стр. 40

     С. Третьяков

     ФОТОЗАМЕТКИ

     В Кисловодске пришел ко мне фотографист, желающий работать полефовски (не говорю "фотограф", потому что фотограф обычно значит - профессионал-промышленник).
     Говорит, что местный фотограф стал снимать портреты "сильно снизу" и поэтому считает себя причастным левому искусству.
     Поясняю. Такая работа "под леф" нас не радует (тут же каламбурили на тему "под леф и оподлев"). Это - использование наших конструктивных принципов для эстетических целей.
     Не существует лефовской фотографии вообще. Лефовским подходом к фотографии является прежде всего установление - для какой цели надо фотографировать (назначение), а затем уже нахождение наиболее рациональных способов фотографирования и точек зрения.
     Шел разговор о портрете. Фотографист говорил мне:
     - Вот в Лефе было написано, что портрет человека должен составляться из целого ряда моментальных снимков с него в обычной для него обстановке.

стр. 41

     Пришли к выводу. Портреты бывают разные, т. е. для разных целей. Если мы хотим составить представление о человеке каков он в обыденной действительности, то лучше этого способа не придумаешь. Обычно же люди прячут себя таких, как они есть, и снимаются необычными, особенными, - героизированными. Таково большинство портретов, исполняемых фотографами. Понятно, для героев необходимы и рембрандтовские тени, и подчищенное лицо, и омоложенность, и особый блеск глаз, и нарядное платье. Всякие бородавочки, пупырушки, морщинки в этом случае тщательно убираются. Но есть случай портрета, где важно зафиксировать именно детали. Это портрет для удостоверения. Никаких рембрандтовских теней, но в то же время и никаких снимков в обычной обстановке, точная опись лица. Таковы же портреты для угрозыска.
     Умение выделить нужную черту или деталь особенно отчетливо выступит там, где портрет будет сниматься по заданию науки. Медицина не интересуется сходством, но зато потребует точной передачи фактуры экземы. Антропология потребует выпячивания на первый план конструкции черепа. Евгеника - элементов сходства с рядом портретов родственников. А репортер изобразит данное лицо на фоне того сенсационного события, о котором он дает телеграмму.
     Когда мы боремся с фотографами-профессионалами, мы боремся с привычкой людей врать о себе, боремся с мнением, будто индивидуалистическое фальшивое самовыпячивание это и есть синтетическая (сводная) правда о человеке.
     Кисловодец снимает геологические срезы на обрывах. Но забывает около обрыва поставить человека или снять дерево. Обрыв получается внемасштабным, то ли геология, то ли кусок слоеной пастилы.
     Анализируя геологические снимки, учитываем возможные ошибки. Можно увлечься игрой световых теней и пятен, тогда получим пейзажно-эффектный снимок, но тени, перерезающие пласты или ложащиеся рядом с ними, запутают зрителя, создав у него впечатление еще о каких-то пластах пород, которых в действительности нет.
     Может ли быть надобность снимать пейзаж с установкой на красивость?
     Может, если, скажем, дано задание привлечь к данному курорту туристов из породы зевак и ахал. Но Леф стоит за переучивание туриста и считает, что чисто пейзажные восхищения характерны для буржуазного туриста, а не для советского.
     Восхищение перед природой, "нетронутой кощунственной рукою человека", перед "девственными" дебрями, перед "хаосом", перед безответственно, бессистемно гниющими громадами стволов, все это отрыжка реакционного романтизма. Не правильнее ли интересоваться природой, организованной в интересах человека? Полями распаханными и засеянными. Лесами расчищенными и культивируемыми. Реками запертыми в казематы плотин, чтоб крутить электрические турбины.

стр. 42

     Плакат. Обложка. Открытка. Атлас. Путеводитель. Учебник - все это разные виды полезных вещей, диктующих фотографу разные методы фотографирования. Ценность фотографа не в том, что он изобрел ему одному свойственный "стиль" работы, а в том, что всякую данную ему работу он выполняет наиболее целесообразно, наиболее остроумно и доходчиво до потребителя.

     ---------------

     Я много фотографировал в сельскохозяйственной коммуне. Пришлось делать съемку в ремонтной мастерской. Выдержка большая, поневоле работникам надо позировать. Работники столпились около разобранного тракторного мотора. Один из них взял в руки линейку, в другую кронциркуль, вымеряя толщину вала. Но в этом случае кронциркуль попадал в ребровый ракурс и на снимке превращался в ниточку. Предлагаю рабочему - наставьте кронциркуль на другой вал, там виднее будет.
     Ответ исчерпывающ:
     - Что же вы хотите, чтоб меня за дурака приняли, ведь этот вал никогда кронциркулем не вымеряется.
     Человеку в данном случае мнение о нем специалистов дороже других мнений. Он хочет, чтобы его сняли техником, а не героем.

     ---------------

     Снимая рабочий момент на кирпичном заводе, наставил аппарат на женщину, переворачивающую кирпичи. Заметив это, она мгновенно сорвала с головы платок и на мой вопрос "зачем это" ответила:
     - Что же я как старая сниматься буду.
     Характерно (особенно среди женщин) нежелание сниматься в рабочее время: "старое платье", "руки в грязи", "приходится на работу смотреть, лица не видно"...
     Прием, которым выводил людей из позировочного транса: обращал внимание на дефект в работе и, пока они выправляли дефект, снимал их прежде, чем они успевали принять позу. Обычное их сожаление:
     - Как? Уже сняли? А я руку в бок отвела.

     ---------------

     Коммунар в воскресение пришел ко мне сниматься со всей семьей. Жена была в лучшем платьи, держала в руке платок. Младший сын нес лошадку, причем было объяснено, что так их в свое время снимал городской фотограф.
     Я предоставил им расположиться по их усмотрению.
     Основная типичная поза - один сидит, другой стоит с ним рядом, положив руку ему на плечо и глядя перед собою. Маленькие располагаются вокруг.
     Мальчика с лошадью мать учила глядеть в объектив и требовала не жмуриться от солнца. Другой мальчик был в длинных брюках, в пиджаке и на руках держал щенка (не любят сниматься с

стр. 43

пустыми руками. Обязательно что-нибудь держат - яблоко, голубя, курицу, какую-нибудь вещь, инструмент, веточку, в крайнем случае, носовой платок). Когда семейная группа была уже построена, вдруг мать крикнула сыну с собачкой:
     - Снимай рубаху, загинай штаны!
     Штаны ему загинали всем семейством и затем удовлетворенно произнесли:
     - Ну вот, теперь трусы. Будешь как физкультурник, да и на белом теле собака лучше выйдет.

home