стр. 46

     В. Жемчужный.

     ДЕМОНСТРАЦИЯ В ОКТЯБРЕ.

     По заданию Московской Октябрьской комиссии Ассоциация Действенников разработала детальный план московской демонстрации в праздник десятилетия. Статья излагает те принципы, которые легли в основу этого плана.

     Обследования показали, что теперешние демонстрации, устраиваемые по традиции в дни революционных праздников, не удовлетворяют массу участников, не дают ей той зарядки бодрости, которую давали демонстрации хотя бы 1919 года. Демонстрация превращается постепенно в обряд, в скучную утомительную повинность. В связи с приближением праздника десятилетия нужно коренным образом пересмотреть вопрос о демонстрации. Организаторам празднования необходимо подумать о видоизменении установившейся формы демонстрации, так как на сегодня эта форма оказывается устаревшей, не соответствующей условиям сегодняшнего быта.
     Почему это произошло?
     Достаточно припомнить, что и демонстрация возникла и существовала до революции (а на Западе существует и сейчас), как средство непосредственного нажима на буржуазию. Рабочая масса выходила на улицу для того, чтобы добиться путем демонстрации увеличения зарплаты, уменьшения рабочего дня, пособий при безработице*1. В задачу демонстрантов входило дезорганизовать городское движение и показать опешившему буржуа свои силы.
     У нас в годы гражданской войны, когда каждый трудящийся был солдатом революции, демонстрация имела значение военного смотра, военного парада. Здесь решающим был подсчет сил, показ боевой готовности как организаторам революционной обороны, так и агентам контр-революции.
     И в том и в другом случае цель демонстрации была очевидной для всей массы участников. Каждый понимал: для чего он должен выйти сегодня на улицу.
     Данная целевая установка определяла организационные формы демонстрации: ее маршрут, построение колонн, характер движения, поведение демонстрантов.
     Переход к мирному строительству поставил перед нами другие задачи и цели. Однако они не нашли своего отражения в демонстрации. Ее форма, сложившаяся еще в дореволюционные и военные годы, осталась той же, хотя изменились производственные и бытовые условия, возникли иные политические лозунги.
     Правда, в первые годы нэпа делались попытки заменить военную строгость наших демонстраций карнавальными увеселениями. Однако оказалось, что далеко не всегда эта карнавальность может
_______________
     *1 См. "Новый Леф" N 1.

стр. 47

соответствовать содержанию тех лозунгов, под которыми шли демонстранты. Кроме того, современному горожанину, окруженному индустриально-оборудованной средой, чужда старомодная романтика карнавальных увеселений - Карнавалы не привились.
     Делались попытки осовременить демонстрацию путем изменения ее убранства. Но это было совсем бесполезно, так как центр вопроса лежал не в устарелых украшениях, а в устарелой организационной форме. У массы участников было утеряно представление о конкретной цели демонстрации. Рядовой участник перестал понимать - для чего он должен пойти в демонстрации.
     Понятно поэтому, что основная задача, которую должны поставить перед собою организаторы октябрьского праздника, заключается в том, чтобы найти такую форму демонстрации, придать ей такой характер, который привлек бы массы к участию в демонстрации не в силу привычки и традиции, а в силу непосредственной заинтересованности.
     В данном случае самое содержание праздника уже подсказывает характер демонстрации. Это прежде всего смотр местных достижений во всех областях десятилетней стройки. Это смотр нашего роста, парад успехов наших фабрик, заводов, учреждений. Итог на вчера и план на завтра.
     Чрезвычайно важно так организовать демонстрацию, чтобы весь этот смотр был развернут перед самой массой демонстрантов. Показать демонстрацию самим демонстрантам, - вот задача, которая при верном ее решении даст новый смысл демонстрации, увеличит ее воздейственную силу.
     Если до революции объектом, перед которым развертывалась демонстрация, была буржуазия, были органы государственной власти, если в военной демонстрации таким объектом являлись организаторы революционной обороны, то теперь таким объектом должна стать сама масса участников.
     До сих пор обычно рядовой участник только из последующих газетных отчетов мог получить представление о демонстрации в целом. Сам он кроме ближайших рядов не видел ничего. Демонстрация приобретет для него новый смысл, если он теперь увидит сам эти тысячные массы, просмотрит отчет наших успехов.
     Организаторы должны взглянуть на демонстрацию глазами рядового участника и с этой точки зрения пересмотреть привычную форму шествия. Так реорганизовать демонстрацию, чтобы вся масса ее участников стала центром праздника, - вот основная задача.
     Два примера, иллюстрирующих эти положения.
     1. Маршрут наших демонстраций обычно все еще имеет характер военного смотра. Построив маршрут так, чтобы организовать встречное движение колонн, - мы сможем показать демонстрацию всем ее участникам.
     2. При организации наших теперешних демонстраций жизнь города оказывается никак не налаженной. Здесь мы неуместно копируем опыт дореволюционной демонстрации - когда до революции

стр. 48

забастовавшие рабочие выходили на улицу, - обычная городская жизнь замирала: прекращалась торговля, бездействовал транспорт, буржуа прятались по квартирам. Эта дезорганизация жизни буржуазного города была одной из задач дореволюционной рабочей демонстрации.
     В условиях победившей революции эта задача, конечно, отпала. Устраивая теперь демонстрацию, мы должны будем стремиться не к дезорганизации обычной жизни советского города, а к реорганизации ее для наилучшего обслуживания самой демонстрации. Это значит, что нужно приспособить для обслуживания демонстрантов работу городского транспорта, общественного питания, детских учреждений и т. п.
     Изменить привычную форму демонстрации в соответствии с новыми бытовыми и производственными условиями, использовать для обслуживания демонстрантов техническое оборудование современного города - вот задача, которую мы должны будем разрешить в октябре.

     ---------------

     От редакции: рукописи не возвращаются.

home