стр. 249
Н. Сказин.
МУДРОСТЬ ПРОСТОТЫ.
Выставка стенных газет. Москва, Дом Союзов.
На выставке стенных газет единая тема - смерть Ильича - об'единила весь материал. В статьях - глубокое понимание живого ленинизма. Воспоминания рабочих освещают жизнь и деятельность вождя.
Отдел художественной литературы заслуживает особенного внимания. Здесь творчески -
Образ Ильича столь пламенно любимый
Запечатлен в душе народной навсегда*1
_______________
*1 "Красный фабзавучник" - газ. при шк. М.Б.Б., автор Н. Киселев.
стр. 250
Мысль воплощена в художественную форму. Это содержание и форма для нас представляют сугубый интерес, т.-к. стенных газет в республике тысячи, а пишут в них десятки тысяч. В обыденной обстановке на заводах, между дел формируются новые творческие силы. Будущее принадлежит им.
* * *
Видное место занимают стихи.
Вот, напр., в газете "Эхо", б. Моск.-Каз.ж.д. -
Четыре дня.
Шел инвалид и шла старуха,
И мать с ребенком шла туда,
Где так торжественно и глухо
Тоскующий оркестр рыдал.
Дни эти вечно будут тревожить память.
... Весть отравленным кинжалом
Глубоко нам ранила сердца.
Не словам измерить нашу жалость,
Наша скорбь и жалость без конца.
Массовое вступление в партию было лучшим выражением любви и веры в учение Ленина. - Откликом на строки М. Шорина проходит ряд стихов, выражающих мысль Вас. Коренева:
Будет бить сильней рука,
Пока не станет океаном
На целый мир Октябрь-река.
Таков вывод. Результаты понятны. Но и это не все...
...Он умер,
Но мысль его сквозит весь мир,
Как молний блеск во мраке ночи.
...Трудно о Ленине писать,
Возможно-ль все о нем пересказать,
Не хватит красок и пера,
Не хватит бедного ума.
говорит в "Регуляторе" кружок политсобеседования женщин-работниц. В газете это единственные стихотворные строки. Они, конечно, не поэтичны в современном понимании поэзии. Но то чувство, которым они полны, действительно, невыразимо, если автор ставил себе целью сказать о Ленине все, дать образ Ильича подлинный, а не тот, о котором писал Мих. Герасимов:
Твой голос -
Грозный гром стихии,
Прибои миллионных толп...
Никто из поэтов не воплотил в слове любимый образ так, как он "запечатлен в душе народной". Больше: многие признали
стр. 251
свое бессилие побороть волну чувств. В "Экране" яркий пример - стих. "Когда сообщили газеты":
Знаю: запретно плакать,
Членский нося билет.
Скажут: ну, и слякоть
В 28 лет.
Не разрешу задачу
(Партбилет, прости),
Малым ребенком плачу...
Или еще пример: "По телеграфу" из другой газеты.
Только и было, что слово по проводу.
Только и было, что бюллетень...
А потом, товарищи, слово по поводу,
По поводу... смерти...
Проклятый день!..
Хочешь сказать... Надо... А разве выскажешь.
Даже вожди были во власти чувств:
По телеграфу диктует нервами Троцкий.
В стихах у многих дана картина классовой скорби. Так, в "Красной Пресне" Устинов рисует:
Под музыку шагов, в метель, в мороз трескучий,
На площадях топчась,
Шли граждане тяжелой, темной тучей
Ко гробу Ильича.
Рубен Агбальян передает, как труд в эти дни был насыщен печалью.
Стучите!..
Стучите молотки
И паровые молоты.
Выстучите
Миру клич.
Умер гениальный
Учитель,
Умер
Дорогой
Ильич.
Итак, образ вождя, личная печаль и классовая скорбь - три основных момента в стихах газет. Кроме них, есть четвертый вид, схожий с надгробными надписями.
Ушел наш вождь Ильич.
Навек заснул он крепким сном,
Зачем так рано наш учитель
Сиротами оставил ты сынов.
Кто видел на кладбищенских крестах подобные надписи, тот, вероятно, отметил в них простоту и безыскуственность. Мотив
стр. 252
их - смерть близкого человека, где обычно указывается на печаль покинутой семьи.
В приведенном примере семья - рабочий класс, единокровная семья борцов за ленинскую революцию.
* * *
Рядовой пример прозы из воспоминаний "Первая весть".
Утро. Комсомольцы собрались в комячейке подготовиться к вечеру 9-го (22) января. Появилась балалайка, пошло веселье. Но вот входит в ячейку парень. Лицо его бледное. Пораженный нашим весельем, насилу выговорил.
- Что вы делаете?... Ведь Ильич умер. Смех сразу прекратился. Балалайка выпала из рук.
Неужели правда?... Мелькает надежда, что он пугает...
Да нет, этим шутить нельзя.
Бросились к телефону.
- Занят.
Бегом в райком.
Неожиданно поразила весть. Передана просто, без прикрас и космических сравнений в форме понимания автора и его товарищей по предприятию.
* * *
Во всех газетах поражает их любовное украшение заголовками, рисунками и портретами. На ряду с городскими, где применяется монтаж и в провинциальных чувствуется большой вкус в гарнировании газетного листа с общим содержанием.
* * *
Отрывки приведенных стихов можно рассматривать, как образец литературного слога. В них он расчленяется на три типа: безыскусственные строки, когда автор пишет, будучи совершенно незнаком с техникой стиха; искуственные, где автор, как Агбальян, подражает; и третий - своя особенная форма. Суть ее в том, что не ухищряясь в ритмах и рифмах, не перегружая стихи до запора образами, автор занят только содержанием. В разработке его инстиктивно создается соответствующая ему форма целого произведения.
Стенных газет тысячи, а пишут в них десятки тысяч. Шаг за шагом одолевается грамота будущими пролетарскими художниками слова. Первый смотр дал блестящий результат. Идут подлинные творцы пролетарской культуры. Уже сейчас их строки отмечены простотой мудрости и силой классового сознания.