стр. 185

     Перекати-Поле

     ЯКОВ ШВЕДОВ

     Среди пролетарского молодняка, среди поэтов, объединившихся в МАПП, Яков Шведов выдается как своей молодостью, так и своеобразием всего своего облика.
     Он родился в 1906 году, в крестьянской семье, выселившейся в город. Мать его все мечтала жить и умереть в деревне, но умерла в городской больнице. Яков Шведов прошел церковно-приходскую школу; с 13-ти лет работает на заводе, с 14-ти живет совершенно самостоятельно. Стихи печатает чуть не с 13-ти лет. Теперь Яков Шведов состоит членом рабочего литкружка, чаще всего печатается в "Рабочей Москве".

стр. 186

     Больше всего в мире Шведов любит свой завод во всех его мелочах. Посвящены ему его первые стихи: как горит какая печь, как ходят ремни, как работает каждый кран и т. д. В этих стихах переливы движений и красок поразительны, но поразительно и то, что в этих стихах совершенно отсутствует рабочий. Человека нет, не видно, и не слышно, но зато полон жизни процесс заводской механической работы:

          Лава шумная ревела,
          И мартэн гигант вопил,
          Лезло пламя красной кошкой
          В выси кованных стропил.
               ("На плавке").

стр. 187

     Не удивительно, что Шведов любит мир завода. Он с ним сросся, спаялся, и в этом отношении очень характерно для Шведова стих. "Гудки поют".

          ГУДКИ ПОЮТ.

          Я влюбился в станок говорливый,
          Полюбил нефть и жирный мазут,
          Но отрадней мне ясное утро,
          Когда звонко гудки запоют.
          Запоют они зычно, протяжно,
          Призывая чумазых на труд,
          Первым воет, горланит на "Курских",
          А вторым завод "Перенуд".
          За Москвою-рекою откликнется
          С переливом завод "Парострой",
          И протяжно аукнется звонко
          В паровозном депо мастерской.
          ...И тихонько, чуть слышно, откликнется,
          В районе соседнем "Бромлей",
          А за дальней грязнухой - заставой
          Запоет "Москвошвей".
          Я влюблен в окраину утром,
          Полюбил я железный труд,
          Но всех пуще, когда песни
          С переливом гудки запоют.

     Вот стихотворение, которое может служить ключем к пониманию всей поэзии Шведова. В самом деле, такое стихотворение мог написать только рабочий, каждое утро чутко прислушивающийся к заводским гудкам, чтоб самому во-время поспеть на завод. Вот откуда Шведов знает очередь, в какую поют гудки какого завода, и какой голос у каждого гудка. Шведов так действительно, как песню, воспринимает музыку утра и музыку труда.
     Кроме стихотворений, посвященных описанию механической и заводской работы, Яков Шведов успел уже написать ряд стихотворений о труде отдельных рабочих, исполняющих какую-нибудь

стр. 188

специальную работу, - напр., смазчика, крановщика и т. д.
     Интересны его стихотворения о кустарях. Таковы его "Песни веселого веретенщика", "Гармонист", "Колодник", "Плотничьи песни". В этих стихотворениях Яков Шведов описывает не только процесс работы, но и думы рабочего о том, откуда и на что пойдет его работа. И это не случайность: это продолжение того художественного процесса, который переживает Шведов, как поэт. В одном его раннем стихотворении ("Наборщик") наборщик говорит, что он любит утром читать газету, которую сам набирал ночью, и при этом описывается обстановка наборной.
     День на заводе, вечер в какой-нибудь литературной группе или на собрании, шмыганье по улицам Москвы, по ее базарам и площадям, толкание среди комсомола, постоянные поиски той или другой книги, прогулка, экскурсия, исполнение обязанностей рабкора и среди всего этого писание стихов очень многочисленных и разнообразных, но всегда лирических и всегда производственных, - вот Шведов и его поэзия.
     Все его стихотворения сплошь переполнены техническими словами, связанными с тем или другим производством, с той или другой работой. Поэтому его стихи при издании надо бы снабдить специальным словарем, иначе они будут непонятны многим читателям, даже из рабочей среды, но другого производства.
     Как не подходи к Якову Шведову, как не оценивай его поэзии, одно можно твердо установить: это новая культурная ценность, совершенно незнакомая, по типу своему, буржуазной литературе. Яков Шведов один из тех, кто является лучшим ответом сомневающимся в возможности развития пролетарской культуры.

home