стр. 227
А. Запровская
ФРАНЦ ЮНГ
Пролетарий. Красная неделя. Повести. Из-во "Мосполиграф" 1924 г., 159 стр., ц. 90 к.
Рабочий поселок. Роман. 1924 г. Изд-во "Мосполиграф", 148 стр., ц. 90 к.
Завоевание машин. Роман. 129 стр. Изд-во МГСПС "Труд и книга", ц. 90 к.
Франц Юнг - немецкий коммунист. Как многие интеллигенты на Западе, он пришел к коммунизму по особому пути, по пути судорожных, индивидуальных исканий в людях, в обществе - человечности. Не классовая сознательность и марксистское понимание исторического развития толкают их к коммунизму, а классовую точку зрения они находят, как единственный выход из этих психологических исканий, из несоответствия индивидуальности и общества. По творчеству Юнга хорошо можно проследить этот путь. В первом периоде своего творчества, с 1911 - 1918 г., присматриваясь к людям, он видит непонятное, дикое метание, беспокойство, необ'яснимую боль, которую причиняют друг другу любящие люди. Характерны для этого периода две книжки: "Das Trottebuch" в начале и "Der Sprung aus der Welt" (Скачок из мира) в конце этого периода. В первой книжке несколько набросков метущихся людей с некоторой иронической прикраской, во второй - иронии нет, есть отрывистый трагизм в положении трех людей, ищущих, недовольных, оторванных от общества. Отсюда идут два пути. Один - дальше вниз, в мистику, по которому пошли многие другие немецкие писатели. Франц Юнг избрал другой путь. С 1918 года он входит в рабочее движение
стр. 228
Германии, принимая в нем активное участие. В 1920 г., как делегат конгресса Коминтерна, он посетил Россию. В коммунистическом рабочем движении он находит разрешение своих исканий. Причину хаоса, беспокойства он находит в том, что человек необщителен, а общительность возможна в работе, в труде. Только рабочие трудятся, и в коллективном труде рабочих, в коммунизме, Юнг находит разрешение тех психологических и общих проблем, которые его беспомощно мучили раньше.
Это и есть второй период творчества Юнга. От психологического описания социально неопределенных людей - мужчин и женщин - он переходит к изображению рабочей массы, являющейся теперь главной темой его произведений.
Свое мировоззрение этого периода он изложил в двухтомном сочинении "Die Technik des Glucks" (Техника счастья), написанном в 1922 г. Ушедший от индивидуализма Юнг является здесь пламенным трубачом коллективизма, как освободителя индивидуальности. Индивидуум, работа, коллектив и любовь сплетаются у него в неразрывное целое. Его анализ и об'яснение счастья, коллектива, капитала не носят марксистского характера, но толкает его к марксистским выводам. Капитал, религию, государство он выводит не из сущности капиталистического способа производства, а рассматривает как-то разрозненно, как самостоятельные величины. В революции Юнг ищет созвучия с окружающим, с природой, какого он не мог найти буйными исканиями в буржуазном обществе.
стр. 229
Коллектив он понимает как что-то великое, самодовлеющее, самостоятельное. Эти своеобразные размышления и взгляды, являющиеся продолжением и дальнейшим органическим развитием предыдущей работы Юнга, отразились и на его творчестве, особенно на произведениях, относящихся к тому времени: "Пролетарий", "Красная неделя" и на его драме "Die Kanaker".
Повесть "Пролетарий" написана в 1921 году. Ее трудно изложить, как и все произведения Юнга, относящиеся к тому времени и характеризующиеся отсутствием больших героев и страстей. Ее схема такова. Демонстрация рабочих в Берлине. Правительство стреляет в демонстрантов. Массовые аресты. Тюрьма, допросы разных, даже случайно захваченных людей. Новая демонстрация против ареста участников предыдущей, опять аресты.
