стр. 256
Г. К.
ЛЕДОХОД.
Александр Жаров. "ЛЕДОХОД". Группа пролетарских писателей "Октябрь". Ледоход. Стихи. Издательство Молодая Гвардия 1923. 46 стр.
Вместе с Жаровым приходит в литературу новое поколение, для которого Революция 1905 года является смутным воспоминанием детства, но которое пережило гражданскую войну в эпоху пролетарской революции, выросло в обстановке Советской республики.
Что создало Жарову ранний и быстрый успех? Прежде всего Жаров - поэт молодости. Недаром эпиграфом к своей книге он поставил свои собственные стихи:
Полно, звезды, стыдливо скрываться,
Хорониться за облачный мир!
Сколько лет вам? А мне - восемнадцать!
Хорошо погулять молодым.
Но есть молодость и молодость.
Языков, например, тоже поэт молодости:
Разгульна, светла и любовна
Душа веселится моя!
Да здравствует Марья Петровна,
И ручка и ножка ее!
И дальше этого Языков не пошел. Мироощущение Жарова шире и глубже, также и миропонимание. Он воспринимает все окружающее как советский мир, как партию. Подобно тому, как поэты-монархисты называли солнце "царем вселенной", Жаров, обращаясь к природе, видит в ней своего рода Советскую республику.
В его книжке солнце говорит:
Я - делегат небесной рати
И от весеннего Цека.
Я - солнце - нынче председатель
И на земле и в облаках!
Это солнце с апрелем
Пришли освободить на волю
Ручьево-реченский район!
И это у Жарова не кокетство, а подлинная его сущность. Кроме того, поэзия Жарова замечательна тем, что она вся земная, жизненная. Он отбросил не только мифологию, но и вообще весь старый хлам. Его образы взяты из окружающей жизни. Он обращается к жизни фабзавуча, комсомола, к кругу вопросов текущего дня, - и о чем бы он ни говорил, он остается на земле, у него почва под ногами. Он обращается к Марксу с терминологией из области физкультуры:
стр. 257
Милый дедушка! Дверь на засове,
Крепко стал я на новый путь!...
Помоги "Нищету философии"
На лопатки перекувырнуть.
Нет, кажется, ни одного вопроса злободневности, мимо которого прошел бы Жаров, и чем, казалось бы, прозаичнее вопрос, тем более поэтично подходит он к нему. Вот вопрос о червонной валюте: что может быть прозаичнее, но Жаров из вопроса о червонной валюте создает одно из лучших своих стихотворений:
Мозг зудит: на удар - ударом
На оскаленный штык - штыком,
Но бывает:
Не только пожаром,
Можно жечь - золотым комком.
Поэзия Жарова это поэзия строителя жизни:
Пусть извилинами и уклонами,
Но дойдем до стройки стройных дней,
Скоро молодыми робинзонами
Мы засеем целину степей!
Скажут:
"Инженеры, разукрасьте вы,
Зашлифуйте в берега Оку!"
И - готовы:
Молодые Гастевы
Радостно на стройку потекут.
Скажут:
"Ветер виснет на акации",
Мы его - швейцаром при дверях!
А по селам электрификацией
Захлестнем мы мельничный размах.
Вот почему поэт хочет жить теперь, теперь действовать:
Вот она золотая страда.
Сотни весен бурлят по венам...
Нет,
Не надо.
Не будем ждать
Сыновей на третью смену.
Поэт водяного и воздушного флота - Жаров в труде и борьбе не боится смерти. Когда к нему на Воздвиженку пробирается эта гостья, чтоб погасить его горячий взгляд, он дает ей такую отповедь:
Знаете что? Идите
Туда, откуда пришли!
...Знаете что? прощайте!
Здесь я - не дома. Вот
Наведаться попытайтесь
Домой ко мне, на завод!
Да, на заводе, в труде и борьбе, среди коллектива Жаров неустрашим и неуязвим даже для смерти. Такое у него мироощущение.
стр. 258
Формой он овладел достаточно сильно для лирического поэта. У него мелодический стих, хорошая рифма, прекрасные ассонансы, сильный и сжатый язык.
К лучшим стихотворениям в книжке можно отнести: "Марксу", "На лекции", "Вечер", "Завод", "Скоро скоро мы", "16 Октября", "Сны", "Спросонья", "Песня о червонце", "Знай братишка".
Эти стихи, по нашему мнению, надо брать в христоматии и в сборники для декламации.