стр. 245
С. В.
ПРОРЫВ "НА ТРЕТЬЕМ ФРОНТЕ".
(Письмо из Перми).
"На третьем фронте" (надо понимать на фронте борьбы с буржуазной идеологией) - так назван журнал Пермского губоно, первая книжка которого недавно вышла в свет. Вполне удовлетворительная внешность, довольно богатое содержание (более двадцати статей - "Общие основы марксистского понимания педагогики", "Летняя школа", "Пропаганда книги", ряд заметок руководящего, отчетного, делового характера) - все говорит в пользу нового издания.
Но... резким, портящим впечатление от книжки диссонансом является статья "Романтизм Островского". На фоне призывов под знамя марксизма, воинствующего материализма, особенно бросается в глаза эта статья проникнутая духом чистейшего "идеализма". Оказывается, Минин, которого Островский обрисовывает "не как политика, а как мистика" изображен у него правдиво, "в духе эпохи, на основании народного предания, в котором самое историческое событие представлено в глазах народа, как святое дело". Для того, чтобы усомниться в правдивости такой сентенции незачем тревожить зловредные страницы безбожных материалистов вроде Покровского, а достаточно заглянуть хотя бы в старика Костомарова.
Недурно выглядит и такой фрагментик:
"Если русская литература гуманистична, это потому, что она романтична. Но русская литература элегична, потому что реалистична. Будучи же реалистичной, она и моралистична, потому что романтична.
стр. 246
Но будучи моралистичной, она универсальна, общечеловечна и оптимистична, опять таки потому, что романтична".
Комментарии, как будто, излишни.
Для развития "идеалистического" наступления и углубления прорыва "на третьем фронте", автор не брезгает потревожить прах Лизы (не бедной Карамзинской, а святой Тургеневской, так "божественно" разобранной у Овсянико-Куликовского), героически ушедшей в монастырь, тень Тани Лариной пожалуй не менее героически вышедшей замуж, и даже не забывает процитировать тургеневское: "а разве нет великих представлений, великих утешительных слов: народность, право, свобода, человечество, искусство, красота".
Дух Саводника опочил на шести страничках этого юбилейного рассуждения (к столетию со дня рождения Островского), Саводника против которого велась в средней школе борьба еще лет семь тому назад, во времена игнатьевской "весны", Саводника, которого теперь разоблачит и забракует любой в достаточной мере развитый, "развращенный", "натасканный" рабфаковец и партшкольник.
Можно было бы "оставить мертвым погребать своих мертвецов", появись эта статья в каком-нибудь аполитичном, частном издании, но "положение обязывает" и, давая журналу такое звучное и многообещающее название, редколлегия должна внимательнее относиться к помещаемому материалу и тщательнее его процеживать, чтобы избежать в будущем таких досадных "прорывов" и выдержать единство настроения.