма в России". Против этих фактов, т. е. против неизбежности капитализма и революций, возражали в свое время славянофилы, искавшие для России "обходных путей", потом народники, предпочитавшие для отечества "зародышевое состояние", декаденты в лице Василия Розанова, который так прямо о себе ("истинно-русском человеке") и писал, что он "еще не рожденный" лежит "в утробе матери", ему "тепло, хорошо и ничего не надо".
Он собрал всю "красоту и правду" утробной, усадебной жизни и отговаривал крестьян ездить в город, где разврат и где люди, не умея сами себя своим собственным (изолированным) трудом прокормить, "кормят друг друга" за счет крестьян.
Социальный инфантилизм, иногда наивный и органический, иногда злобный и напускной, представляет содержание толстовского гения. Будучи знаменитым старцем, Толстой в присутствии своего младшего пятью годами одношкольника чувствовал себя "Левушкой" только потому, что тот был тульским генерал-губернатором (признание самого Толстого).
Со страху перед неизбежными переменами "всей жизни" (по-помещичьи!) Лев Толстой оказался мощным "усилителем" дореволюционного среднего человека: темы личной любви, ревности, карьеры, смерти... зазвучали у Толстого как мировые катастрофы.
Социально будучи в тупике, разрешение этих катастроф Толстой перенес в план религиозный.
Получалось: жизнь со знаком минус - война, со знаком плюс - мир. Кто идет за непротивленцем Кутузовым, тот женится (Пьер Безухий).
Такова схема романа "Война и мир".
Третья линия, которая у Толстого разворачивается в других произведениях, берет свое начало в испорченных зубах Пьера Безухова и состоит в том, что и женатые непротивленцы подвержены умиранию.
Разложение семьи вместе с физической смертью есть тема, органически продолжающая роман "Война и мир".
Эта тема развивается на другом материале (например, в "Смерти Ивана Ильича"), но по существу - это "Война и мир".
Поэтому для построения спектакля третью часть можно взять из биографии самого Толстого: семейный разлад, уход из Ясной Поляны, смерть в Астапове.
стр. 32/1
[] 5. Нитки - Фото УМБО (Берлин)
стр. 32/2
[] 6. Нитки - Фото УМБО (Берлин)
стр. 33
Аполитичные начала "правды и красоты" романа "Война и мир" в спектакле должны быть противопоставлены высшему напряжению революционной действенности тех недавних времен, когда еще Ленин в переписке с Горьким говорил: "что студентов начали бить - это утешительно".
В то же время под казачьей плеткой непротивленец Толстой сказал: "Не могу молчать".
Это именно для Ленина и представлялось "утешительным" - как признак приближения революции.
Роман Толстого - антиисторический труд.
Это - агитка против политики.
С этой целью живой настоящий граф исправил "бульварный" роман лакея (Толстой очень любил писателя Матвея Комарова). Сделал это с необыкновенным искусством: где нужно, огрубил (для "жизненности"); где нужно, смягчил краски, чтобы не отпугнуть комильфотного читателя.
"Война и мир" - бульвар для средней интеллигенции.
Постановка этой вещи в театре может иметь большое культурное значение в связи с наблюдающимся ростом толстовства в наше время.
Спектакль "Война и мир" должен быть и "теплым" и "хорошим", но и смешным и страшным, как необходимость родиться.
Крик паровоза на станции Астапово совпал с минутой смерти Льва Николаевича Толстого.
Это был крик рождения новой, индустриальной России.
В нашей исторической перспективе "необъятные" замыслы Толстого естественно сжались в "общий вид".
В этом "виде" спектакль дает трехчасовое зрелище из трех актов: 1) все влюбляются; 2) все женятся; 3) все умирают.
Исторические события распределены Толстым по этим самым рубрикам и использованы в качестве пружины семейного органчика.
Так, начало войны с Наполеоном форсирует наступление половой зрелости у Наташи Ростовой, ускоряет превращение безродного Пьера в графа и миллионера, помогает Андрею освободиться от беременной и надоевшей жены...
Затяжной характер войны освобождает Наташу от Андрея, чтобы она могла "выйти" за Пьера, и т. д.
С формальной стороны спектакль должен быть развитием приемов, найденных в нашем же аналитическом спектакле "Наталья Тарпова" (роман С. Семенова). Там удалось бездейственность беллетристических ремарок и описаний простым переносом их на сцену обратить в сильно действующий анализатор.
Театр иллюзий (театр опиума), ежеминутно перебиваемый театром анализа (театр ума), даст нам реакцию: смех, первосортный по своим культурным качествам.
И очень "трогательно" и до последней степени "смешно" должно быть от спектакля "Война и мир".