В этих событиях передается психология коллективного человека, участвующего в демонстрации, потом попавшего в тюрьму. Этот человек даже именем не обозначен. Эпизодично выделяются отдельные люди - Фридрих Крютер - рабочий, профессионалист революционер и его друзья Отто, бывший кельнер, и конторщик Пауль, которые совместно предпринимают кражу документов из конторы фабрики. Крютер был приговорен к казни, но он сам повесился в тюрьме.
Коллективное чувство солидарности рабочих в демонстрации прекрасно передано Юнгом, - показано, как кондуктор трамвая при виде демонстрации выключает электричество, выгоняет пассажиров, как другие рабочие снимаются с фабрик; демонстрация ярко выступает перед глазами читателя. "Несли красные знамена, плакаты, полотнища. Ближе к концу шествия две девушки несли огромный лист картона, грубо разрисованный мелом. Этот картон, вероятно, перед тем долго валялся, свернутый в трубку, где-нибудь на фабричном дворе или в пакгаузе. Девушки напрягали все свои силы, борясь против ветра - процессия шла слишком быстро".
Прекрасно даны типы правительственных чиновников, следователей, служащих контор и других.
Коллективизм рабочих является лозунгом Франца Юнга. Этот коллективизм пронизывает, захватывает, связывает всю повесть в целое - в чувство, в поступки коллектива. Невидимыми
стр. 230
нитями втягивается отдельный человек в этот коллектив, чувствует успокоение и становится опять несчастен, когда он выходит или когда его вырывают из коллектива. О таком коллективном человеке-заключенном Юнг говорит:
"Что такое заключенный?
Заключенный просто напросто человек. Если хотите, он собирательный тип всех привлеченных к ведущемуся следствию, - каждый из них - заключенный, каждый из них - он. Он - выявившийся образ того общего, что есть у них, образ живущий с ними, возле них, под ними. Видимый им и каждому из нас в лице наших сотоварищей и братьев... которые порой рассыплются в разные стороны прочь друг от друга, а затем медленно, но неудержимо влекутся к сплочению...".
Юнг изображает этого коллективного человека в момент под'ема, когда тот с знаменем в руках гордо, сплоченно шествует по всей улице и полон силы и надежды. Юнг изображает его и во время упадка в тюрьме, когда в него, отделенного от других товарищей, крадутся сомнения, разочарования, даже подлость и коленепреклонство перед начальством. Показана раз'едающая недоверчивость рабочих в период упадка, разрозненности. В повести "Пролетарий" вызываемые этим отрицательные черты коллектива и отдельного рабочего преобладают над положительными.
Не только потому, что Юнг слишком честный и искренний писатель, чтобы прикрывать правду, как это об'ясняется в русском предисловии, но и потому, что в этой повести Юнг еще не свободен от абстрагирования, он и здесь отметил свою старую проблему - взаимоотношение индивидуума и общества, и хотя приводит ее к синтезу в коллективе, но и в этой повести он еще мечется в поисках коллектива.
Выделенное им отдельно лицо Кютера без этого непонятно. Кютер выдвигается из рабочих в вожди, но потом, чувствуя на себе недоверие коллектива, становится беспокойным, беспочвенным человек, которому остается только петля. Этим об'ясняются перебои, перебрасывание и нервность в рассказе.
Отдельная личность еще не тесно слилась с коллективом, сам коллектив еще не спаян, проблема слияния личности с коллективом намечается в повести, но еще не разрешена вполне положительно. Это дает возможность говорить автору о Кютере: "Любовь пролетариата тоже
стр. 231
не поддержала его. Кто знает эту любовь, материнскую любовь черной сплоченной массы, в постоянном брожении раздирающей на части свою собственную плоть? В силах ли эта любовь оберечь, защитить, согреть и возродить покинутого, одинокого, несчастного человека? Какие возможности любви есть у класса, который сам не любит себя? Только столкнуть человека в пропасть и уничтожить. "Поди прочь, собака! - вопиет эта любовь, посторонись, дай место другим!".
