стр. 42

     КРУПНАЯ БЕЗГРАМОТНОСТЬ ИЛИ МЕЛКАЯ ГАДОСТЬ?

     ---------------------------------------------------------------------
     В N 4 (апрельском) журнала "Советское фото" было помещено "письмо", в слабо замаскированных выражениях обвиняющее А. Родченко в плагиировании фоторабот заграничных фотографистов, в частности Моголи-Наги.
     Это - вопервых.
     А когда А. Родченко для разоблачения гаденькой двусмысленности этой заметки обратился в редакцию "Советского фото" с письмом, последняя письма не напечатала.
     Это - вовторых.
     Вот почему А. Родченко вынужден свое письмо в редакцию "Советского фото" печатать на страницах "Нового лефа".
     ---------------------------------------------------------------------

     А. М. Родченко.

     В редакцию "Советского фото"

     6 апреля 1927 г.

     Я являюсь "искателем новых путей в фотографии" (говорит помещенное у вас "письмо")?
     Совершенно правильно.

стр. 43

     Не потому ли и появилось ваше письмо?
     "...известен способностью видеть вещи посвоему, поновому, с собственной точки зрения".
     Не знал, что этим известен "посвоему и с собственной точки".
     О собственности на точки может думать только безграмотный человек.
     Одно дело "искать пути" и совсем другое - "свои точки".
     В фотографии есть старые точки, точки зрения человека, стоящего на земле и смотрящего прямо перед собой или, как я называю - "съемки с пупа", аппарат на животе.
     Против этой точки я борюсь и буду бороться, как это делают и мои товарищи по новой фотографии.
     Снимайте со всех точек кроме "с пупа", пока не будут признаны все эти точки.
     Самыми интересными точками современности являются "сверху вниз" и "снизу вверх", и над ними надо работать. Кто их выдумал, я не знаю, но, думаю, они существуют давно. Я хочу их утвердить, расширить и приучить к ним.
     Мне неважно, как и всякому культурному человеку, кто сказал "А", важно это "А" расширить и использовать до конца, чтоб была возможность сказать "Б".
     Если о снимках сверху вниз и снизу вверх говорят, что это под Родченко, нужно просто разъяснить неграмотность такого утверждения и познакомить с современной фотографией, показав снимки лучших мастеров разных стран.
     Снимки, сопоставленные у вас с моими снимками, говорят или о полной безграмотности сопоставляющего, или же о неразборчивости его в средствах вредительства. Сопоставить и подобрать можно что угодно. Но делать отсюда вывод о плагиате по меньшей мере ерунда.
     Как же двигаться культуре, если не обменом и усвоением опытов и достижений?
     Пример легкости такого подбора я прилагаю при сем. Я не рылся по заграничным журналам, а просто взял два советских журнала - "Советское фото" и "Советское кино".
     Если говорить языком "Советского фото" - получился плагиат С. Фридлянда и Шайхета, еще более показательный, чем мой. Я этого не считаю. Я очень уважаю фото Шайхета и опыты Фридлянда и их желание вылезти из болота старой фотографии. На них как на живых людей не могут не влиять первоклассные вещи Запада.
     Помещает же журнал "Советское фото" лучшие снимки иностранных авторов?
     Надеюсь, не потому, что эти снимки не надо оплачивать?
     По существу "иллюстраций" к письму:
     "Лодки" Д. Мартена гораздо слабее моих по композиции, и я думаю, таких лодок подобрать можно целый альбом.

