стр. 121

     А. Безыменский

     О ТВОРЧЕСКИХ ПУТЯХ

     РАБОЧИЙ В ЛИТЕРАТУРЕ

     Идеологическая и художественная платформа группы "Октябрь" стала в короткий срок не только платформой подавляющего большинства групп пролетарских писателей в СССР, а тем самым и всей пролетарской литературы, но, мы думаем, и оффициально лишь непризнанной платформой коммунистической партии.
     Творческие пути, намеченные платформой, всецело оправдали себя. На ряду с лирикой, и то преображенной жизненным содержанием, за это время вырос ряд больших и малых полотен эпического характера, рисующих, показывающих, наши дни, нашу эпоху, конкретную действительность, живую жизнь.
     Мы вовлекли под стяг этих творческих путей даже и тех, которые при появлении платформы кричали о том, что она "сужает темы" художника, не говоря уже о сразу принявшем эти пути пролетарском пишущем молодняке.
     Схоластические, символические, космические воспевания Завода и Революции (с больших букв) мы захотели заменить и заменили выявлением этого завода и этой революции конкретными образами действительности.
     Огромный цикл тем нами затронут и претворен художественными

стр. 122

произведениями. Но никто, а менее всего мы, не может говорить о том, что здесь сделано все. Больше того! Они, эти темы, едва затронуты. Их разработка, расширение, "осюжетивание", углубление, - еще всецело впереди.
     Однако, это не должно нас удерживать от того, чтобы выяснять для себя вопросы и темы, встающие по пути нашей творческой работы.
     Мы ясно помним, что при появлении платформы "недоброжелатели" пролетарской литературы и спец-критики хором закричали: - Не надо нам деклараций!
     Потом они все-таки учуяли разницу между нашей платформой и словесной декларацией "Кузницы", в которой, - несмотря на то, что она заявляла, что "стиль это класс", - невозможно было разобрать какому классу принадлежит тот стиль, которым она была написана.
     Тогда эти "недоброжелатели" и спец-критики начали всех, и нас в том числе, уверять, что мы даем, или хотим дать рецепт для писания произведений, тем самым противопоставляя нам "свободную волю" художников "безнаправленческих".
     О свободной воле критически мыслящих личностей мы здесь не будем писать.

стр. 123

     Всем, кто видел человеческими глазами то, что содержалось в платформе, а не надевал темные очки при разглядывании всего относящегося к пролетарской литературе, - было ясно, что рецептом нельзя назвать оформление тенденций для творческих устремлений художника слова.
     Прежде всего, мы оформляли назревшую в нас самих потребность перехода к отображению конкретной действительности глазами рабочего класса. И в этом группа "Октябрь" явилась выразителем назревшей потребности всей пролетарской литературы.
     В этом направлении мы работали и, я думаю, неплохо. Но, конечно, пусть делают другие, если умеют, лучше. Мы будем этому рады.

     ---------------

     В настоящее время мы стоим перед новой, вполне уже в нас созревшей потребностью, которую мы не замедлим формулировать.
     Если произведения, выявляющие пафос революции или личное отношение автора к событиям, вынуждены оперировать вещами и символами, - произведения, рисующие эпоху, берут, прежде всего, живых людей ее. Общественные отношения индивидуализируются в тех или иных представителях классов. Классовое миросозерцание автора проявляется тогда в подходе к изображению людей и событий, в правильном или в неправильном (с точки зрения всего класса) понимании перспективы и т. д.
     Проделав большую работу, взяв и показав (конечно, еще недостаточно полно) живых людей и события нашего времени, мы увидели и осознали, что одним из необходимейших творческих путей в ближайшее время должен явиться путь отображения в художественных произведениях рабочих от

стр. 124

станка в их производстве и быту.
     Совершенно ясно, что, не проделав предварительной работы, нельзя было приступить к разрешению этой задачи.
     Конечно, нам зададут вопрос: почему понадобилась эта предварительная работа? Вам бы, пролетарским писателям, надо было начать с рабочих.
     Дело тут вот в чем. Первые пролетарские писатели, первые люди, которых рабочий класс смог отдать для писательской работы, производили свою работу во времена "бури и натиска". Связанные с классом, они воспитались преимущественно на организаторской партийной работе.
     "Кузница", выявившая общие стремления и порывы пролетариата, пришедшего к власти (в чем ее огромная заслуга), отображала собой первый, вполне понятный и законный период литературных устремлений рабочего класса.
     Когда пролетарские писатели (через год после перехода к нэп'у) платформой "Октября" формулировали назревшую потребность в переходе к отображению конкретной действительности и живых людей, - вполне естественно, что они, выросшие на парторганизаторской работе, взяли типы тех людей, которых они ближе всего знали и которые раньше всего сложились, как типы. Первые эскизы, первая разработка материала, давшая впрочем произведения, которые уже вошли и навсегда останутся в литературе, - была дана, по понятным причинам, средствами, лучше всего известными художнику. Если кому хочется, пусть обвиняют нас и в этом.
     Мы, именно мы, не берем себе патента на звание единственно существующих пролетарских писателей или "самых настоящих". Мы знаем, что там, где-то около рабкоров, идет процесс образования

