стр. 41
Л. Волков-Ланнит
ЗА ОБЪЕКТИВНОСТЬ ОБЪЕКТИВА
(Уроки "Выставки советской фотографии за 10 лет")
Значительным событием истекшего полугодия в области массового показа достижений изоискусства можно считать только "выставку советской фотографии за 10 лет".
Наше убеждение о совершенно неоспоримых преимуществах объектива фото-аппарата перед далеко не совершенным глазом так называемого художника-изобразителя получает в этой выставке очередное подкрепление*1.
Отрицательное в выставке: ошибки устроителей (ГАХН) экспозиционные и идеологические.
Положительное: заинтересованность общественности и небывалая посещаемость (удлинялся срок выставки).
_______________
*1 См. "Новый леф" N 1 1927 г. Б. Арватов "Почему не умерла станковая картина" и N 3 - 28 г. О. Брик "От картины к фото".
стр. 42
7 500 единиц экспонатов. 15 тысяч посетителей-одиночек и 93 экскурсии. Свыше 50 рецензий в периодике (без мелких заметок). Даже такая пока не вымершая порода паразитов, как критикующие дамы с художественными наклонностями, была поставлена в необходимость высказать свое нечленораздельное одобрение. Беспомощность и трафаретность их невежественных оценок "на вкус" вызвала вполне законный протест рядовых посетителей... на страницах "тетрадей для записи впечатлений о фото-выставке". Не отнимая время на выписывание этих достаточно резких, но вполне заслуженных и справедливых реплик, - мы, однако, воспользовались случаем узнать и огласить подлинное мнение самого посетителя выставки.
Четыре объемистых тетради хранят сотни записей. Характерная особенность их - совершенное отсутствие отрицательных отзывов о фотографии, как таковой (нет даже озорных ругательств, обычно обязательных в подобного рода документах).
Наш отбор не тенденциозен - взяты самые разноречивые, но самостоятельные высказывания, не сводящиеся к безличному: "Выставка понравилась."
Целевая установка: обнаружить действительную весомость выставки на опыте коллективного рецензирования, показать недостатки экспонированного и ошибки экспонировавших, дать характеристику посетителя.
Вот как рецензирует зритель.
- Я весьма рад, что судьба привела случайно быть на этой первой советской фото-выставке... (следует лирика).
- ... одно мое пожелание: сделать эту выставку постоянной.
12 раз:
- Без руковода трудно ориентироваться... (школьники, военные курсанты, политпросветработники и т. д.).
Дискуссия на полтетради о качестве русской фото-бумаги "ЭФТЭ":
- "ЭФТЭ" - замечательная бумага: если отпечатать 20 штук, то 3 будут хорошими. (И. Г.)
Приписка:
- Только у плохого фотографа (Сидор...).
- Если бы действительно "ЭФТЭ" была такой, какой она представлена здесь, но увы, это не так. (И. А.)
- Кому нравится бумага "ЭФТЭ", а я менять "СИД" воздержусь. ("СИД" Сокольнический Исправительный Дом - Фабрика фото-бромо-серебряной бумаги). (Л. Л.)
3 раза:
- Нет совершенно снимков цирка и эстрады.
- Комиссионные магазины "скупают фото-аппараты для перепродажи на 300% дороже (например 10 х 15, Герц 4, 5 сейчас в комиссионке продается за 460 рублей, но фактически он стоит 150 руб.). Предлагаю проверить эти спекулятивные лавки. (Я. С.)
стр. 43
- Хорошая техника, но нет замысла. Много красивости, нет строгих форм. Фотоискусство требует плана и обдуманности, а не щелканья (Инженер К.)
- Мы просим женскую уборную сделать поближе. (Д.)
- Художественный отдел выставки оставляет такое впечатление: 10 лет назад ушел фотограф-художник в глухую, серую комнату, плотно занавесил окна, крепко замкнул двери, работал лишь с магнием, избегая солнечного луча. Потом - когда потухли бури, он бросился, прежде всего, смотреть, - что осталось от бурь, что осталось от русских усадеб - и любовно стал снимать каждый их уголок. Сумерки царят даже в Крыму, даже на Кавказе. Фотограф ищет сумерек.
- Портреты Напельбаума необычайно льстивы - нет в них характера (портрет П. С. Когана и Е. Никитиной). Художник-фотограф берет лучшее в человеческом лице, а не характерное - отсюда лесть.
- Хорошо, но чертовски холодно.
- Почему не указаны условия съемки и способы исполнения? Думается, что эти указания много бы помогли любителям и кружководам.
- Выставка наводит на мысли о многокрасочности человеческой жизни. Жаль нет порнографического отдела.
- Раньше я думал - фотография в противоположность живописи строго объективна (даже существует выражение: "с объективностью фотографии"), но целый ряд экспонатов на выставке (особенно отдел пейзажа) заставляет отказаться от этого предрассудка. (П. Я.)
