стр. 38
Вит. Жемчужный
ЛЕФ И КЛУБ.
Нужно признать откровенно: наши клубы плохи. Разговоры о всякого рода кризисах в клубном деле стали общим местом. И несмотря на это, здесь все еще имеется немало любителей прикрывать низкую действительность возвышающим обманом. - В клубной литературе - разительно несоответствие между декларациями о клубе и клубной практикой.
Клуб декларативно.
1) Кузница пролетарской культуры.
2) Место, где формируется рабочая общественность.
3) Своеобразный дом отдыха, дающий ежевечернюю зарядку на следующий рабочий день.
Клуб в действительности.
Либо захарканный зальчик, занимаемый под утомительные наши собрания и заседания, куда ходят по обязанности.
Либо помесь пивной и плохого театра, куда ходят, когда деваться некуда.
Либо своеобразный монастырь, где выступают с проповедями о вреде водки и развратной жизни, где заштатные лектора нудно рассказывают о сороковых годах, о происхождении Рима и об ихтиозаврах и куда вообще не ходят.
В лучшем случае это - дешевая киношка или бесплатный танц-зал*1.
_______________
*1 Разумеется, есть и исключения. Из нескольких тысяч наших клубов их можно насчитать несколько десятков. Это - преимущественно центральные клубы, имеющие деньги и квалифицированных работников.
стр. 39
Ни "Кузницы", ни общественности, ни отдыха нет в сегодняшнем клубе.
Но, самое главное, в нем нет - злободневности. Клуб все еще строит свою работу преимущественно на воспоминаньях о прошлом. О сегодняшней же действительности вспоминают клубники в связи с "кампаниями" и "днями". Подходят к ней с опаской, забронировавшись циркулярами и инструкциями. Отделываются от нее запрошлогодней агиткой, в которой буржуй поет куплеты о своей кровожадности, а румяная девица в кокошнике на мотив цыганского романса пропагандирует кооперацию.
Работа "кампаниями" рождает работу "на показ". Обычно грязный клуб моется только к торжественному "дню". Вместо хотя бы медленного накапливания оборудованья, клуб растрачивает деньги на "украшения" к "дням" - на елки, портреты, лозунги.
Клуб не приспособлен к рациональному обслуживанию разнообразных бытовых потребностей своего клиента. У него нет для этого культаппаратуры (души, массаж, рационально оборудованная читальня, ясли, фото-лаборатория, радио-мастерская и т. д.). Практическое обслуживание подменяют в клубе раздачей неосуществимых рецептов по новому быту.
Работа "на показ" приводит к тому, что рабочий опыт не учитывается. Большая часть так называемой "Клубной методики" изолирована от действительности, а потому спекулятивна. Здесь стройно и очень детально изложены все формы и методы клубной работы, но оперируют они не с настоящим, а с "декларативным" клубом.
В клубной практике и методике еще далеко не изжиты приемы старого "внешкольничества", когда "просветитель" "опекал" "народ". У нас до сих пор еще подсюсюкивают в клубной работе. Не даром же за последний год на массовых вечерах начали практиковать игры, целиком взятые из дореволюционных детских сборников.
Не даром же иные клубники до сих пор еще умиляется любительскими постановками Островского: - "Совсем, как в настоящем театре!".
На этот вот рахитичный клуб нужно повести атаку. Поднажать плечом на старье, разводящее здесь торжественную скуку. Проветрить комнаты.
Леф опубликует ряд практических предложений клубов.