Несмотря на правдивую характеристику коллектива, коллектив у Юнга делается какой то самодовлеющей, неестественной величиной, и у автора возникает недооценка других величин, соприкасающихся с этим коллективом. О капиталистах он говорит: "Таковы ли должны быть божьей милостью господа наделенные незримой властью свыше? Ведь, все это сплошные идиоты, недоноски, несчастные нытики; довольно поддать им коленом в зад, чтобы из них дух вышел вон".
Но если капиталисты так ничтожны, почему же пролетариату так трудно бороться с ними? Это Юнг об'ясняет не соотношением классовых сил, а свойствами пролетарской массы: "Тут Пауль понял в тысячный уже раз, что только благодушие, тяжеловесность, неподвижность пролетарской массы и таящееся среди рабочих взаимное недоверие могут заставить трудящегося терпеть над собой владычество такой бессильной сволочи".
Эти, может быть, и действительные свойства рабочей массы об'ясняются самостоятельно, не выводятся из других, основных причин и приобретают роковой, почти идеалистический, характер.
Такой анализ был нужен, чтобы проследить дальнейшее литературное развитие Юнга. Это ничуть не уменьшает достоинств произведения, являющегося правдивым и искренно сочувственным коммунизму отражением рабочей массы в ея под'еме и упадке.
"Красная неделя" - написана в 1922 г. Это рассказ о том, как пригородный рабочий поселок во время восстания в городе разгоняет солдат, вооружается, организует свою власть, и как это восстание подавляется войсками правительства. Эта повесть - шаг вперед в литературном развитии Юнга. Коллектив здесь является более сплоченным, цельным. Знаменательно, что к рабочим присоединяется отряд вооруженных крестьян из соседних деревень.
стр. 232
Обыски вооруженного отряда в поселке, жестокое издевательство солдат над рабочими семьями, дружное восстание после того, когда рабочий убивает солдата, несмотря на то, что рабочие семьи до этого жили далеко не дружно и не в согласии. Показана сила рабочего коллектива, сплоченность и могущество. Теневые стороны рабочего коллектива находят свое отражение и здесь, но они являются органической составной частью повести, без таких метаний и исканий, как в повести "Пролетарий". Проблема Юнга - индивидуальность и коллектив - принимает здесь более стройный характер. Но некоторый, хотя и не такой яркий, прообраз Кютера есть и в этой повести. Это такой же, как тот, оттесненный рабочим коллективом совершенно больной человек Гоман, выдвинутый раньше из рабочей среды, как вожак рабочих. Очевидно, вопрос о личности, выжатой, использованной и отброшенной рабочим коллективом, является больным вопросом для Юнга, органическим продолжением тех вопросов, которые занимали его в первый период творчества.
Намечавшаяся в первой повести любовь к труду, так как труд для Юнга - основа коллективизма, здесь дана ярче. Он говорит после завоевания власти рабочими в поселке.
"Не малой заботой была мысль о том, когда же они получат возможность снова приняться за работу. Они радовались при этом - теперь это будет совершенно другое дело. В глубине души каждый видел, как он стоит опять на своем месте и работает так, что искры летят во все стороны - только так дело и пойдет на лад. Ведь, в конце-концов, каждый понимает свою специальность. Там ему шутки шутить, там он может показать другим, что значит работать".
В том же году был написан роман: "Рабочий поселок". Этот роман показывает рабочий коллектив не в войне и непосредственной борьбе, а в творческой, созидательной работе. Это - как бы маленький, отраженный в капле, в росинке прообраз социалистического коллективного рабочего строительства. Роман этот нельзя назвать гимном коллективному труду - в нем нет ничего торжественного, но этот труд упорно и настойчиво проникает во все мелочи рабочего быта и преобразовывает всю жизнь рабочих, именно потому, что это коллективный труд, труд без всякой пышной прикраски, изображенный просто, повседневно.
стр. 233
Юнг сам во вступлении, поименованном "Самокритика", говорит: "Вот из чего мы должны исходить. Героизм в изображении - опасная ошибка. Он буржуазен, мы же, напротив, упорно хотим быть людьми".
