стр. 6
ЗАПИСНАЯ КНИЖКА.
Оценка художественного оформления десятиоктябрия.
* Десятый Октябрь отчитывается надписями на стенах московских улиц в совершенном.
Лозунги Десятого Октября, подобно семафорам, показывают путь в завтра.
Обезлюдевшие дома просторны, как пустые пузыри, - непридавленные жильцами, вот вот оторвутся они и всплывут над городом. Сегодня пуста жилплощадь комнат, но задыхается "гулплощадь" улиц.
Москва на мостовой.
С аэроплана - радикальные улицы мощены булыжником человечьих голов.
Есть способ голосования - выходом в двери. Москва вышла в двери. На улицах она "ночами голосует" доверие десяти пройденным октябрям.
Принять лаву полутора миллиона людей в русла маршрутов, в формы площадей, в плески салютов, в расплав плакатов, в поддувало маршей - дело большое и инженерное, стоющее стройки целого завода.
На выигрышах и ошибках учимся мы как это дело делать и требуем учебы от других.
стр. 7
* Мы - лефы - говорили: "даешь улучшение", - наши противники: "даешь украшение". Образчик этой борьбы на углу Тверской и Страстного. Угол КУТВ заляпан "реалистическими" плакатами - штампованные фигуры "стиль патетик". Другой угол - магазин Гиза - организовал поновому расстановку книг на витринах. Система передвижных витринных полок конструкторов Е. Семеновой и Л. Лавинской - нова, удобна, опрятна и в результате - украшает.
* Боролись два принципа - утилитарный и эстетический. Утилитаристы хотели поднимать настроение показом достижений, эстеты - так называемыми художественными приемами. Крайнее проявление первых - отказ от красного кумача во имя поправленного фонаря, вычищенного двора, отремонтированных домовых яслей. Крайнее проявление вторых - "героический", живописный плакат, занавесивший собою часы центрального телеграфа, - сверить время нельзя; или булавки в сухарях: в витрине кондитерской булавками скалывали сухари в юбилейную эмблему ("Веч. Москва").
* На Воздвиженке универмаг МСПО выставил цилиндры и кубы гигантских диаграмм роста своей работы. Задание хорошее - выполнение однобокое. Зачем было снимать с витрины товары, из которых можно было сложить те же кубы и призмы. И витрина не перестала бы быть витриной. А так она стала отделением ЦСУ и только. Но все же это лучше той неряшливой "отписки от Октября", которая была налицо, когда в витрину, очищенную от товаров и обращенную в киот (уж лучше ЦСУ, чем киот), клалась печатная или рукописная диаграмма столь малого масштаба, что ее с улицы и прочитать нельзя было.
* Перед витриной "Коммунара" на Тверской бессменная толпа. Плакат-мобиль. Под вытянутой рукой Ленина крутится чортово колесо с политическими шаржами. Ленин сделан Мефистофелем.
* Губернская октябрьская комиссия рекомендовала районам ввести в демонстрации шум-оркестры (...шумнее, веселее, озорнее, праздничнее). Районы эту выдумку отклонили. Помилуйте, это нарушало бы возвышенную торжественность шествия. Выспренняя патетика ритуала, возможно коренящегося в церковной обрядности (мы уже писали о крестноходовой опасности в наших демонстрациях), победила.
* На трибуне Красной площади во время парада за моей спиной раздосадованный голос произнес:
- Почему эти фотографы путаются под ногами у принимающих парад? Они у меня все настроение минуты убивают (так и сказал "настроение минуты"). Надо им запретить...
Я обернулся и спросил его:
- А как парад дойдет до глаз остальных 150 миллионов СССР и полутора миллиардов населения земного шара, если будут разогнаны фотографы?
* Иностранец, обгладывающий праздничную Москву, как жирную кость, спросил меня:
стр. 8
- Зачем меня водили в Большой театр? Такую работу я и у себя на родине видел. Вы мне покажите то, чего я у себя не видал, - вроде "Синей блузы".
