стр. 1
О. М. Брик
ПРОТИВ РОМАНТИКИ
Люди, которым в октябре 1917 года был 7 - 8 - 9 - 10 лет и которым сейчас 17 - 18 - 19 - 20, совсем не похожи на тех, которые в октябре 1917 года были старше.
Сегодняшняя молодежь принимает советскую власть не как проблему, а как факт. Она не принимала участия в формировании этой власти, не знает борьбы, в ходе которой эта власть возникла, не видела того врага, против которого эта власть боролась и в борьбе с которым возникла. Современная молодежь принимает советскую власть как систему управления, как существующий строй.
Но все боевое воспитание современной молодежи сводится к рассказам о былых боях, о былых врагах, о былой борьбе. Молодежь стараются воспитать в революционном духе, причем материалом для этого воспитания служат преимущественно исторические воспоминания. В результате у молодежи является желание проявить на практике свою революционность, и именно в таких формах, в каких протекала революционная борьба в прежние времена.
Романтика подполья, которой питают сейчас молодежь, вызывает в ней вполне естественные стремления изведать прелести этого подполья. Но никакого подполья, кроме контрреволюционного, в настоящее время не оказывается, и молодежь не знает, куда свою революционность девать.
Начитавшись подвигов своих отцов и дедов, современная молодежь с тоской видит, что для нее это время ушло и что вместо соблазнительного детектива ей приходится делать революцию, работая в одном из многочисленных советских учреждений.
Среди некоторой части молодых людей наблюдается весьма показательная тяга к заграничной подпольной работе. За границей, на Западе, где еще господствует буржуазия, там есть, что делать. Там можно, работая в коммунистических партиях под постоянным страхом тюрьмы и расстрела, делать революцию. А здесь, в Советской России, когда все революционеры уже взяты на штат, о какой революционной деятельности может быть речь?
Старые революционеры слишком неосторожно, слишком небрежно выдают за революционную деятельность, за единственно возможную форму революционной деятельности свои собственные автобиографии.
Необходимо точно различить биографии старых революционеров от биографий тех, которые пришли к жизни после Октябрьского переворота.
Нужно понять, что слишком частое и слишком восторженное напоминание о былых боях, о былых формах революционной борьбы может у современной молодежи вызвать только бессильную тоску,
стр. 2
бесплодное желание и свою биографию построить по образцу тех старых революционных жизней.
Современная молодежь должна понять, и нужно помочь ей в этом понимании, что революционная борьба не имеет трафаретных форм, что каждая эпоха, каждое время, каждая реальная ситуация создает свои формы этой борьбы. Баррикады, подполье, покушение, вооруженное восстание - это необязательные элементы революционной деятельности; это только вполне определенные практические методы борьбы.
Нужно очистить эти формы от обволакивающей их романтики, нужно показать их во всей их практической трезвости, нужно объяснить эти формы борьбы как тактическую необходимость, а не как какое-то моральное служение революционной идее.
Разрушив романтику подполья и баррикад, мы тем самым освободим сознание современной молодежи от вредной романтической тоски по этим сегодня ненужным формам революционной деятельности.
У нас - в Советской России - неуместны сейчас как форма революционной борьбы - ни подполье, ни баррикады, но это не значит, что в Советской России невозможна никакая революционная деятельность. Это значит только, что формы этой деятельности стали иные.
Звучит как-то странно, что, сидя в канцелярии, а не в подпольи, сидя за письменным столом, а не стоя на баррикаде, можно вести революционную борьбу. Но кажется это странным только тем, которые раз и навсегда отравлены революционной романтикой и которые к революционной борьбе относятся не как к огромному практическому делу, а как к оперной постановке с выстрелами и красными знаменами.
Этим романтикам в конечном счете почти безразлично, с кем и во имя чего бороться. Им важна не практическая, а эмоциональная сторона дела; поэтому часто такие романтики создают себе фиктивных врагов и, размахивая картонными мечами, смело бросаются в бой, выкрикивая все полагающиеся эффектные, но уже обессмысленные лозунги и девизы.
Романтика прошлого - плохое воспитательное средство для боевых революционеров. Прошлое грузом лежит на всяком человеке, и революционное прошлое не составляет в этом случае никакого исключения. С прошлым делать нечего. Прошлыми идеями не вдохновишься. Прошлые формы борьбы не используешь, а живому человеку нужно дать такое, что можно использовать, чем можно вдохновиться.
Прошлое нужно изучать трезво, без романтики. А вдохновляться нужно будущим и борьбой за это будущее.