стр. 125

и выявления пролетарских художников слова, великолепно знающих рабочий быт, которые дадут литературе огромных мастеров. Мы не только знаем это, но и активно содействуем этому процессу, в противуположность иным, 99% своего внимания отдающим другим истокам литературы, только не пролетарским.
     Но и мы, художники, связанные с классом и его партией, прокладывающие пусть первые, но пути пролетарской литературы, можем и должны направить и свои творческие усилия для овеществления в художественных произведениях встающих перед пролетариатом проблем и задач.
     Такой задачей, повторяю, является сейчас отображение рабочего от станка в его производстве и быту.

     ---------------

     Как подойти к ее разрешению? Прежде всего, можно взять и рассказать о рабочем, описать случай из его жизни и т. п. На примере первых работ, хотя бы написанных с большим мастерством ("Мастер Яков" Жарова) можно видеть недостаточность такого подхода. На 90% здесь автор говорит о рабочем, а не рабочий о себе (своими действиями). Конечно, это вещь очень нужная и, конечно, нужно принять во внимание, что автор - лирик на те же 90%. Но от первого опыта нужно итти дальше.
     Дать живого рабочего, показать его (глазами рабочего класса, понятно) в развернутом сюжете, в эпическом произведении, - вот задача, которая еще вся впереди.
     Этого можно достигнуть только глубоким знанием этого рабочего, его производства и быта. "Чтобы изменить быт, надо познать его", сказал тов. Троцкий. "И знать его", добавил т. Плетнев. Оба - правы.
     Первое условие для этого - работа на производстве. Не непременно

стр. 126

у станка, но непременно длительная.
     Прикрепившись партийным порядком к ячейке, работая в ней, в завкоме, клубе, в стенгазете, литкружке и работая постоянно, - нужно изучать производство и рабочих, стараться товарищески, а не интервьюерски, проникнуть к ним в семью, изучать и еще раз изучать.
     "Еще и еще ближе к производству" - сегодняшний лозунг партии. Мы, проводя в жизнь этот лозунг, как партийцы, - можем и должны впитать в себя то, что вытекает из этого, как художники. М. К., несомненно, пойдет нам навстречу. (Кстати, этот лозунг, выкинутый партией, явно ударит по тем, которые, по привычке "крыть" нас, будут, не сомневаюсь, квалифицировать наше стремление, как желание "опролетаризироваться" вроде хождения в народ. Да, товарищи! Мы - члены партии).
     Изучать мы, конечно, будем творчески. Попутно встает еще задача. Необходимость создания синтетической формы пролетарской литературы - несомненна. Но ее создание невозможно без знания рабочего языка. Нам необходимо не только слушать его, но и записывать особенности этого языка, все поговорки, пословицы, жаргон производственный и всякий иной, речезнаки и т. д.
     Все это - "первое условие". О дальнейшем, если понадобится - будем говорить.
     Так-то мы подходим к разрешению вставшей перед нами творческой задачи.
     Пусть сочтут путь "рецептом". Художники (пусть часть), почувствовавшие необходимость работы в указанном направлении, пройдут мимо этого.
     Еще одно слово. Конечно, всякий иной, не пролетарский писатель может и наверно будет стараться

стр. 127

писать о рабочем или показать его. Но мы уверены в том, что только художник, глядящий на мир глазами коммунистического авангарда пролетариата, сможет дать в своих произведениях рабочего живого, настоящего, со всеми его недостатками и язвами

стр. 128

его быта, со всеми его достоинствами, с истинным пониманием его положения и перспектив, так, как это нужно рабочему классу и его Партии.

     ---------------

     [Цитата:]

     "Социалистический пролетариат должен выдвинуть принцип партийной литературы, развить этот принцип и провести его в жизнь в возможно более полной и цельной форме... Долой литераторов беспартийных! Долой литераторов сверхчеловеков! Литературное дело должно стать частью обще-пролетарского дела".

     Н. Ленин.

home