* Потеряно чувство демонстрационных масштабов. Буквы на плакатах маленькие. Сами плакаты крохотные. Запомнилась колонна Гознака - главный ее информплакат и статплакат (статистический) - это дензнак. Этих дензнаков много: они натыканы на шесты и с трудом различаются. Будь их меньше числом, да больше размерами. Небывалое количество эмблем-диаграмм придает демонстрации особо интересное лицо. Разобраться в диаграммах мешают отчетливые и крупные пояснительные надписи.
Масштабна была карикатура "Российский капитализм" в гробу - сооруженная на трамвайном вагоне. Гидры с головами Чемберлена и Пуанкаре: масштабны, но туловище их не сплошное, а из колец.
Хорошо действовала китайская колонна. Китайцы несли традиционного извивающегося дракона на шестах. Иногда дракононосцы обегали свою толпу - змей скручивался кольцом на ходу. Другие шли на ходулях. Китайцы несли свои плакаты отчетливо и умело - у них очень большая культура уличных шествий.
* "Этому обучаться не надо" - обычная формула халтурщика. 10 лет носим плакаты и всегда неряшливо. Двупалочные стяги упорно западают и надписи прочесть нельзя. Пронос плакатов-конструкций не прорепетирован. Буквоносцы (по букве на брата) только иногда располагались так, что можно было прочесть слово. Часто слово строилось от первой буквы к последней в обратном к движению колонн направлении - тогда слово приходилось читать справа налево. Иногда буквы смешивались в кашу - получалась заумь - часто в момент финиша демонстрации.
* Совершенно отсутствуют "визитные карточки" колонн. Кто идет - приходится угадывать. О своих колоннах отчетливо говорили такие стяги, как "Писатели" и "Правда". Другие стяги в большинстве случаев западали. Я видел, как вертели головами иностранцы, пытаясь разобрать в провисшем "брм... друз... утв..." Намек на название завода или учреждения.
* Наши демонстрации растут из крестного хода. Хотелось бы, чтобы их отцом был военный парад (отец физкультурного). На смену нестройной, путанной, разваленной, неподтянутой, халтурно действующей толпе должен притти одетый в спецодежды, зашеренгованный, сшагавшийся, спевшийся и четко оплакатировавшийся строй. Строй - лучший взбадриватель. Вот почему так радовали рабочие полки своей темповой поступью в голове демонстрации. Были попытки танцовать на ходу. Гопаки и камаринские для этого не годятся, они круговые. Маршевый пляс еще не придуман. Его можно сделать из разновидностей шага - припрыжка, подскок, чечетка.
* В Большом академическом театре был юбилейный спектакль-дивертисмент. Для начала хор Большого театра, одетый в красные тоги, спел "Интернационал":
стр. 8/1
[] 1. Фото А. Родченко - Стена Брянского вокзала.
стр. 8/2
[] 2. Фото Р. Кармен - Москва ночью в октябрьские дни.
[] 3. Фото Р. Кармен - Москва ночью в октябрьские дни.
стр. 9
Маяковский срифмовал экспромт:
Октябрьские итоги
И красные тоги.
Диву даешься, какими странными маршрутами ходит академизм.
Оказывается, путь от фрака к синей блузе лежит через римскую тогу. Две тысячи лет крюку для того, чтобы проехать из 1917 в 1927 г.
Спасибо еще, что слова "Вставай, проклятьем заклейменный" не были положены на гекзаметр.
* Некто в лаке и фраке звонким баритоном призывает:
- На баррикады!
Две заслуженные в стеклярусе поют:
- Наша песня, как мы, молода...
Из зрительного зала раздается хохоток.
Крошечная балетная ребятва, с нарумяненными щеками, подведенными глазами и всеми повадками взрослых танцовщиц, разводит грацию и пластику.