В романе изображен рабочий поселок за городом, построенный рабочими, которым капиталисты-спекулянты давали аванс и кредит для строительных работ. Когда цена на землю увеличивалась, капиталисты стремились более выгодно использовать землю и сгоняли рабочих за неуплату процентов и невыполнение договора. Такая судьба предстояла и поселку "Трудовое об'единение".
Рабочие искали исхода из создавшегося положения. Они привели поселок в благоустроенный вид. В начале ссорившиеся недовольные поселяне, по предложению молодежи, устраивают площадку. Ребята из двух последних поселков, раньше беспощадно воевавшие между собой, теперь присоединяются к поселку "Трудовое об'единение" и проявляют большую энергию в устройстве площадки. Молодежь, раньше занятая любовными интригами, начинает заниматься физическим воспитанием и подталкивает старших к коллективной работе. Устраивают воскресники для очистки улиц. Появляется общая техническая мастерская. Сговариваются с двумя другими поселками и арендуют землю у соседнего разорившегося помещика, устраивают школу. Но кредиторы за неуплату процентов собираются выселить часть рабочих. Жилищные беспорядки в городе и помощь партии и союза спасают положение рабочих, и проезжий агитатор указывает, что этим еще ничего не сделано, предстоит еще большая и упорная борьба со всем капиталистическим строем. Здесь Юнг показал, как создается маленькое дело коллективными руками рабочих. Оно вольется в большой поток другого коллектива, задача которого завоевать весь мир. В заключение он говорит: "Не извне явится колосс социальной революции; он выростает из них же самих, из нашей веры и наших жертв".
Но и в эту повесть ввел Юнг свою излюбленную тему о противоречиях личности и коллектива. Он вводит сюда Ганса Меркеля, о котором говорит, что тот не умеет ладить с людьми. Его толкает что-то на беспричинные споры с женой, какая-то гордость, упрямство толкают его обругать в ссоре с соседом трудовой коллектив в то время, как он является
стр. 234
самым активным его организатором и больше всех сочувствует ему. Его выгоняют.
Юнг обостренно болезненно переживает боль отдельных людей, выталкиваемых из коллектива. Неспокойными, метущимися несет он их с собою из первого периода своего творчества. О Меркеле он говорит: "Ганс был недоволен собой. Он не знал покоя, за что бы он ни взялся".
Люди эти с двойственным положением. С одной стороны - те, которых рабочий коллектив выдвигает, поднимает на себе, но которые выделяясь отрываются от него и неизбежно становятся во враждебные отношения к коллективу. Таковы Фридрих Кютер в "Пролетарии" и Гоман в "Красной неделе". С другой стороны - Ганс Меркель, который двойственен с самого начала и не связан тесно с коллективом, производством. "Ганс, как сын привратника, с самого начала попал в двойственное положение" - определяет его Юнг. Он органически не сросся с коллективом и поэтому его связь с коллективом непрочная. Коллектив его выгоняет. И жена Меркеля со слезами на глазах и болью в душе смотрит на собрание рабочих трех поселков, среди которых для нее нет места.
Эти фигуры остаются глубоко трагичными и интересно, какое дальнейшее развитие им даст Юнг, если он вернется к этой проблеме.
Написанное в этом же году драматическое произведение "Die Kanaker" ярко выявляет слабые стороны творчества Юнга. Проблемы разрешаются не в действии, а в абстрагированных суждениях, что является губительным для драматического произведения. О проблеме взаимоотношения личности и коллектива рассуждают два философа, один "в сером", другой - с коричневой бородой. Первый из них нерешителен и боится за индивидуальность в коллективе. Другой доказывает, что индивидуальность лучше всего сможет проявить себя в коллективе. Оба персонажа срывают маски и оказывается, что философ "в сером" - Уэльс, а философ с черной бородой - Ленин. То, что Юнг привлекает Ленина к философствованию на эту проблему, доказывает, какая эта проблема живучая и важная для Юнга.
