стр. 42

     Л. Эсакиа.

     ЛЕВОЕ ДВИЖЕНИЕ В ИСКУССТВЕ ГРУЗИИ.

     Меньшевистская Грузия не знала грузинского футуризма как движения в национальном искусстве.
     Движение за новое искусство в Грузии официально датируется первым футуристским взрывом 5 мая 1922 г. В этот день на торжественном заседании символистов - группы "Голубые Роги", - в честь "дня поэзии", через головы маститствующих упрощенным способом был оглашен футуристский манифест - "Феникс". Под ним подписались: Б. Абуладзе, А. Белиашвили, Б. Жгенти, Д. Гачечиладзе,

стр. 43

Н. Шенгелая, Н. Чачава, С. Чиковани и др. В ответ на такое опрощение приемов борьбы голуборожцы попытались прибегнуть к физическим средствам убеждения (столы, стулья и т. д.). Но выступающий молодняк устоял, и Симон Чиковани манифест дочитал до конца сквозь ожесточенный вой символистской аудитории.
     С этого дня идет 2 1/2 года отчаянной футуристской борьбы, оформившейся в журнале "<представлена формула серной кислоты>" (формула серной кислоты) в 1924 г. В "<представлена формула серной кислоты>" кроме фениксовцев приняли участие Ш. Алхазишвили, И. Гамрекели, Б. Гордезиани, Д. Шенгелая и Д. Гогоберидзе. Журнал "<представлена формула серной кислоты>", несмотря на советскую свою платформу (передовица) все-таки носил анархо-дадаистский характер в вопросах формы. В нем было заметное влияние закавказского издательства "41°" (русские футуристы-заумники) и французских дадаистов.
     Это было в то время, когда московские товарищи в лице журнала Леф уже имели проработанную и устойчивую во всех отношениях основную художественную концепцию. Уже с 1922 г. Чиковани, Эсакиа и некоторые другие работники левого искусства сочувственно следили за процессом нарастания Лефа.
     Но часть сотрудников из "<представлена формула серной кислоты>" не хотела ориентироваться на классовую и советскую, отчетливо публицистическую линию Лефа, продолжая свою "внеклассовую" дада-футуристскую теорию и практику.
     Эти два полярных течения создавали противоречия, тормозившие правильное развитие левого движения. В эпоху таких противоречий внутри группы энергичными усилиями поэта Чачава под его же редакцией был издан в 1925 г. журнал под грузинским названием "Литература да схва" ("Литература и пр."), не давший, однако, никакого сдвига в спорных вопросах теории и практики.
     В 1926 г. под редакцией поэта Жанго Гогоберидзе издается газета "Временник", но уже с явно дадаистским уклоном на практике и теоретически несовместимым разнобоем.
     Независимые одиночки, местные лефы, втечение всего этого периода держатся в стороне, всячески стараясь перетянуть наиболее здравый элемент группы на рельсы Лефа.
     В 1927 г. положение в группе настолько обострилось, что группа принуждена была отколоть от себя всех не желающих стать на определенно классовую точку зрения в вопросах искусства.
     В результате этого в 1927 г. появился журнал "Левизна" (по-грузински "Мемарцхенеоба").
     О нем более подробно.
     Принимают участие:
     Художник И. Гамрекели - обложка и два снимка его макета постановки "Загмук". Макет выполнен в плане плоскостной кубистической композиции достаточно талантливо, но в смысле постановочной целесообразности несет на себе немало самоцельного

