стр. 1

     Леф.

     МЫ ИЩЕМ.

     Леф с начала своего существования работает над проблемой социальной функции вещей, производимых работниками искусства. Сквозь туманные, зачастую нарочитые мотивировки, прощупать подлинное общественное назначение вещи, эффект, ею вызываемый, а затем сообразить, какими способами и в каких условиях этот эффект можно вызвать наиболее полно с наибольшей экономией сил и средств - вот задача.
     Наиболее отчетливые результаты получил Леф за пять лет своего существования в двух областях - литературе и изо.
     Станковой картине, считающей, что она выполняет функцию "отображения действительности", Леф противопоставляет фото - более точное, быстрое, объективное средство фиксации факта.
     Станковой картине, считающей, что она источает из себя постоянную агитацию - Леф противопоставляет плакат, злободневный, рассчитанный, приноровленный к улице, газете, демонстрации - обрушивающийся на эмоцию зрителя с верностью артиллерийского снаряда.
     В литературе Леф противопоставляет беллетристике, претендующей на "отображательство" - репортаж, литературу факта, порывающую с традициями литературного художества и целиком уходящую в публицистику, на службу газеты и журнала. Такова проза Лефа, раскиданная статьями по газетам, в образцовых отрывках даваемая в журнале "Новый Леф".
     С другой стороны, Леф продолжает культивировать стихи, беря их в подчеркнуто агитационной функции, отчетливо ставя им публицистическое задание и соподчиняя их прочему материалу газетного номера.
     Из этих двух областей растет лефовская формула.
     Если нужен факт - старое художество не годится, оно факт искажает, - берите факт новыми способами.
     Если нужно возбуждение, нужен агит - монтируйте с возможным рассчетом возбуждающий материал. Но строго помнить одно - агит, оторванный от конкретной цели, за которую идет агитация, агит, превращающийся в агит вообще, в трепку нервов, в возбуждение для возбуждения - есть агит-эстетика, социальный наркотик, вредный дурман.
     Если в Лефе могут еще быть предметом спора большие формы стихотворства - например, поэма - с точки зрения их функциональной целесообразности, то такие формы как фельетон, лозунг, целевой агитстих являются бесспорными.
     Фиксация факта и агит - вот две основные функции. Наметив их, надо наметить и приемы осуществления этих функций.

стр. 2

     Произведение искусства работает (преимущественно) или как интеллектуализатор или как эмоционализатор. Возможно, что по этим двум функциональным осям кристаллизуются в наше время древние понятия эпоса и лирики.
     С уточнением работы в области искусства второе - нам кажется - будет отмирать за счет первого. Мы идем к положению, когда факты будут агитировать своим смыслом больше, чем любые эмоционализационные нажимы.
     Заранее можно думать, что схемы, правильные для изо и литературы, окажутся правильными и для кино.
     Кинопроизводство - та область, где Леф за последнее время работает особенно настойчиво, создавая производственные навыки, учась делать фильмы и строя теорию кинематографии.
     Здесь теоретический поиск в разгаре.
     Взгляду невооруженному (или вооруженному лефоедством) может по вопросам кино почудиться анархия мнений и отсутствие устойчивых осей, по которым должна откристаллизоваться лефовская кинотеория.
     Это неверно.
     Когда лефовцы анализируют формальные и материальные различия между "игровой" и "неигровой", то исходят - Третьяков из снимаемого материала, Шкловский - фабульности сценария, Жемчужный из съемочной установки и т. д., создавая видимость разнобоя.
     Но когда дело касается социальной функции этих двух категорий, - то немедленно и вполне отчетливо обозначается ориентация Лефа с одной стороны на кинематографию факта - хронику в широчайшем ее понимании, а с другой стороны - на фильму целевого, злободневного публицистического агита.
     Приэтом надо помнить, - Леф отнюдь не склонен думать, что кинематография факта есть дешевая кинематография, как это утверждает тов. Бляхин в "Известиях" от 25/12/27 г., вобщем совпадая с лефовской точкой зрения на "неигровую".
     Кинематография факта, если она не хочет себя дискредитировать кустарщиной, халтурой и скукой, - требует в сметах по крайней мере равного места и напряжения, наряду с игровщиной.
     Что же касается всей остальной массы, так называемой "развлекательной" кинопродукции и картин, агитационность которых сомнительна, так как у них не хватает либо злободневности, либо публицистичности, либо целеустановки, - то дело Лефа разобраться, где здесь кинобеллетристика и где кинопублицистика.
     Лефовский анализ социальной функции киножанров и соответственно с этим борьба за или против них - в этом главное содержание работы Лефа в настоящем и будущем.

home