стр. 61
А. Безыменский
ПРОЛЕТПИСАТЕЛИ И ПАРТИЯ
Есть особого рода люди. Они и коммунисты и писатели.
Товарищи партийцы с благоволением относятся к первому факту, снисходительно улыбаясь при упоминании о втором. Хотя с тех пор, как пошла "мода на культуру", они не забывают завязать разговор на тему о наступлении буржуазии на идеологическом фронте, разнося Пильняка, щипая Серапионов и даже поругивая... "Красную Новь".
Это все. И товарищи партийцы и партия в целом, как будто забывают о том, что в ее рядах есть художники слова, мимо которых не пройдут ни партия, ни литература, и работой которых можно и должно выдвинуть строй борцов на том самом идеологическом фронте, о котором платонически говорят.
А как среди нас? Примерно, один, другой третий коммунисты и (!) писатели хотят
стр. 62
вести коммунистическую линию в художественной литературе. Но мы недостаточно чувствуем, что партия через нас говорит свое слово.
РКП имеет своих хозяйственников, партработников и т. д. Партия должна вся в целом через коммунистов-художников слова творить, вести свою линию в художественной литературе, идейную и организационную.
Мы (группа пролетарских писателей "Октябрь") выработали идеологическую и художественную платформу... нет! - не только группы. Мы убеждены, что это платформа партии. Это надо дискуссировать, закрепить или отвергнуть. Но надо поставить безусловно.
А как ставить, когда нам советуют писать об Ахматовой, а не о пролетарском писателе, когда ответственнейший работник партии советует учиться у Серапионов, которые, мол, рисуют "без разной там психологии" ни мало не задумываясь над тем,
стр. 63
что попутчики не могут дать психологии участников революции и ее творцов, так как они не были ими.
Партия должна иметь линию в художественной литературе.
Теперь дальше. Что партия сделала с "Кузницей"? Даже так поставим вопрос. Была где-то группа пролетарских писателей и ладно. Ни намека на руководство через коммунистов. Что же мы видим? Начался НЭП - и... кое-кто пишет о том, что "самцы и самки" и клоака Тверского бульвара "будет и впредь через тысячу лет". Чья вина? Скажем так: - и партии то же. Скажут, что мои слова удар по нам самим. Да! Но, чтобы избежать дальнейших ударов надо о них говорить. Факты учат. И хоть это хорошо!
Еще вопрос. Если бы РКП осуществляла, вела работу через писателей коммунистов, допустила ли бы она сиденье кой-кого на акпайках, без тени действенного участия в живой жизни, что обусловливает, я думаю, отрыв от претворения этой жизни, т.-е. Революции? Или с другой стороны, допустила ли бы голодание и прозябание на улицах целых взводов и так не большого отряда войск идеологического фронта? Допустила бы неумелое использование сил нужных здесь, но прозябающих в другом месте?
Да. Партия должна иметь линию в художественной литературе.
Еще вопрос. Та же группа "Октябрь" действенно работает по укреплению московской ассоциации пролетарских писателей и надеется при помощи ее восстановить разрушенную всероссийскую. Мы думаем, что этим мы осуществляем не только желание нас, пролетписателей,
стр. 64
но и волю партии. А вдруг они для партии не нужны? Допустим это на одну секунду. Или надо что-нибудь изменить, перестроить?
Нет, нет. Партия должна иметь линию в художественной литературе.
И последнее. Недавно я с тов. Ю. Либединским мечтали. Он говорил:
- Скоро ли наступит то время, когда для работы того или иного писателя Агитпроп ЦК по постановлению коллегии даст ему командировку туда-то... Для чего? - писать поэму о мещанстве в Революции, о враге пролетариата, с которым нужно бороться, а для того знать его... - или в Каширу, Донбасс... для чего? - писать повесть об электрификации...
Смешные разговоры?.. Мечты... Но и они и все здесь написанное являются отражением одной и той же наболевшей мысли:
Не хотим быть:
Коммунистами в одном случае;
Поэтами - в другом;
Обществ.деятелями в третьем;
Журналистами в десятом...
Хотим быть:
коммунистами, ведущими работу партии в области художественной литературы.
Безыменский
Член РКП с 1916 г. и журналист - и поэт - и!..