стр. 44

     "Труба" А. Ренгер-Патча и мое "дерево", взятые снизу вверх, очень похожи, но неужели неясно "фотографу" и редакции, что эта похожесть сделана мной нарочито?
     Дерево "с пупа" сотни лет вбивали живописцы, а за ними фотографы, и когда я даю дерево, снятое снизу вверх, подобно индустриальной вещи - трубе, это - революция в глазу обывателя и старого любителя пейзажей.
     Я расширяю таким образом понятие об обычном предмете.
     Неужели вам нужно об этом читать лекции?
     Снимки, подобные "трубе" Ренгер-Патча, я считаю настоящей современной фотографией (не думайте, что это "своя" точка Ренгер-Патча. Это - наша точка) и такие снимки и в частности этот самый снимок я помещал сам в журнале "Советское кино" в отделе "Фото и кино", которым я ведаю.
     Автор иллюстрированного письма в конце концов дошел до прямой передержки.
     Снимок Моголи-Наги "балкон" и мой "балкон" "поразительно похожи", и поэтому он поместил их рядом. Но года этих работ говорят в мою пользу, а поэтому он год снимка Моголи-Наги не поставил. Я это исправляю. Мой "балкон" и ряд других снимков балкона напечатан в журнале "Советское кино" в N 2 за 1926 г., Моголи-Наги - в журнале "UHU" в феврале 1928 г.
     Что скажет на это редакция "Советского фото", "проверившая" письмо и иллюстрации?
     Укажу, что еще есть "балкон" Моголи-Наги, очень похожий на мой, в журнале "Дас иллюстрирте Блат" N 15 за 1928 г.
     Но все это нисколько не должно умалять первокласные работы такого исключительного мастера, как Моголи-Наги, которого я высоко ценю.
     Моголи-Наги, бывший левый живописец-беспредметник, не раз обращался ко мне за присылкой моих фотографий. Их он хорошо знает и работу мою ценит. А во времена живописи я имел на него большое влияние, о чем он неоднократно писал.
     Если простая журнальная честность не обязательна для вещей, помещаемых "Советским фото", то, быть может, разрешено будет просить о примитивной грамотности.
     Нужно делать дело новой современной фотографии.
     Считаю, что мои снимки не хуже со мной сравниваемых, и в этом их ценность.
     Кроме них я имею снимки, которые трудно сравниваемы.
     Если на мои снимки найдется один-два похожих, то ведь на бесконечные пейзажи и головки, помещаемые в вашем журнале, можно найти тысячи.
     Побольше бы наших подражаний, а не под Рембрандта, помещать в "Советском фото"!
     Не будьте могильщиками современной фотографии, а будьте ее друзьями!

стр. 45

[] 7. Иллюстрации к письму в редакцию. Наши, заграница и "наши". Фото Г. Флах (Германия) "Советское фото" N 10 за 1927 г.

[] 8. Иллюстрации к письму в редакцию. Наши, заграница и "наши". Фото С. Фридлянд (Москва) "Советское фото" N 11 за 1927 г.

[] 9. Иллюстрации к письму в редакцию. Наши, заграница и "наши". Фото М. А. Кауфман (Москва) "Советское кино" N 6-7 за 1926 г.

[] 10. Иллюстрации к письму в редакцию. Наши, заграница и "наши". Фото С. Фридлянд (Москва) "Советское фото" N 9 за 1927 г.

стр. 46

[] 11. Иллюстрации к письму в редакцию. Наши, заграница и "наши". Фото К. Бликенсдерфер (Денвер С.А.С.Ш.) "Советское фото" N 3 за 1927 г.

[] 12. Иллюстрации к письму в редакцию. Наши, заграница и "наши". Фото А. Шайхет (Москва) "Советское фото" N 6 за 1927 г.

[] 13. Иллюстрации к письму в редакцию. Наши, заграница и "наши". Фото В. Жемчужный (Москва) "Советское кино" N 8 за 1926 г.

[] 14. Иллюстрации к письму в редакцию. Наши, заграница и "наши". Фото С. Фридлянд (Москва) "Советское фото" N 12 за 1927 г.

     Примечание: А. Шайхет и С. Фридлянд не простые рядовые фотографы. Они известные фотографы-корреспонденты, удостоенные советских премий.
     Какой вывод из этих сопоставлений сделает ред. "Советское фото", не знаю.
     Мой же вывод такой:
     Не бойтесь, товарищи фотографы, чиновников от фотографии!
     Да здравствует левая фотография!

home