Роман - "Завоевание машин" написан в 1923 году. Это произведение выходит из рамок поселка. Первая часть - это восстание, начавшееся в рабочем городе, кончается также
стр. 235
неудачно, как "Красная неделя". Но здесь показан сильный противник рабочих - капиталисты, организованные в тресты и об'единения, доказано, как восстание используется трестом для борьбы со своими конкурентами и, весьма возможно, было им подготовлено. Во второй части показано царство капитализма. Разорение создавшимся крупным электротрестом капиталистов-конкурентов. Уменьшение заработной платы, бессилие правительства и рабочего министра, который дан Юнгом с едкой сатирой. И вторично неудачное восстание, которое без руководства вождей и партии остается висеть в воздухе, не зная, куда направиться, и поэтому легко подавляется правительством. Но рабочие понимают, что дело революции - завоевание машин, захват организации труда в свои руки. Третья часть рисует подготовление войны между Японией и Америкой, которая в Японии превращается в гражданскую войну. Пролетариат Японии победил, близка победа всемирной революции. В этом романе действуют только массы. Массы и машины, которые завоевываются рабочими. Нет тех колебаний у Юнга, которые замечались раньше - революция из поселка выводится на всемирную арену. Этим дается понять, что только при всемирной солидарности, коллективизме рабочих возможна всеобщая социальная революция.
Это, конечно, как и другие произведения, являются отражением неудачных вспышек революции в Германии. Недаром в конце повести "Красная неделя" Юнг говорит:
"В заключение вопрос: скажите, где это было? Это трудно сказать, потому что во всей Германии едва ли найдется хоть одно место, где бы ни происходило чего-нибудь подобного".
Произведения первого периода творчества Юнга написаны отрывистым языком экспрессионистов. Если в первых рассказах из книги "Das Trottelbuch" есть еще цельность и связность предложений, то в одном из последних романов этого периода "Скачок из мира" - предложения пляшут перед глазами, бросая короткие выкрики, восклицания или вопросы. Часто между предложениями нет никакой связи.
С изменением содержания во втором периоде творчества изменился и стиль произведений.
стр. 236
Попрежнему осталась динамичность и напряженность. Короткие фразы Юнга прерываются длинными, что создает большую выразительность, свойственную всем немецким экспрессионистам. Но замечается большая концентрация, большая связанность стиля, фразы вытекают одна из другой. В предисловии к "Рабочему поселку" Юнг говорит: "Наблюдайте за тем, как я орудую с фразами. Проверяйте применимость технического материала и радуйтесь, когда он порой начинает кружиться в неудержимом вихре".
И действительно, предложения Юнга начинают кружиться в неудержимом вихре, но они не разлетаются в разные стороны, а складываются в связанное целое. Эта стройность увлекает читателя, несмотря на то, что в произведениях очень много места уделено рассуждениям и в них нет фабулы в принятом до сих пор виде. С виду страницы романов Юнга напоминают научное исследование, но они становятся живыми при своеобразной, напряженной манере писания Юнга.
Несомненно, что Юнг растет как художник. Его мировоззрение становится стройнее и марксистски обоснованнее. В небольшой брошюрке, вышедшей в 1924 году: "Der neue Mensch in neuer Russland" (Новый человек в новой России) Юнг говорит о пролетарской литературе и культуре, говорит, как определившийся марксист, без того метания и тех исканий, какие видны в его "Технике счастия". Здесь он говорит, что борющемуся пролетариату нужна литература простая, жизненная: "Не нужна больше пропаганда, ни пламенные воззвания, не нужна больше сентиментальность, ни ударение в самопожертвование и героизм, нужны простые рассказы, повседневная жизнь, само собой понятное - о том, как родился новый человек, как живет он и другие с ним. Но несмотря на это, и именно без всех этих необходимых средств зажигания литературы классовой борьбы, влияние таких рассказов на тех, кто еще держится за укрепления буржуазии, будет тем более потрясающее и сильное".
Будем надеяться, что Франц Юнг пойдет по этому пути в своем дальнейшем творчестве.