* Достойная внимания выспренняя символятина, поясняющая балетно-пантомимное действо.
"Символический Гад" с большой буквы, "Человечество" с большой буквы, "Молот - символ"...
Тень Георгия Чулкова и символического мистицизма глядит из каждого слова и жеста этого действа.
В конце действа фанерные колеса вращаются, символизируя работу машин.
Не задорные ли это колеса мейерхольдовского "Рогоносца" добрели, наконец, обеззубев, до академической сцены?
Не те ли это самые машины, которые когда-то Луначарский называл "обезьяньими", полемизируя с "Театральным Октябрем"?
* На юбилейном концерте ГАБТ стало понятно, как создается так называемая революционная песня.
Берется старый романс, выкидываются прежние слова и заказываются Гальперину новые. (Не удалось выяснить, какой Гальперин поэт - народный или заслуженный?)
В общеизвестный "Ночной смотр" вместо наполеоновских маршалов подставлены то ли народовольцы, то ли землевольцы и, - что своеобразнее всего, - скачут они на конях.
Первая строка песни "Привет тебе, Октябрь великий" неотразимо влечет за собой ассоциацию: "Привет тебе, приют невинный" из Фауста.
А впрочем, такая тематическая подстановка - общее явление сегодняшнего эстетического дня.
АХРР под оберегаемые индивидуальные формальные приемы подсовывает новую тематику.
Вересаевщина требует у композиторов красных требников и литургий.
стр. 10
В литературе считают революционным писателем не того, кто меняет производственный подход к материалу, а того, кто обрабатывает эпизоды революции приемами Илиады или тургеневских романов.
Налепив себе на лоб спасительную кокарду темы, ходит на свободе реакционная форма, растлевая вкусы нового октябрьского человека.
* На страницах газет вижу шествие пусков и закладок. Подбор газет невелик и случаен, и все же гуд стройки с этих строчек.
Открыты:
Чита:
Новый химический завод.
Ленинград:
Выборгский Дворец Культуры.
Нарвский " "
Володарский " " (постр. в 120 дней).
Завод электроизмерительных приборов
"Электроприбор".
Тула:
Первый трамвай.
Ростов:
Рабочий клуб.
Армавир:
Электростанция совхоза "Венцы-Заря".
Станица Григориполисская:
Больница.
6 школ I ступени.
1 школа-семилетка.
Большой мост через Кубань.
Александровск на Сахалине:
Рудник Десятилетия.
Два громкоговорителя.
Радиостанция в Рыбковском.
Музей Революции.
2 школы-интерната для туземцев.
Одесса:
Экспортный холодильник.
Ташкент:
Механический завод.
Заложены:
Кичкас:
Днепровская гидроэлектростанция.
Нижний:
Большой мост через Оку.
Военный городок.
Вторая радиостанция.
Чита:
Рабочий дворец.
Москва.
Семилетка на Можайском шоссе.
Полусанаторная школа Красной Пресни.
Дворец национальностей.
Клуб завода "Каучук".
Ленинград:
2 школы на 4 000 детей.
Ростов/Дон:
Волго-Донской канал.
(С. Т.)
---------------
Как использовали действенников.
(Заметки на календаре.)
Май 1927 г...
Прочитал статью т. Подвойского. Ширь-то какая, размах-то!
Просмотрел бюллетень Октябрьской комиссии. Масса разговоров о том, что нужно сделать.
стр. 11
Художественная п/комиссия предложила ассоциации действенников разработать план демонстрации. Вопрос о демонстрации для действенников - вопрос профессиональный.
Ассоциация работает над вопросом демонстрации с 1923 г.
Июнь...
Для оформления площадей Москвы пригласили Родченку, Лавинскую и Степанову... Лефы...
Это пожалуй не плохо.
Для улицы АХРР не подходит. Если она даже и подходит то, где-нибудь в другом месте.
