стр. 191

     С. Оленев.

     ПЕРЕГНОЙ

     Л. Сейфуллина. ПЕРЕГНОЙ. Четыре повести и рассказ. Изд-ство "Сибирские огни". Ново-Николаевск, 1923.

     Лидия Сейфуллина - имя ставшее известным только последнее время, может быть, год-два. Пришла Сейфуллина из Сибири. В то время, как у некоторых ее земляков, сделавшихся известными благодаря специфически-сибирским, главным образом, партизанским темам, почти нет коммунистов, или коммунисты представлены у них внешне, чуть-чуть окаррикатуренными, Сейфуллина довольно много внимания уделяет как раз представителям партии, тем рядовым коммунистам города и деревни, которые вынесли на себе главную тяжесть борьбы за Советскую Республику.
     Наряду с последними она дает целый ряд других типов - целую галлерею людей первого пятилетия Октябрьской революции. Тут и кулаки, и середняки, и беднота русской деревни; деревенская интеллигенция - библиотекарь, учительство, врач и эсеровская братия; дети и школьные инструктора; и многое другое.
     В небольшой рецензии мы не имеем возможности остановиться подробно на том богатстве образов и типов, которые дала Сейфуллина в своей первой книжке. Мы надеемся, что нам придется еще - и более обстоятельно - вернуться к ней в дальнейшем. Пока же остановимся на основных чертах творчества Л. Сейфуллиной.
     Прежде всего, - и это бросается в глаза уже при первом чтении "Перегноя" - Сейфуллина - вся от революции, от современности. Ее литературные интересы, круг ее тем лежат в той же плоскости, в которой протекает работа наиболее передовой части пролетарской литературы.
     Правда, в произведениях Л. Сейфуллиной нет еще той идеологической выдержанности, той коммунистической четкости, какими отличается последняя, но такие вещи, как "Перегной" и особенно "Правонарушители" показывают, что мы имеем дело с попутчиком, очень близким к нам. Наша современная действительность тем выпуклее и непосредственнее дана в повестях Сейфуллиной, чем ближе и проще подходил автор к своей теме. В тех же

стр. 192

случаях, когда Сейфуллина задавалась целью дать большую идею, нарисовать тип коммуниста во весь рост, в качестве представителя нашей эпохи, ей недоставало, очевидно, знания соответствующей среды и достаточного опыта. Художник не мог справиться со своей задачей и получились произведения внутренне неоправданные, надуманные.
     К последним нужно отнести "Четыре главы" и "Александр Македонский".
     В первой повести Сейфуллина старалась нарисовать картину перерождения легкомысленной женщины, бывшей любовницы владельца золотых приисков, в большевичку под влиянием любви к своему товарищу детства, ссыльному большевику. В повести есть некоторые интересные места, но в целом идея повести маложизненна и слабо разработана. Фигура самого большевика, Володи, стоит совсем в стороне и слишком тускла. Примечательно, что после разрыва между героиней повести, Анной, и Володей они совсем не встречаются, как будто Сейфуллина сама сомневается в возможности дать цельный образ большевика, активного работника.
     Такую попытку Сейфуллина сделала в "Александре Македонском", и попытку неудачную. Слишком анекдотично и случайно самое совпадение имен, совсем нетипична для революции фигура этого забитого конторщика с винокуренного и пивоваренного завода барина Шидловского. Неестественна, например, сцена в ресторане, как и многое другое. Опять-таки Сейфуллина оставляет в тени наиболее активные революционные силы. Некоторые удачные картины, как работа Македонского в Наробразе, не изменяют общего положения.
     Гораздо удачнее "уездная история" - "Ноев ковчег". В первые дни Октябрьского переворота единственная гостиница маленького уездного городка превращена в "Ноев ковчег", где помещаются и представители новой советской власти, и эсэры, и единственный в городе дворянин, судья Холодковский, прячущий в сундуке золотой чайный сервиз - "подарок от царя". Городок переживает первые дни советской власти, которая справляется с окружающими ее опасностями только путем решительных, часто весьма рискованных действий. Кроме врагов, притаившихся в самом городе, надвигаются еще угрозы со стороны казаков. "Бурей в главари выкинутым"

стр. 193

большевикам приходится ликвидировать наростающее восстание в самом городке, разлить погреба спиртного завода, служившие очагами брожения, а затем организовать уже правильную оборону города, который в конце концов переходит во власть казаков.
     В повести очень хорошо выявлены основные черты тех незабываемых дней, их темп, героизм и стойкость защитников советской власти. Показаны в "Ноевом ковчеге" и отрицательные стороны того времени, но они органически сливаются со всей тогдашней обстановкой и потому правдивы.
     Гораздо более широкую картину развертывает Сейфуллина в повествовании "Перегной", в котором Сейфуллина рисует, главным образом, революционную деревню, повидимому, очень хорошо ей известную.
     Основной заслугой Сейфуллиной является то, что она попыталась и действительно дала конкретную деревню первых лет гражданской войны во всей ее широте. Революция в деревне происходит не благодаря единичному случаю, не внезапно, благодаря той или иной несправедливости, а вырастает органически из всего уклада деревенской жизни, из ее хозяйственных условий, из обострения вражды между различными слоями крестьянства. В повести весьма верно показано, как одни слои деревни туго, медленно, но упорно идут к осознанию необходимости советской власти и ее поддержки и как другие силой вещей отбрасываются открыто в лагерь белогвардейцев.
     Типы, выведенные в "Перегное", с редким для нашего времени реализмом живут, дышат, действуют, дерутся, любят, ненавидят... И красной нитью по всей повести проходит наростание и развитие революции.
     "Перегной" - одна из немногих верных повестей о нашей революции. С неослабевающим интересом следишь за развитием ее действия и отдельными выведенными в ней лицами.
     Но "Перегной" - повесть тяжелая, Сейфуллина дает нам и другое.
     Рассказ "Правонарушители" облит солнцем, лаской, материнской заботливостью о детях революции. Сейфуллина берет "Правонарушителей" - "преступников" революции и показывает в них столько человеческого достоинства, гордости, самодеятельности, активности, трудолюбия, сметливости, - что тусклыми и бледными кажутся перед ними, ничтожными и безнадежно-вялыми все эти на старых дрожжах испеченные канцеляристы, машинистки, учителя, советские служащие. Образ колонии этих "правонарушителей", построенной на товарищеском понимании и доверии между собой и к заведующему колонией, на взаимном соревновании, на любви к непринужденному, свободному труду - высшее достижение художественного творчества Сейфуллиной. Одного этого рассказа достаточно было бы, чтобы увидеть в авторе умение зорко и верно схватывать

стр. 194

в революции характерное, главное. Поэтому, Сейфуллина является перед нами другом.
     Ей предстоит еще много работы над своим творчеством, особенно над своим сознательным, до конца и безоговорочно идущим осознанием революции: будем надеятся, что она этого добьется.

home