стр. 37
КОРРЕСПОНДЕНТЫ
Под рубрикой "Корреспонденты" Леф помещает целиком или в выдержках наиболее интересные, присылаемые в "Новый Леф" письма и заметки.
Уважаемый т. Маяковский!
Я - шахтер Анненского р-ка (Донбасс), первый месяц как состою подписчиком вашего журнала "Новый Леф". Прочтя полученный мною ваш
стр. 38
журнал N 3, я не мог не утерпеть, чтобы ни написать вам эти строки. Все, что написано в N 3 журнала, мне оказалось так ценно, что я долго сожалел, что не состою давно подписчиком "Нового Лефа". А еще я очень сожалею, что у вас так мало читателей (всего 3 000 экз.). Так разрешите, товарищ Маяковский, пожать вам крепко руку! Если в вашем журнале всегда так пишут, то ваш журнал лучше всех журналов. Это вам скажут те, кому дорога советская власть.
Может, это только мои такие понимания, но я многим читал ваш журнал, и все говорили только с хорошей стороны.
Конечно, вы не прочь будете, что я вам завербую несколько подписчиков.
Теперь, жму еще вам руку.
Конечно, не осмелюсь просить, чтобы вы удостоились написать мне несколько строк. Итак, привет всем вашим сотрудникам. Я ведь тоже рабкор.
С приветом А. Е.
...............
Зал (заметьте - зал 1 МГУ)... Со стенок холсты... С холстов портреты: дама, еще дама, еще дама в шляпе (подпись - Келин; дата 1911 - 1917 гг.).
С необъятного СССР необъятные пейзажики... (писано же в бытность Российской империи); подписи - Аладжалов, Петровичев - знакомы, как знакомы беспартийные лошадки Туржанского. Дальше - портрет в рост молодого человека... в латах. Ван-Дейк 1913 года по-московски. Живописал этого рыцаря в доспехах Малютин; он же дамский портретист (насчитано около 10); он же вождейписец; он же автор натюрмортов. Натюрморт - воспевание вещи. Следовательно - старинные табакерки, старинные кинжалы, старинные шкатулки, вазы, шелка. Горшановская бутылка звучала бы здесь оскорбительным диссонансом...
Хотите не "старинного" - идите дальше... Шахты... Поэтому картины черные и ничего не видать. Все-таки различаем - донбасский забойщик. На пиджаке красный значок... С продукцией этого жанра знакомы по прошлогодним выставкам. Однако смущает надпись: "Шахтер-англичанин или шахтер-инвалид" (Ю. Уэльс), а далее: "Из поездок в Англию в 1924 году народного художника РСФСР Касаткина". Извините, может, этот "народный" и ездил туда, но раньше эти шахтеры были русскими, сколько ни подписывай под ними.
Рядом акварелька (под Елизавету Бем - была такая, херувимов в боярских костюмах рисовала); изображается: возлежащая женщина с косами распущенными, с грудями "разметавшимися", все как следует, и автор не забывает подписаться: "народный художник РСФСР Касаткин", а по рисунку наискось: "глубокоуважаемому Анатолию Васильевичу Луначарскому в XXX славной художественной деятельности".
А вот более сознательное, "диалектическое", отношение к нашей бренной действительности. Автор - Курилко (ах, это тот самый, который... ну, словом, Большой театр!). Выступает же он на этот раз в роли неистового обличителя, знаете кого?.. милитаризма (да, да!). То, что с небольшим опозданием, это нас не касается. Лучше посмотреть, какими средствами агитации он пользуется, и как это у него выходит: листы графики. Обрамление в путаном латинском шрифте; в меру киновари, золотца; евангельский текст; "ubi, ubi carsus sanguis" (совсем возрождение средневековья!) манера - винегрет из Дюрера, Ботичелли и Кранаха. Нарисован молодой человек с отложным воротничком, с повязкой на глазу. К рисунку прикреплен листок, где каллиграфически выведено:
Средь лицемерных наших дел...
...... и т. д. ......
своих покинувших ветвей.
(некрасовские стишки списаны полностью). Что это означает, становится понятней на соседних листах... Мадонна-старушка (с магдалинской слезой)
стр. 39
в чудовищно костлявых пальцах держит причастную чашу (по настроению и худобе старушки - совершеннейший Моралес, художник упадочной Испании XVII века). Дата 1915 г.
Сверху снова бумажечка с тютчевскими "слезы людские, о, слезы людские", а внизу услужливо приколот на кнопочках свежий лозунг Курилко: "Трудящиеся мира! Помните слезы своих матерей и боритесь против империалистической войны!"
Все это на одной только выставке 1927 г.
Выставка не просто какого-нибудь "О-ва московских художников", а точно указующей направление: "Объединение художников-реалистов".
Поистине, велико изобразительное паскудство!
Леонид Волков. Москва.