Редактор журнала "Клуб" т. Масленников показывал статью Жемчужного (из действенников) о демонстрации. Тов. Масленников говорит: "единственная статья, которую можно провинциалу для руководства дать".
Проспект курсов по подготовке актива к Октябрьским праздникам. Курсы организует Красный Стадион, руководит Харлампиев.
Знаю Харлампиева боксера - неужели он?
Успокаивает мысль, что работой Красного Стадиона руководит т. Подвойский. При его широком подходе к вопросу об Октябрьском празднике едва ли можно уклониться к боксу. Это, вероятно, не тот Харлампиев.
Июль...
Газеты в связи с оформлением площадей стали называть новые фамилии. Сплошной Ахрро-культ какой-то. О Родченке с Степановой не слыхать.
План демонстрации разработан действенниками. Маршрут, работа аппарата управления и связи, построение и оформление колонн, город во время демонстрации.
Октябрьская комиссия план действенников приняла в большей его части. Жаль, что не прошло предложение о встречном движении колонн. Комендант Москвы запротестовал: - это, говорит, неразрешимая задача.
Действенники предлагали разрешить. Но коменданту видней.
Не приняла комиссия и схему управления и связи, у нее оказывается, своя схема разработана. Все остальное в основном принято.
Август...
Купил сегодня только что вышедшую книжку "Массовое действо" под редакцией Подвойского и Орлинского. Труд трех коллективов массового действа.
Из петита на последних страницах видно, что руководителем трех коллективов, потрудившихся над книгой, является Харлампиев.
Прочитал.
"Демонстрация - это процессия, которая всем своим видом, всеми своими этапами говорит одно
стр. 12
и то же. Неуклонно твердит и утверждает нам идею, или свое отношение к чему-либо",
и рядом, -
"конечно, если демонстрация будет повторять одно и то же, то скоро внимание утомится и демонстрация не будет производить никакого впечатления.
Согласился.
Очевидно Харлампиев тот самый - боксер.
Сентябрь...
Действенников к работе по организации праздника не привлекли. План комиссия действительно приняла в большей части, хотя много было возражений: казалось опасным, что в плане слишком много нового, отводящего от традиций.
Потом разобрались в плане поглубже, тогда оказалось, что все предложения, выдвигаемые проектом действенников, давно уже известны комиссии. Решили в деле организации праздника действовать своими силами.
Октябрь...
Был на заседании художественной комиссии в Рогожском районе.
Принимали проекты оформления районных площадей.
Художники демонстрировали эскизы.
На Андроньевской площади хотели поставить пушку из фанеры, из дула вместо огня и дыма - надпись: "за власть советов". Перед пушкой испугавшийся буржуй.
В результате не приняли, но спорили долго и вразумительно.
Встретился на улице с одним лицом, стоящим во главе руководства по художественному оформлению праздника. Лицо жаловалось: было назначено заседание московской художественной подкомиссии с представителями районов, один представитель пришел, других не было. Явившийся представитель заявил, что он ничего от своего района представить не может.
Уже половина Октября.
Наконец удалось собрать московскую художественную подкомиссию с представителями всех районов.
Докладывался план демонстрации. Все новое за исключением словесных маршей районы провалили.
Слыхал, что Третьякову (Леф) спешно заказаны тексты словесных маршей. Представители районов обещали организовать у себя на местах большой актив, который эти марши разучит. Наиболее опытные из районного актива будут инструктироваться в центре, после чего станут руководить подготовкой маршей на местах.
Встретил Третьякова - ругается: марши составил, в центре должны были собраться человек 40; Третьякова просили сделать им указания, как читать марши. Вместо 40 пришло 5 человек. Очевидно никаких маршей не будет. Жаль.
стр. 13
4-го ноября.
Магазины украшаются первые. Много интересного.
В одной из витрин Гума, например, взяли куклу, на которую обычно надевали пальто, обрядили куклу в красную рубашку, а спереди поставили решетку из фанеры.
