стр. 256

     Г. К.

     ЛЕДОХОД.

     Александр Жаров. "ЛЕДОХОД". Группа пролетарских писателей "Октябрь". Ледоход. Стихи. Издательство Молодая Гвардия 1923. 46 стр.

     Вместе с Жаровым приходит в литературу новое поколение, для которого Революция 1905 года является смутным воспоминанием детства, но которое пережило гражданскую войну в эпоху пролетарской революции, выросло в обстановке Советской республики.
     Что создало Жарову ранний и быстрый успех? Прежде всего Жаров - поэт молодости. Недаром эпиграфом к своей книге он поставил свои собственные стихи:

          Полно, звезды, стыдливо скрываться,
          Хорониться за облачный мир!
          Сколько лет вам? А мне - восемнадцать!
          Хорошо погулять молодым.

          Но есть молодость и молодость.
          Языков, например, тоже поэт молодости:

          Разгульна, светла и любовна
          Душа веселится моя!
          Да здравствует Марья Петровна,
          И ручка и ножка ее!

     И дальше этого Языков не пошел. Мироощущение Жарова шире и глубже, также и миропонимание. Он воспринимает все окружающее как советский мир, как партию. Подобно тому, как поэты-монархисты называли солнце "царем вселенной", Жаров, обращаясь к природе, видит в ней своего рода Советскую республику.
     В его книжке солнце говорит:

          Я - делегат небесной рати
          И от весеннего Цека.
          Я - солнце - нынче председатель
          И на земле и в облаках!

     Это солнце с апрелем

          Пришли освободить на волю
          Ручьево-реченский район!

     И это у Жарова не кокетство, а подлинная его сущность. Кроме того, поэзия Жарова замечательна тем, что она вся земная, жизненная. Он отбросил не только мифологию, но и вообще весь старый хлам. Его образы взяты из окружающей жизни. Он обращается к жизни фабзавуча, комсомола, к кругу вопросов текущего дня, - и о чем бы он ни говорил, он остается на земле, у него почва под ногами. Он обращается к Марксу с терминологией из области физкультуры:

стр. 257

          Милый дедушка! Дверь на засове,
          Крепко стал я на новый путь!...
          Помоги "Нищету философии"
          На лопатки перекувырнуть.

     Нет, кажется, ни одного вопроса злободневности, мимо которого прошел бы Жаров, и чем, казалось бы, прозаичнее вопрос, тем более поэтично подходит он к нему. Вот вопрос о червонной валюте: что может быть прозаичнее, но Жаров из вопроса о червонной валюте создает одно из лучших своих стихотворений:

          Мозг зудит: на удар - ударом
          На оскаленный штык - штыком,
          Но бывает:
          Не только пожаром,
          Можно жечь - золотым комком.

     Поэзия Жарова это поэзия строителя жизни:

          Пусть извилинами и уклонами,
          Но дойдем до стройки стройных дней,
          Скоро молодыми робинзонами
          Мы засеем целину степей!
          Скажут:
          "Инженеры, разукрасьте вы,
          Зашлифуйте в берега Оку!"
          И - готовы:
          Молодые Гастевы
          Радостно на стройку потекут.
          Скажут:
          "Ветер виснет на акации",
          Мы его - швейцаром при дверях!
          А по селам электрификацией
          Захлестнем мы мельничный размах.

     Вот почему поэт хочет жить теперь, теперь действовать:

          Вот она золотая страда.
          Сотни весен бурлят по венам...
          Нет,
          Не надо.
          Не будем ждать
          Сыновей на третью смену.

     Поэт водяного и воздушного флота - Жаров в труде и борьбе не боится смерти. Когда к нему на Воздвиженку пробирается эта гостья, чтоб погасить его горячий взгляд, он дает ей такую отповедь:

          Знаете что? Идите
          Туда, откуда пришли!
          ...Знаете что? прощайте!
          Здесь я - не дома. Вот
          Наведаться попытайтесь
          Домой ко мне, на завод!

     Да, на заводе, в труде и борьбе, среди коллектива Жаров неустрашим и неуязвим даже для смерти. Такое у него мироощущение.

стр. 258

     Формой он овладел достаточно сильно для лирического поэта. У него мелодический стих, хорошая рифма, прекрасные ассонансы, сильный и сжатый язык.
     К лучшим стихотворениям в книжке можно отнести: "Марксу", "На лекции", "Вечер", "Завод", "Скоро скоро мы", "16 Октября", "Сны", "Спросонья", "Песня о червонце", "Знай братишка".
     Эти стихи, по нашему мнению, надо брать в христоматии и в сборники для декламации.

home