- Надо как-то иначе располагать материал. Громоздко, утомительно. (Б.)
- Людям, занимающимся художественной литературой (очерки, рассказы, стихи), фото-выставка может дать много полезного, не как иллюстративный материал к произведениям (это делается), а как материал, благодаря которому можно "поймать" неожиданную деталь пейзажа, характера, типа и т. д. Фотография обнажает человека, вскрывает его - будь у него поза надуманная или непринужденная. (М. К.)
- Стыдно, гражданин Напельбаум!
- В художественном отделе одни лишь слащавые мотивы, а моментов труда, трудовых процессов не видно.
- Большинство "художественных" экспонатов на выставке решают "художественность" эффектным освещением и видом того, что снимается. Реже встречаются решения: минус свет, плюс композиция. Скучно, приелось на витринах Кузнецкого. (Архитектор Л. Ф.)
- Один из немногих, к сожалению, снимков из производственной жизни - Чеботаев "Выдвиженка" - текстильщица (N 2344) убивает безграмотным названием. На 11-м году фотографам не мешало бы знать, что текстильщицы не работают на металлообрабатывающих станках (Металлисты).
- Нужно составить, отпечатать и продавать посетителям выставки путеводитель с описанием, каким фокусным расстоянием объектива снято, экспозиция, пластинки, бумага и т. д. Все это необходимо для знания, а у вас этого нет, бродишь по комнатам, как в лесу.
- Лозунг - Даешь рабочему фото-аппарат! (П. Ч.)
- Много эстетики, мало настоящей жизни - в художественном отделе не видно революционного Октября. (С. Аристов из Серпухова).
- Хотелось бы поднять вопрос о постоянной фото-выставке (музей, галлерея). Чувствуется, что у русских фотографов есть не меньшие достижения, чем у русских живописцев.
Подбор материала по авторам, а не по темам затрудняет или даже не дает возможности узнать, как справляются, как исполняют ту или иную тему фото-работники и фото-любители.
Полагаю, что важнее знать, как снимают, а не ставить на первый план, кто снимает. (В. П.)
- Придворному фотографу Напельбауму - многая лета!
- Нет провинции, одна Москва. Москва и только. Отвратительно составлен каталог выставки.
стр. 44
- Поражает возмутительное засилие профессионализма в отделе художественной фотографии. Подобное устройство выставки превращает ее в... гр. гр. Напельбаумов.
- Общество фотографов наверно проспало все 10 лет. Нет отображения жизни. Не ошибусь, что 90% фотографий можно бы дать и 10 лет тому назад.
- В художественном отношении фото нашло свое конкретное выражение ближе, чем наша живопись и графика. Предлагаю организовать постоянный фото-музей. Цели его, думаю, ясны. (И. А.)
- Прекрасное впечатление от повести в стихах - отдел "Огонька".
- Комнаты хорошие и светлые.
Приписка:
- Бедный! Наверное без комнаты!
- Очень мало снимков по спорту.
- Как и всякая техника - фотография сделала громадный шаг вперед: меня как пейзажиста особенно поражает достижение в сочетании земли и облаков... (Академик живописи Аполлинарий Васнецов.)
- Портреты Напельбаума бездарны, претенциозны и мертвы.
- При усовершенствовании цветной фотографии не придется сидеть годами над той или другой работой по живописи, так как фотография, да плюс еще цветная, вполне ее заменит. (Д. И.)
- Где же Троцкий?
Приписка:
- Куда захотел, туда и отправился.
- Был сегодня же в Третьяковской галлерее и после попал сюда. Считаю, что если живопись по технике с течением времени становится все хуже и хуже, то фотография наоборот. Доказательство - эта выставка. (Табаков).
- Помоему, живопись после этой выставки должна умереть.
- Жаль, что Родченко представлен далеко не лучшими вещами.
- Ужасно холодно, хотя есть и летние фотографии.
(Около десятка записей - жалобы на холодное помещение).
- Жаль, что на выставке нет работ С. Третьякова, Степановой и очень мало выставлено работ Родченко. Выставка безусловно интересна. Хорошо бы перенести в рабочий район... Был на всех выставках (т. н. художественных), но эта, помоему, самая интересная. (М. Мака...).
- Нет работ С. Третьякова. Очень плохо и мало показан Родченко. Последнего я считаю лучшим мастером-экспериментатором. Многие учатся и будут учиться у него. Выставка в целом - наглядное доказательство художества фотографии и умирания станкового искусства. Идиоты те, кто этого не понимает. (Л. В.)
- Нужно больше внедрить фотографию в массы рабочих и крестьян и сделать из нее другие продвижения культуры в широкие массы; особенно теперь, во время культурной революции, фотография призвана сыграть огромную роль. Нужно снизить цены на фото-материалы и этим самым приблизить фотографию к массовому и низовому любителю.