Наверху лозунг: "Привет узникам капитала". Скоро и дешево. Много народа останавливается, смеются.
Рядом, в другой витрине из чемоданов и других предметов, которыми торгует магазин, устроили поезд.
Около витрины толпа. Хвалят. Нравится.
Универмаг на Мясницкой (быв. Мишина). Витрина домашнего уюта: шкаф зеркальный, два кресла, окно с тюлевой занавеской. На заднем плане на каких-то тумбочках два примуса. В креслах сидят: рабочий и работница, очевидно муж и жена. Все в красном свете.
5-е ноября.
На улицах расклеены плакаты. Сначала думал: работа Ахрра, - оказалось: пролеткульта.
Как я отстал от искусства: не разбираюсь в направлениях.
Плакаты не видны на расстоянии 15 - 20 шагов. Интересно узнать: если они готовились специально для улицы, то почему их на улице не прочесть, а если они готовились не для улицы, то почему они на улице?
У Никитских ворот возле памятника Тимирязева поставили огромные вращающиеся щиты с цифрами отражающими достижения. Цифры интересные. Только уж очень трудно одному щиты ворочать, то, что написано вверху, прочитать нельзя, если стоять у щита, а отойти невозможно: другие подойдут, повернут щит и вся работа пропадет даром.
На площади Дзержинского вокруг фонтана расположили лозунг.
Чтобы его читать, нужно ходить вокруг фонтана.
6-е ноября.
Вечером ездил по Москве, смотрел. Город сильно иллюминован.
Закрепилось в памяти: дом Союзов, Могэс и дом "Известий".
Остальное слилось в общее слово: иллюминация.
7-е ноября.
Иду с Хамовниками.
Около Кропоткинских ворот небольшая задержка: сколько будем стоять? Почему стоим?
Здесь бы вот и нужно использовать аппарат связи.
Неожиданно наша колонна поворачивает вдоль бульвара и двигается по направлению к Страстному.
Сразу не поняли. Потом только сквозь деревья бульвара увидели двигающуюся с той стороны бульвара колонну. Очевидно это и есть встречное движение колонн. Если это так, то действительно никчемная затея: бульвар ничего не дает рассмотреть, ни обменяться приветствиями.
стр. 14
Довольно много поют. "Проводы", "Сергей поп", "Моряк", "Во субботу", "За власть советов", "Мой костер", "Хаз-Булат", "Потеряла я колечко".
Три последних песни слышу на демонстрации впервые.
По Тверской идет Красная Пресня.
Основное впечатление: какая огромная масса народу - даже для московских демонстраций непривычная.
Праздник Октября - наш праздник.
Я с миллионами и миллионы со мной.
Нельзя было по узкой Тверской пускать параллельно две колонны, а мы сейчас идем рядом с Красной Пресней.
Просматриваю колонны. Среди предметов оформления много диаграмм, отчетных цифр. Интересно, но не разглядишь, размеры маленькие - домашние. Каррикатур много, но тоже мелки, сделаны нечетко.
Подходим к центру - Советской площади. Через улицу лозунг: "Да здравствует мировой Октябрь, который превратил весь мир в Союз Советских республик".
Описались на плакате по неряшливости.
По площади расставлены столбы с щитами: хроника Октябрьского переворота. Интересно бы задержаться, подойти поближе, почитать.
Широкая волна демонстрантов течет далеко от этих столбов.
"Демонстрация показала, что активность массы возросла, что масса ощущает Октябрьский праздник как свой праздник, праздник миллионов и миллионов трудящихся".
Об этом писали все газеты и это так.
Демонстрация показала, что люди, которым поручается задача дать художественно-организационное оформление нашим массовым праздникам, плохо понимают свою задачу и слабо с нею справляются.
Об этом не писали в газетах, но это так.
(И. Ч.)