стр. 266
Исбах.
ПОД ЗНАКОМ КОМСОМОЛА.
"ПОД ЗНАКОМ КОМСОМОЛА." Литерат. альманах группы пролетарских писателей "Молодая Гвардия". N 2. Издание "Молодая Гвардия". М.-Л. 1924 г. Стр. 208.
Группа "Молодая Гвардия" выпускает уже второй альманах. Надо сказать, что за период времени от 1 до 2 сборника группа далеко ушла вперед. Из беллетристов в альманахе - Марк Колосов, Шубин, Костерин, Артем Веселый, Герасимова и Хаит, - почти все, что есть в нашей комсомольской беллетристике.
Рассказы Колосова "Тринадцать" и Шубина "Комсомольская весна" - первые рассказы, освещающие жизнь комсомола. Рассказы уже печатались в "Молодой Гвардии". "Тринадцать" - это яркий свежий эпизод из жизни молодого рабочего парня, вступающего в комсомол. В рассказе есть, подчас, некоторая слащавость, но она стушевывается в общем ходе повествования.
Рассказ Шубина, как и все рассказы этого автора, написан сочным языком, отмечает очень интересный психологический момент из жизни актива комсомола в небольшой бытовой картинке.
Рассказы Костерина и Артема Веселого уже не специально комсомольские, - это
стр. 267
картинки из нашей гражданской войны. Кастерин дает в своем рассказе "Огневица" ряд психологических очерков - отдельных героев. Артем Веселый в сколке из "Рек огненных" в противовес Кастерину не дает отдельных типов, а дает массу, матросню, действовавшую в нашу гражданскую войну. Тут перед читателями проходит яркий эпизод этой войны. Отрывок лучше первого помещенного в прошлом альманахе.
Интересный момент из нашего быта, из прибытия рабфаковцев на отдых в деревню, дает Валерия Герасимова в рассказе "Граммофон".
Слабее других рассказ Хаита, тоже эпизод из гражданской войны, но натянутый, написанный неубедительно.
Из поэтов в книжке опять-таки - цвет комсомольской поэзии. Тут Безыменский, Жаров, Малахов, Кузнецов, Голодный, Доронин, Шведов и др. Все стороны комсомольской жизни отражены в стихах. Тут и свежая комсомольская лирика Жарова, Светлова и др., тут своеобразное слияние города с деревней в стихах Доронина, заводская лирика Шведова, деревенский быт Серафима Огурцова, и такие - уже более крупные - вещи, как "Весенняя прелюдия" Безыменского, "Песня о червонце" Жарова, - первое выступление этого поэта не в лирической области. Жаль, что в сборнике нет хотя бы отрывков из "Комсомолии" Безыменского, нет новых стихов Малахова, дающих уже живого человека революции, в частности, живого комсомольца.
В общем, надо сказать, что сборник представляет большой вклад комсомола в нашу литературу. Все же мы ждем от наших комсомольских поэтов больших полотен, ждем того, что они дадут в своих рассказах и стихах отражение такой богатой и такой новой жизни комсомола. Приходится сказать, что пока это есть еще в очень и очень небольшом размере.