стр. 44

эстетизма, что, конечно, левой критикой было поставлено ему в упрек.
     Декларативная передовица написана хотя и в левых принципах, но без классового материалистического подхода. Отдельные вопросы не увязываются с общим идеологическим планом журнала. Передовица не рассеивает впечатления все той же анархо-хаотичности.
     Левая критика отметила этот основной дефект.
     Два стихотворения Б. Абуладзе написаны в манере раннего футуризма. Эти стихи могли иметь вес года четыре тому назад.
     А. Бемеашвили представлен одной главой из романа "Больная раса". Вещь интересна как попытка выполнения прозы новыми приемами. Идеологически отрывок верен, читается с интересом.
     Три стихотворения Николая Шенгелая. Особенно сильно и бодро написано третье - "Бимурзола". Тональность и ритмика стиха здоровая, веселая, вполне соответствующая эпохе социалистического строительства.
     В первый раз вместе с левыми печатается С. Долидзе. Представлен отрывком из романа. Вещь ни в каком смысле не является левой. Написана растянуто-канцелярским стилем.
     Из стихов Николая Чачава особенно интересным является стихотворение "Разговор с шофером к сведению поэтов". Поэт удачно пытается ввести в поэзию разговорную речь. Характерна ставка на вещи, против предметов и их романтизации. Убедительная агитация за советский урбанизм и индустрию. Это стихотворение звучит ответом на голуборожскую романтику сельского примитива, противопоставляемую символистами городу вообще и советскому в особенности.
     Давид Гагечиладзе представлен тремя стихами, из коих мастерством выделяется стихотворение "Зелимхан". Это стихотворение левой критикой было отмечено как образцовое - как с формальной, так и с идеологической стороны.
     У Гагечиладзе хороший слух и новое видение вещей.
     Глава из романа Демна Шенгелая "Дуб" с левизной ничего общего не имеет. Наоборот, это школьно выдержанная символистская вещь. Демна Шенгелая печатает уже вторую вещь (романы "Тифлис" и "Дуб"), настойчиво уходя далеко вправо.
     Агитпатетическое стихотворение Шалва Алхазишвили "Банзай Шанхай" по случаю взятия Шанхая. Стихотворение риторично, но вследствие злободневности темы оно доходит. Его же статья-рецензия о новой живописи вскрывает социально-экономическую подоплеку новых школ.
     Дефектом надо считать, что не выявлена морфологическая связь между школами.
     Симон Чиковани печатает два стиха и отрывок из поэмы. Его творчество национально.
     Голуборожцы, увлекаясь абстрактным символизмом, совершенно оторвались в своей поэзии от национального характера стиха. Чиковани устанавливает органическую связь с поэтом недавнего прошлого,

стр. 45

Николаем Бараташвили (грузинским Лермонтовым), чтобы сегодняшняя поэзия дошла до грузинского читателя общим характером формальных приемов.
     В области поэтических приемов Симон Чиковани оперирует вполне самостоятельными и радикальными формами. Он очень бескомпромиссен в отношении читателя, этим напоминая отчасти Бориса Пастернака.
     Особенность положения грузинской речи в наши дни: она сто лет была под сургучной печатью царя, за это время жизнь ушла вперед. Освобожденный революцией язык не может освоиться с новыми вещами (индустриализм).
     Поэтому наша литература, как только касается современности, начинает заикаться и немеет. У нас грешат варваризмами, в особенности левые писатели, которым необходимо поймать свое "сегодня", не залезая в подвалы средневековья по примерам стариков и стилизаторов. Симон Чиковани старается искупить свою вину в этой области (варваризмы) лабораторной работой над заумным словом.
     Национальную верность фонетики заумного изобретенного слова он проверяет национальным речевым ритмом.
     В области теоретической Чиковани прорабатывает вопросы формального метода, взяв твердый курс на социологическую предпосылку формального анализа. В этом вопросе внутри группы есть большие принципиальные противоречия. Бесо Жгенти по сие время держится линии чисто формальной, изолированной от всяких социально-экономических влияний.
     Критические работы Чиковани до последнего времени характеризует резкое отношение к пролетписателям. Это общая характерная черта всей группы и главная ее тактическая ошибка.
     За последнее время в связи с тесным сближением с московскими лефами тактическая линия местных левых резко изменилась в сторону создания теснейшего блока с ассоциацией пролетписателей Грузии и полного контакта с московским Лефом.
     Чачава и Жгенти ведут энергичную клубную работу, каковая выражается в докладах, диспутах и других видах клубной работы. Чачава группой выделен специально для этой работы.
     В настоящее время левые, порвав со своим правым (заумно-дадаистским) крылом, продвигаются в сторону определенно классового подхода в искусстве. Подготовляется полная ревизия проделанной работы и крепкая спайка всех настоящих лефов Грузии для совместной работы в будущем. В новом готовящемся к изданию номере "Мемарцхенеоба" примут участие художники и киноработники: С. Чиковани, Н. Чачава, Б. Жгенти, С. Касрадзе, А. Белиашвили, Д. Какабадзе, И. Гамрекели, Ш. Алхазишвили, Л. Эсакиа, В. Мачаварьяни, М. Калатозишвили, А. Тоидзе, Ш. Манагадзе, Н. Шенгелая и др.
     В будущей работе "Мемарцхенеоба" ставит себе задачей деятельность во всех областях искусства. В первую очередь клубную

стр. 46

работу, работу в кинематографии, среди газетного молодняка, в театре и т. д., прорабатывая внутри своей группы вопросы теории и практики и стараясь максимально сблизиться с широкими массами. Эта реорганизация левых Грузии будет иметь огромнейшее значение при настоящем положении искусства в Грузии, развивающемся под знаком наступления правых. Наконец нужно отметить, что сдвиг местных левых во многом обязан нашим товарищам из московского Лефа, С. М. Третьякову и В. Б. Шкловскому, которые в бытность в Тифлисе сделали несколько докладов огромнейшего значения на разные литературные и кинематографические темы среди левых и АППовцев.
     Эти доклады главным образом дали толчок сближению ранее враждовавших между собой грузинских левых и пролетписателей.

home