стр. 1

     В. Маяковский

     СТИХИ С ПРИМЕЧАНИЯМИ

     Уважаемый Владимир Владимычь.

     Если прилагаемые стихи для "Нового лефа" подходят, не откажите их напечатать.
     Не то укажите недостатки - буду очень благодарен.
     Для ответа прилагаю 8-копеечную марку.
          С приветом Л. Томашпольский.

     Мой адрес: г. Харьков, Толкачевская ул., 5 ДПС, корпус N 11, комната N 288, студенту ИНХ Л. Томашпольскому.

     Ночь у Дуная

          Мягко с лапы на лапу ступая,
          Грузная, как автобус,
          Тащит ночь к берегам Дуная
          Свою лунную грусть.
          Ночи дела нет никакого
          Ни до каких политик.
          Вот оскорбительный звон подковий
          Из тишины вытек.
          Трудно лунеть при таком отношении -
          Луна будто обваренная.
          И вот в это буржуазное окружение
          Вдруг выстрел ударил...
          Тихо, успокойтесь!
          Никакой дрожи!
          Ничего не попишешь -
                        граница.
          Спрячьте, луна, вашу милую рожу!
          За дальнейшее кто поручится?..
          Бабахнуло снова где-то ликующе,
          А потом сразу - симфонией.
          Через дунаево синее туловище
          Ночь поползла в агонии.
          Так и удрала,
                    звезд мелочье
          По дороге растеривая...
          ...Больше еще говорить о чем?
          - Трудно ночам в Эсэсерии.

     Мечты о "фиате"

          Под окном прошуршал "фиат",
          У "фиата" глаза горят.

стр. 2

          Вот бы мне да такой вольтаж
          В этот жилищный мой гараж!..
          Пауки по углам и тьма -
          Моего ли дело ума?
          Льется с неба черная тушь,
          Полюбуйтесь-ка - тоже "душ"!
          Наверно, часа с три
          Я гляжу на противный "стрит",
          Не пройдет ли еще "фиат" -
          У "фиата" глаза горят...
          Подожду и еще час,
          А потом разозлюсь и... раз!
          Миллионами киловатт
          Засверкаю сам, как "фиат".

     В редакцию "Нового лефа" массой идут "хорошие" стихи.
     "Новый леф" их не печатает и печатать не будет.
     Мы помещаем стихотворение (очевидно, молодого) товарища Томашпольского не потому, что оно отвлеченно "хорошее", пришлось кому-то на вкус.
     Нет.
     Печатаем два стиха образчиком того -
     - что в этом стихе есть лефовского,
     - чего лефовского в этом стихе нет.

     Хорошо, полефовски:

     1. Ощущение социального заказа, внесшего злободневность, сегодняшность в лирическое состояние автора и читателя.
     Есть ощущение лозунга - "хочешь мира, готовься к войне".
     Есть ощущение лозунга - "автомобиль не прихоть, а культурная потребность".
     2. Тема развивается на неожиданностях (мечты о фиате), "улица" становится "стритом", вывод не каждый ждет - "засверкаю сам, как фиат".
     Эта не бывшая в употреблении неожиданность на протяжении всего стиха держит, не выпускает ваше внимание, агитируя за тему.
     3. Частью выкинут общепринятый поэтический язык и введен говор быта, разговор улицы, слова газеты: "ничего не поймешь", в "буржуазном окружении" и т. п.
     4. Истертые вещи вечного поэтического обихода, оживленные новыми, близкими нам определениями, выявлены через современность.
     Старый поэт, определяя автобус, скажет:
     "Автобус, тяжелый как ночь".
     Новый говорит:
     "(Ночь) грузная, как автобус".
     Старый скажет:
     "Мелочь (деньги) как звезды (сияли, что ли)".

стр. 3

     Новый говорит:
     "Звезд мелочье",
определяя неведомую звезду через знакомую серебряную монету, близкую к звезде и блеском и форматом.
     5. Приближение тревоги, возможность борьбы - взяты оптимистически.
     "Бабахнуло... ликующе".

     Плохо, не полефовски:

     1. Смутное ощущение социального заказа не расшифровано в советскую злободневность.
     Выстрел на румынской границе надо, не снижая квалификации стиха, связать с траурной годовщиной захвата боярами Бессарабии.
     Расплывчатую мечту о фиате надо конкретизировать на работе и заданиях Автодора.
     Надо, чтоб стих стал активным, чтоб он агитировал не замазанно.
     2. Нет достаточного расчета на применение (чтение, исполнение).
     "Луна будто обваренная", - не читается.
     Лучше:

          Луна -
                 будто обваренная.

     Вместо:

          Полюбуйтесь-ка - тоже "душ" -

     получается:

          Полюбуйтесь-ка то - жидуш.

     Вместо:

          Засверкаю сам, как фиат -

     получается:

          Засверкаю самка фиат.

     А самец?
     3. Нет выбора незаменимых слов. Почему "фиат"?
     Нужна ли нам именно эта марка? Что говорят в Автодоре?

          Бабахнуло снова где-то (?) ликующе.

     Где именно?
     Указание места (одна из возможностей), давая незаменимое слово, притягивает к нему массу других, не бывших в поэтическом употреблении, дающих новую возможность поэтической обработки.
     Легко поэтому, и незаметно поэтому, и не войдет в голову поэтому, и не удержит идеи - рифма:

          отношение - окружение.

     Можно и "облегчение", и "орошение", и "оповещение" и "обличение".
     А, например, на "Барановичи" или "Бобруйск" не всякое слово полезет.

стр. 4

     Надо найти для примера:

          Боба-пончик, мальчик русский,
          восемь лет прожил в Бобруйске.

     4. Не совсем перетерто и вычищено старое поэтическое оружие - "свою лунную грусть", "симфонии - агонии" и т. п.
     Уже столько без вас насимфонили, что не продохнуть!
     5. Газетный уличный язык в лирическом окружении эстетизируется и из провода для передачи чувства - мысли - идеи становится самодовлеющей побрякушкой. Нельзя отрывать вещь от ее назначения. Это путь к музейщине.
     Сегодня - ближе к газете, статье, публицистике.

     Вывод:

     Стихотворение должно иметь в себе полный политический идейный заряд.
     Надо, чтоб этот заряд несся по всей новейшей технике, обгоняя прошлые стрелятельные возможности.
     Я лично по двум жанровым картинам проверяю свои стихи.
     Если встанут из гробов все поэты, они должны сказать: у нас таких стихов не было, и не знали, и не умели.
     Если встанет из гроба прошлое - белые и реставрация, мой стих должны найти и уничтожить за полную для белых вредность.
     Пропорция этих моментов - пропорция качеств стиха.
     "Леф" не печатает просто "хороших" стихов.
     Нас интересует поэтическое культурное производство. Изобретение.
     Дальнейшие вещи по лефовскому стандарту - в толщь и в ширь газет и журналов.
     Товарищи, шлите новые стихи "Новому лефу"!

home